ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

№6,

Экономические науки


Валиуллина Лейсан Ильшатовна


Ключевые слова: ЭКОНОМИКА; ГОСУДАРСТВО; РОСТ; БЮДЖЕТ; РЕГУЛИРОВАНИЕ; ECONOMY; GOVERNMENT; GROWTH; BUDGET; REGULATION.


Аннотация: Бюджет представляет собой систему образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций местного самоуправления и страны в целом.


Центральную роль в структуре государственных финансов занимает государственный бюджет, который законодательно имеет финансовый план страны на текущий финансовый период. Бюджетный кодекс РФ определяет бюджет в виде «формы образования и расходования фонда денежных средств, которые предназначены для финансового обеспечения задач и функций страны и местного самоуправления». Бюджет в качестве фонда денежных средств, в общем виде не существует, в связи с тем, что по мере поступления доходов они направлены на покрытие издержек. Бюджет считается только планом образования и применения общегосударственного фонда денежных средств, а именно росписью доходов и расходов страны, которые согласованы друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и применения.

Данные сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами социума определяют особенности финансовой системы. В государствах с социалистической экономикой из-за государственной собственности на уровне монополии на производственные средства и наличия мощного государственного аппарата, основной задачей является выполнение потребностей власти государства. Государственные финансы подчиняют себе и средства предприятий и организаций, а также сбережения населения.

Бюджетный кодекс России предоставляет такое объяснение: «бюджетная система представляет систему, которая основана на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, которая регулируется нормами права, совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы и принципы её устройства.

Организационная постройка бюджетной системы в полной мере зависит от форм государственного устройства. Бюджетная система унитарных стран содержит в себе местные бюджеты и государственный бюджет.

У государств с федеративным устройством, совместно с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации: штатов в Бразилии, Индии и США; земель в Германии; автономных округов, краёв, областей в РФ. При этом в унитарных и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не включены в бюджеты вышестоящей ступени.

Бюджетная система РФ в качестве федеративного государства состоит из трех уровней:
первый уровень включает федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень содержит бюджеты субъектов России и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень — это местные бюджеты.

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется БК РФ как свод бюджетов всех уровней на определенных территориях.

Федеральный бюджет формирует центральный фонд денежных ресурсов правительства для содержания госаппарата, вооруженных сил, здравоохранения, образования и выплат социальных пособий. Бюджет — мощный рычаг государственного регулирования экономики, влияния на хозяйственную конъюнктуру, осуществления мер по ее стабилизации. Влияние страны на экономику происходит в виде финансирования, выдачи субсидий, трансфертов и прочее.

Федеральный бюджет является ведущим звеном бюджетной системы, в котором объединяются основные финансовые категории, такие как налоги, государственный кредит и государственные расходы.

В Конституции Российской Федерации зафиксировано, что в ведении России имеются федеральный бюджет, федеральный налоги и сборы и прочее. Через федеральный бюджет выполняется процедура распределения и перераспределения ВВП и созданного национального дохода государства между отраслями народного хозяйства, регионами и социальными слоями населения. На федеральный бюджет возложено финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с выполнением обороноспособности страны, развитием науки, подготовки высококвалифицированного процесса.

Бюджет осуществляет следующие функции:

1. Аккумулирующая или функция образования бюджетного фонда, которую выполняют доходы бюджета.
2. Перераспределительная или функция применения бюджетного фонда, с помощью которой возникает перераспределение ВВП государства.
3. Контрольная функция, при помощи которой выполняется контроль над действиями исполнительной власти, выявляется финансовое положение отдельных экономических субъектов, отраслей хозяйства и территориальных образований.
4. Регулирующая функция означает, что в условиях рыночной экономики основным государственным инструментом считается финансовая система, а центральным звеном является бюджет.

Помимо данных функций, являющиеся основными, бюджет может осуществлять и симулирующее, и информационное и прочие обязательства, которые являются дополнительными, и их состав зависим от направленности бюджета.

Собственную работу бюджет осуществляет на основе определенных принципов, основанных на единстве бюджетной системы РФ, разграничении доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ, самостоятельности бюджетов, равенства бюджетных прав субъектов, муниципальных образований; полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, сбалансированности бюджета, эффективности применения бюджетных средств, общего совокупного покрытия расходов бюджетов, прозрачности и открытости, достоверности и адресности, целевого характера бюджетных средств, подведомственности расходов бюджетов РФ и единства кассы.

Принцип единства бюджетной системы РФ говорит о единстве бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы РФ.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы РФ говорит о закреплении на основании законодательства РФ доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы РФ.

Принцип самостоятельности бюджетов говорит о праве и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления самими осуществлять сбалансированность определенных бюджетов и эффективность применения бюджетных средств.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований говорит об определении бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов говорит о том, что доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов обязательно и в полной мере отражаются в бюджетах.

Принцип сбалансированности бюджета говорит о том, что объем расходов, которые предусмотрены бюджетом, обязан соотносится с суммарным объемом доходов бюджета и поступлений источников финансирования дефицитности.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы обязаны исходить из потребности минимизировать размер дефицита бюджета.

Принцип эффективности применения бюджетных средств говорит о том, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса.

Принцип общего совокупного покрытия расходов бюджетов говорит о том, что расходы бюджета не увязываются с соответствующей прибылью бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета.

Принцип прозрачности или открытости говорит об обязательном опубликовании в СМИ утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о процессе исполнения бюджетов и доступность прочих сведений о бюджетах по решению законодательных, то есть представительных органов государственной власти и прочее.

Принцип достоверности бюджета говорит о надежности показателей прогноза социально-экономического развития определенной территории и реалистичности расчетных данных доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств говорит о том, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводят до конкретных получателей бюджетных средств с пометкой целей их применения.

Принцип подведомственности расходов бюджетов говорит о том, что получатели бюджетных средств имеют право получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных функций только от главного распорядителя бюджетных средств.

Принцип единства кассы указывает на кассовые поступления и проведение всех кассовых выплат с единого счета бюджета, кроме операций по исполнению бюджетов.

Таким образом, бюджетное регулирование представляет собой процесс, который осуществляется органами власти вышестоящего уровня с целью выравнивания доходов бюджетов нижестоящего территориального уровня и социально-экономического развития территориальных образований в виде распределения регулирующих доходов и перераспределения средств из бюджета одного уровня в бюджет другого при недостатке доходного потенциала на соответствующей территории. При помощи государственного бюджета аккумулируются денежные средства, страна через налоги выполняет возложенные на него социумом политических, экономических и социальных задач, то есть содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, осуществление социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и прочее. Доходы бюджета считаются главной частью бюджетной системы и экономического пространства в общем.


Список литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 31.07.1998г., № 146-ФЗ (часть первая) (ред. от 28.12.2016 N 475-ФЗ) // Информ. -правов. система «Эксперт-Гарант»
  2. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2013. – 532 с.
  3. Гусева Т.А. Оптимизация налогообложения // Финансы. – 2015. – № 12. – С. 33 – 34.
  4. Сазанов О.В. Налоговый федерализм: настоящее и будущее / О.В. Сазанов, З.А. Саркарова // Электронное научно-практическое периодическое издание «Экономика и социум». — 2015. — №2. — С. 149-152.