УДК 159.9.075

ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ НА ОБУЧЕНИЕ ПО ВЫБРАННОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ У СТУДЕНТОВ ТГМУ

№28,

Психологические науки

Пармеева Виктория Игоревна


Ключевые слова: МОТИВАЦИЯ; МОТИВАЦИОННО-ЦЕННОСТНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ; СТУДЕНТЫ; МОРСКИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ; MOTIVATION; MOTIVATIONAL VALUE ORIENTATION; STUDENTS; MARINE SPECIALTIES.


Аннотация: В данной работе проводилось исследование динамики мотивационно-ценностной направленности на обучение у студентов военно-морских специальностей. Гипотеза о том, что мотивационно — ценностная направленность на обучение изменяется на разных курсах обучения — не подтвердилась.

Современный рынок труда предъявляет особые требования к будущим специалистам. Помимо прочных знаний, навыков умений требуется постоянное совершенствование, повышение квалификаций, а также самообразование. Только при таком условии специалист будет конкурентоспособным и высокопрофессиональным, что в свою очередь повышает качество выполняемой работы. Высокая заинтересованность в своей профессиональной деятельности формируется задолго до трудовой деятельности. Интерес к получению новых знаний, успеху, успеваемости в процессе обучения зависит от мотивационно-ценностной направленности студента, а впоследствии это переносится на профессиональную деятельность. В таких условиях проблема мотивационно-ценностной направленности на обучение приобретает особое значение.

Актуальность работы обусловлена тем, что в современном мире проблема формирования готовности к профессиональной деятельности приобретает особый смысл.

Социальная актуальность данной проблемы заключается в том, что современный мир нуждается в специалистах, готовых грамотно и самостоятельно принимать решения, нести ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить, а также реализовывать себя в изменяющихся социально-экономических условиях[8].

Научная актуальность данной проблемы заключается в том, что накопленные знания требуют анализа и обобщения. Также стоит отметить, что мотивационно-ценностная направленность может изменяться в зависимости как от индивидуально личностных факторов, так и от макросоциальных. Что доказывает важность её изучения на разных исторических этапах.

Практическая актуальность, обусловленная тем, что полученные результаты можно использовать для систематизации учебного процесса и повышения его эффективности.

Таким образом, для улучшения качества выпускаемых специалистов необходимо более тщательное изучение теоретического и практического аспектов динамики мотивационно-ценностной направленности на обучение.

Объектом исследования является мотивационно-ценностная направленность личности.

Предметом исследования является динамика мотивационно-ценностной направленности на обучение по выбранной специальности у студентов специальности «лечебное дело в силах военно-морского флота» на разных этапах профессионального обучения.

Гипотеза мотивационно — ценностная направленность на обучение изменяется на разных курсах обучения.

Методы и методики исследования: в ходе исследования был применён метод анкетирования, авторская анкета «Моя специальность»; метод тестирования, методика «Ценностные ориентиры» М. Рокича, опросник «Шкалы академической мотивации» Т.О. Гордеевой, О.А. Сычева, Е.Н. Осина. Методы математической статистики: непараметрический U — критерий Манна – Уитни, непараметрический T – критерий Уилкоксона, коэффициент ранговой корреляции Ч. Спирмена.

В результате теоретического анализа литературы было раскрыто содержание понятия «мотивационно — ценностная направленность на обучение по выбранной специальности» и дано следующее определение. Мотивационно-ценностная направленность на обучение по выбранной специальности — динамическая система, включающая в себя взаимосвязанные профессиональные мотивы, интересы, цели, профессиональные ориентации, установки, убеждения, идеалы, обеспечивающие её активность в профессиональном самоопределении и становлении, а также потребность в постоянном профессиональном самосовершенствовании. Изучение динамики мотивационно-ценностной направленности на обучение приобретает особую значимость в связи с тем, что данный аспект взаимосвязан и отражается на дальнейшей профессиональной деятельности будущего специалиста.

На основании теоретического анализа было проведено эмпирическое исследование мотивационно-ценностной направленности на обучение по выбранной специальности у двух выборок студентов Учебного Военного Центра Тихоокеанского Государственного Медицинского Университета специальности «лечебное дело в силах военно-морского флота». В ходе исследования были получены содержательные характеристики компонентов мотивационно-ценностной направленности на обучение по выбранной специальности. Данные характеристики подверглись анализу и сравнению. В результате, был сделан вывод о том, что мотивация на обучение остаётся неизменной с переходом на последующие курсы и формируется до поступления в высшее учебное заведение. Вероятно, психологический отбор и собеседование на этапе поступления способствует подбору наиболее заинтересованных в обучении абитуриентов. Описанная некоторыми авторами этапность формирования мотивационно-ценностной направленности не всегда присутствует. Однако, заинтересованность в теоретическом обучении на старших курсах снижается, студенты больше стремятся получить практические навыки. В ценностной сфере выявлены следующие изменения: терпимость, жизненная мудрость, широта взглядов к третьему курсу становятся менее значимыми, а ценность «высокие запросы» более значимой. Вероятно, это связано с тем, что на первом курсе студенты стараются узнать как можно больше информации о будущей профессии, необходимых качествах для успешного обучения и затем качественной работы. А к более поздним курсам студенты уже знают, какие ценности им необходимы для достижения поставленных целей, и активно стремятся к ним. Таким образом, гипотеза о том, что мотивационно — ценностная направленность на обучение изменяется на разных курсах обучения, выдвинутая на основе исследований следующих авторов: А.В. Кочетова, А.П. Черных, А.Г. Томиловой, Х.Н. Гаджиевой, И.В. Клименко, В.Ю. Катаевой, Е.А. Корецкой, подтвердилась частично [1,3,4,6,8]. У ценностно-ориентационного компонента присутствует динамика, а у мотивационного компонента отсутствует. Полученные результаты можно использовать при составлении учебного плана, а именно: учитывать потребность студентов первого курса в получении как можно большей информации о специфики будущей профессии. А для студентов старших курсов необходимо сделать упор на практические занятия, где они смогут отработать практические навыки. Также стоит помнить о важности профессионального отбора, именно на этом этапе можно понять, на сколько абитуриент заинтересован в получении данной специальности.


Список литературы

  1. Гаджиева Х.Н. Формирование профессиональной мотивации у студентов // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого, 2014. № 10.
  2. Капустина Т.В., Будко В.А. Кризис профессионального самоопределения у студентов специальности «лечебное дело в силах военно-морского флота» // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности. 2016. №6. С. 135-142.
  3. Клименко И.В. Динамика мотивационно-ценностной направленности студентов на профессиональную деятельность / Диссертация на соискание степени кандидата психологических наук / Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, 2014-243 с.
  4. Корецкая Е.В. Динамика ценностных ориентаций студентов в процессе профессионализации // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. 2014. №2. С. 7-9.
  5. Кравцова Н.А., Земскова А.А., Взаимосвязь психофизиологических адаптационных реакций с личностными особенностями курсантов в условиях тренировочной ситуации. // Тихоокеанский медицинский журнал. 2017. № 2. С. 87-92.
  6. Кутейников А.Н., Огарева Е.И. Ценностные ориентации студентов как фактор адаптации студентов к учебному процессу в вузе // Фундаментальные исследования. 2014. №8. С. 989-993.