УДК 343.8

К ВОПРОСУ О РЕФОРМИРОВАНИИ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ В СВЕТЕ РАЗВИТИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ РФ

№28,

Юридические науки

Герасименко Вячеслав Романович


Ключевые слова: УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИНСПЕКЦИИ; ПРАВА; ОБЯЗАННОСТИ; ОСУЖДЕННЫЕ; PENAL INSPECTIONS; RIGHTS; DUTIES; CONVICTS.


Аннотация: В статье рассматриваются основные учреждения и органы, исполняющие наказания в свете развития уголовно-исполнительной системы РФ. Автор анализируется мнения ведущих ученых и правоприменительная практика.

Уголовно-исполнительное законодательство России основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными. На практике наша пенитенциарная система еще далека от международных стандартов. Очевидно, что практическая реализация европейских стандартов по соблюдению прав человека в ходе реформирования уголовно-исполнительной системы РФ во многом зависит от профессиональных и личностных качеств сотрудников. Международные стандарты предъявляют высокие требования к сотрудникам уголовно-исполнительной системы. Для того чтобы персонал соответствовал данным стандартам, государство должно повышать престиж службы, проводить качественный отбор, подготовку и переподготовку сотрудников, создавать для них достойные условия труда и дополнительные социальные гарантии.

Реформирование уголовно-исполнительной системы началось еще в советское время, особенно активно оно осуществлялось в 90-е гг. Однако наиболее интенсивно оно проходило после передачи уголовно-исполнительной системы в ведение Министерства юстиции РФ, и это вполне понятно. Необходимо было не только переработать нормативную базу, но и определить на длительный период стратегию развития системы. В разные годы принимались несколько документов под названием концепции реорганизации, реформирования, развития уголовно-исполнительной системы до 2020 года.

Реформирование уголовно-исполнительной системы нельзя разбирать лишь с позиции реорганизации лишь самой системы. Эта система является исключительно полифункциональной. Она не только исполняет наказания, как в виде лишения свободы, так без изоляции от общества, но и занимается сугубо производственной деятельностью, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, ведет оперативно-розыскную деятельность, принимает участие в социальной работе и контроле над поведением условно осужденных.

Федеральная служба исполнения наказаний, находящаяся в ведении Министерства юстиции России, осуществляет правоприменительные функции, среди которых функции по контролю и надзору за действием уголовно-исполнительной системы. Уголовно-исполнительная система в соответствии с частью 14 ст. 16 УИК РФ включает в себя учреждения, исполняющие наказания в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ, ареста, лишения свободы, пожизненного лишения свободы. К таким учреждениям относятся уголовно-исполнительные инспекции, исправительные центры, арестные дома, колонии-поселения, воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, исправительные колонии, следственные изоляторы (в отношении лиц, указанных в ст. 77 УИК РФ).

В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. обращено внимание на то, что действующая уголовно-исполнительная система во многом сохранила черты той старой советской пенитенциарной системы, которая была ориентирована на другое общество [1]. В ее работе слабо учитываются нынешнее состояние экономики, интеграция Российской Федерации в международное правовое поле, международные стандарты обращения с заключенными и развитие гражданского общества.

За время, прошедшее со дня принятия Концепции (с октября 2010 г.), в работе уголовно-исполнительной системы Российской Федерации произошли существенные трансформирования. В частности, начало использоваться по существу новое наказание в виде ограничения свободы, что потребовало перемен в работе уголовно-исполнительных инспекций.

Федеральным законом от 07.12.2011 № 420-ФЗ в УК РФ введено новое наказание в виде принудительных работ, которое должны исполнять исправительные центры. Последние предстоит создавать, с одной стороны, с учетом новых подходов к обращению с осужденными (это наказание как альтернатива лишению свободы может применяться не только за преступления небольшой и средней категорий тяжести, но и за тяжкие, а в случаях, предусмотренных п. 6 ст. 15 УК РФ, и за особо тяжкие преступления). С другой – организация порядка обращения с осужденными в исправительных центрах, как и во всех учреждениях уголовно-исполнительной системы, должна содействовать выводу экономики современной России из кризисного состояния. Поэтому важно устанавливать тесные контакты между органами власти и территориальными подразделениями ФСИН, привлекать осужденных к труду с учетом потребностей экономического развития России.

Концепция обращения с осужденными лицами, содержащимися в местах изоляции, ориентирована на более гуманный характер условий их содержания, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов. Это сложная задача, поскольку процесс отбывания лишения свободы непредсказуем и противоречив. Он призван, с одной стороны, удерживать осужденных от совершения преступлений, с другой – с ним связано порождение массы проблем. Ставя задачу приспособления человека к жизни в обществе, его отделяют от общества; желая научить его полезному активному поведению, содержат в обстановке строгой регламентации, вырабатывающей пассивность и безразличие к происходящему; думая заменить в сознании человека вредные привычки полезными, его содержат среди отрицательных субъектов. А в местах изоляции от общества свои законы[2].

В законе отсутствует строгий или даже приблизительный перечень уважительных причин, по которым инспекция может разрешить осужденному проработать меньшее количество часов в течение недели в соответствии со ст. 27 УИК РФ. Некоторыми авторами предлагается в целях исключения неопределенности в вопросе, какие причины можно отнести к уважительным, установить четкий перечень уважительных причин для принятия такого решения. Среди них называются: болезнь осужденного, семейные обстоятельства, командировка по основному месту работы, сдача экзаменов и другое [3].

Угроза замены обязательных работ другим, более строгим видом наказания должна являться важным фактором, стимулирующим осужденного на добросовестное исполнение возложенных на него обязанностей по общественно-полезной работе. Однако максимальный срок лишения свободы при замене обязательных работ в случае злостного уклонения составит не более двух месяцев принудительных работ либо лишения свободы, так как время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока лишения свободы из расчета один день лишения свободы за восемь часов обязательных работ. Большинство осужденных, изначально настроенных на уклонение от обязательных работ, не воспримет всерьез столь незначительный срок замены наказания.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности установленной судом категории либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью.

Применяется данное наказание в тех случаях, когда по характеру совершенного виновным преступления суд примет решение о невозможности продолжения занятия им определенной должности или осуществления определенной деятельности. Изначально данный вид наказания существовал не как самостоятельное наказание — применялось общее поражение в правах[4].

В современный период к решению проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, необходимо подходить комплексно, придавая особое значение оказанию им в первую очередь действительной психологической помощи и помощи в трудовой занятости, устройстве быта, особенно в первоначальные полгода после освобождения. В этой работе важно взаимодействие органов и учреждений ФСИН с органами местного самоуправления, отдельными предпринимателями, гражданами. Заслуживают внимания предложения о создании фондов оказания социальной помощи лицам, освобожденным из мест лишения свободы, подготовке специальных кадров, оснащении этих органов современными техническими средствами наблюдения за лицами, поведение которых в местах изоляции от общества вызывало опасения.

Реформирование системы учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, предполагает на втором этапе реализации Концепции (2013-2016 гг.) перепрофилировать большую часть исправительных учреждений в тюрьмы общего, усиленного и особого режимов, создать новые колонии-поселения. В этих учреждениях будет осуществляться раздельное содержание осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики их личности от двух до шести человек в камере. В рамках Концепции к 2020 г. предполагается фактическое прекращение многолетнюю практику коллективного содержания осужденных, что, по мнению разработчиков Концепции, приведет к улучшению психического состояния виновных, обусловленного сегодня их постоянным пребыванием в состоянии стресса, необходимостью лавирования между требованиями администрации и основной массы осужденных. Привитие осужденным лицам чувства ответственности за происходящее возможно только при сведении до минимума отрицательного влияния различных групп заключенных друг на друга и персонала учреждений на заключенных.

Режим отбывания наказания будет видоизменяться в зависимости от поведения виновных. Уже сегодня в порядке эксперимента в отдельных учреждениях идет апробация системы социальных лифтов для осужденных лиц. Это набор условий отбывания наказания, при выполнении которых они облегчаются вплоть до условно-досрочного освобождения, а при невыполнении ужесточаются вплоть до перевода осужденного лица в тюрьму особого режима.

Концепция направлена на трансформирование идеологии в применении основных средств исправления осужденных лиц в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовкой ее к жизни в современном обществе. В данной связи Концепция предусматривает совершенствование форм проведения воспитательной работы с осужденными с усилением внимания к организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания.

Повышение уровня жизни российских граждан соответственным образом предполагает пересмотр ценностных приоритетов, среди которых не стоит отводить одно из последних мест реорганизации работы Федеральной службе исполнения наказаний, как это сейчас происходит. Напротив необходимо готовить специальные кадры, владеющие навыками психологических приемов обращения с разными категориями осужденных. Повышение действенности управления уголовно-исполнительной системой будет происходить постепенно, и Федеральная служба исполнения наказаний должна ориентировать подначальные этому органу учреждения на работу под ведомственным контролем, использующим инновационные разработки комплексной системы непрерывного мониторинга и оценки деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Концепция не ставит перед Федеральной службой исполнения наказаний задачу превращения исправительных учреждений страны в нечто среднее между хорошим учебным заведением, нормальным кооперативным хозяйством и уютным пансионатом с неплохим питанием. Она призвана обеспечить осужденным достойную жизнь в период отбывания наказания, жизнь со специфическими ограничениями в рамках закона их прав и законных интересов.


Список литературы

  1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: утверждена распоряжением Правительства РФ от 14.10.2010 № 1772-р // СЗ РФ. 2010. № 42. Ст. 5544.
  2. Минязева Т.Ф. Задачи Федеральной службы исполнения наказаний в свете Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г. // Административное и муниципальное право. 2012. № 4. С. 57.
  3. Козаченко Б.П., Коржикова Т.А. Проблемы исполнения альтернативных видов уголовных наказаний в Российской Федерации // Ведомости уголовно-исполнительной системы. — 2010. — № 11. – 38 с.
  4. Литвина Е. С. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью: автореферат дис. … канд. юрид. наук // Томский гос. ун-т. — Томск, 2003. — 11 с.
  5. http://5fan.ru/wievjob.php?id=72292