УДК 37

МАРКЕТИНГОВЫЙ ПОДХОД ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

№28,

Педагогические науки

Галимова Инна Растамовна


Научный руководитель: Нургатина И.Е., к.п.н., доцент.


Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ; ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПЛАТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ; ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ; ПОТРЕБИТЕЛИ; ДОУ; АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ; EDUCATIONAL SERVICES; ADDITIONAL PAID EDUCATIONAL SERVICES; PRESCHOOL AGE; CONSUMERS; PRE-SCHOOL EDUCATION; ORGANIZATION ANALYSIS.


Аннотация: В статье рассматриваются возможности для того, чтобы ОУ выжило в современных условиях, было современным, востребованным, открытым образовательным пространством и учитывало запросы родителей, повышало удовлетворенность.

Происходящие в стране позитивные процессы: повышение информатизации общества, положительная динамика общего уровня интеллекта дошкольников, расширение сети многопрофильных школ, гимназий, лицеев, возросший уровень родительских притязаний, рост населения с Высоким достатком и параллельный отток молодых высококвалифицированных специалистов из дошкольного образования в коммерческие структуры вызвали необходимость организации дополнительных платных услуг на базе ДОУ.

Наша цель создать систему дополнительных платных услуг в ДОУ для обеспечения вариативности образования, а так же проанализировать организацию дополнительных платных образовательных услуг.

Для себя мы поставили следующий вопрос, если внедрить дополнительные платные образовательные услуги в ДОУ, то повысится удовлетворенность населения в оздоровительном и всестороннем развитии детей, а также привлечение средств из дополнительных источников финансирования на развитие материальной базы и повышение заработной платы сотрудников.

Задачи.

1. Удовлетворить родительский спрос на дополнительные платные услуги
2. Сформировать ресурсное обеспечение; реализовать новые подходы к созданию развивающей среды.
3. Определить строго дозированной нагрузки на детей; создать безопасные и комфортные условия для проведения платных услуг
4. Создать правовую базу и сформировать экономический механизм развития Платных услуг
5. Расширить возможности финансирования учреждения за счет привлечения денежных средств из незапрещенных источников.
6. Разработать содержание, совершенствование программ дополнительных Платных услуг для превышения стандарта образования.
7. Привлечь финансовые средства для улучшения материальной базы ДОУ.
8. Удовлетворить потребности детей в совместной и самостоятельной деятельности по интересам.
9. Развивать маркетинговую службу и информационно-рекламное обеспечение платных услуг.

Для того, чтобы ОУ выжило в современных условиях, было современным, востребованным, открытым образовательным пространством и учитывало запросы родителей, повышало удовлетворенность.

Определяется возрастающими потребностями за ДОУ в дополнительных источниках финансирования, увеличении ассортимента предлагаемых услуг. Современные условия жизни: динамика и темп, большие нагрузки умственные и физические, ухудшение здоровья воспитанников, возросший уровень родительских притязаний все это вызвало необходимость организации платных образовательных услуг в нашем ДОУ.

В статье 45 Закона «Об образовании» определено, что образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям платные дополнительные образовательные услуги, не предусмотренные соответствующими образовательными программами и государственными образовательными стандартами.

При этом платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансируемой за счет средств бюджета.

Оказание населению качественных образовательных и других видов услуг, направленных на удовлетворение потребностей, как потребителя, так и исполнителя.

Принципы, на которых основывается маркетинговая деятельность разработка услуг, их совершенствование, расширение ассортиментного ряда путём внедрения новых услуг; ориентация на достижение качественного результата работы детского сада; создание и поддержание благоприятного имиджа детского сада, информирование реальных и потенциальных потребителей об образовательных услугах, стимулирование спроса на них определение ценовой политики для более точного установления цены мы постоянно работаем над определением себестоимости наших услуг, способностью маркетинговой группы заплатить полную стоимость (включая прибыль), насколько ценным для них является та или иная услуга, сколько стоит подобная услуга у других, есть ли необходимость в системе скидок. Реализацию коммуникативной политики. На современном рынке функционирует большое количество организаций, предоставляющих аналогичные услуги и конкурирующих за потребителя. Поэтому продвижение услуг, обеспечивающее активизацию спроса на них, является одной из составляющих комплекса маркетинга и осуществляется в процессе маркетинговой коммуникации.

Задачи

• Исследование потребительского рынка (анкетирование, опросы, беседы в местах прогулок детей, получение информации, создание электронной базы данных).
• Создание самого продукта. В детском саду постоянно проводятся Дни открытых дверей для социума, для педагогов всего района, семейные праздники «Мама, папа, я спортивная семья», народные гуляния и праздники на территории учреждения (День знаний, День защиты ребёнка, «Здравствуй, лето!», Малые спартакиады и т.д.), участие во Всероссийских, областных и районных конкурсах.
• Реклама оказываемых услуг. Цель рекламы формирование положительного общественного мнения у родителей, имеющих детей дошкольного возраста; раскрытие содержания платных услуг; создание и поддержка имиджа дошкольного учреждения; знакомство с условиями пребывания детей в нашем учреждении; показ достигнутых детьми результатов, все перечисленное выше для того, чтобы заинтересовать и побудить родителей прийти именно в наш детский сад. Мы используем следующие виды рекламы: сайт, буклеты, афиши, , объявления, адресные письма родителям, визитные карточки, рекламу в газетах, на телевидении, в журналах, приглашения, видеокассеты и т.д.

Алгоритм организации работы дополнительных
платных образовательных услуг:
1.Проведение анкетирования, письменный или устный опрос, с целью изучения контингента обучающихся (воспитанников), изучения спроса дисциплин;
2.Анализ материально-технической базы для предоставления конкретных услуг;
3.Создание условий для ДПОУ, гарантирующих охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников (санитарно-эпидемиологический режим, противопожарный режим, охрана труда и пр.);
5.Разработка положений об организации ДПОУ;
6.Издание приказа «Об организации дополнительных платных образовательных услуг на учебный год»;
7.Учебный план по организации ДПОУ, согласованный с САНПИН;
8.Разработка программ ДПОУ, согласование их на педагогическом Совете ОУ ;
9.Подбор и привлечение квалифицированных специалистов;
10.Заключение договоров с персоналом, обеспечивающим выполнение ДПОУ (срочных трудовых договоров или гражданско-правовых договоров);
11.Составление сметы доходов и расходов по оказанию дополнительных платных образовательных услуг (с разбивкой на каждый вид услуги);
12.Оформление договоров с потребителями (заказчиками) на оказание ДПОУ;
13.Сбор денежных средств за ДПОУ (безналичная форма );
14.Оформление и наличие в доступном месте «Книги замечаний и предложений по организации ДПОУ»;
15.Разработка плана работы организатора ДПОУ с указанием сроков контроля за качеством предоставления услуг;
16.Информация для потребителей на видном месте ( сайт) об основных и дополнительных платных образовательных услугах, реализуемых в ОУ.

Кружок художественно-творческого направления «Мастерилка». Основные направления работы кружка:
• аппликация разного вида
• оригами
• пластилинография
• нетрадиционные виды рисования
• тестопластика
• экопластика
• Основные цели программы:
• развитие у детей художественно-творческих способностей,
• развитие эстетического восприятия мира,
• реализация потребности в художественном творчестве.
• Занятия проводятся 2 раза в неделю в изостудии детского сада.

Платные дополнительные услуги
Кружок «Английский малышам»

Занятия проводятся 2 раза в неделю
Обучение ребенка иностранному языку с помощью любимых им занятий:
ролевых игр,
пения,
рисования,
раскрашивания и других творческих работ.
Это позволяет использовать большое разнообразие методов и приемов, которые можно использовать в процессе обучения ребенка иностранному языку.

Платные дополнительные услуги
Кружок по хореографии.

Занятия проводятся 2 раза в неделю
Образовательно-воспитательный процесс на занятиях хореографии, досуговых и творческих мероприятиях ориентирован на развитие личности каждого ребёнка.
Учитываются индивидуальные особенности каждого ребёнка.

Мы считаем себя таким ДОУ, которое сумело адаптироваться к современным условиям, так как воспользовалось правом на свободу выбора, что под силу далеко не каждому коллективу. У наших педагогов не утрачен творческий потенциал, стремление к самостоятельному поиску новых форм и методов работы. Наши авторские находки имеют одно бесспорное преимущество: они не только реально используются на практике, но и доказали свою результативность.

В детском саду создана система дополнительных платных услуг, которая работает и развивается.

Актуальность подтвердилась на практике:
1.Платные услуги востребованы родителями и детьми.
2.Все заявки родителей на услуги выполнены.
3.Дети посещают совместную деятельность с большим желанием.
4.Разработан пакет документов для организации дополнительных платных услуг
5.Продуман режим, дозирована нагрузка на детей, созданы безопасные и комфортные условия для проведения работы.
6.Идет совершенствование перспективных планов, программ, разработка и использование новых методов и приемов.
7.Начал создаваться механизм прогнозирования потребностей в дополнительных платных услугах
8.Сделаны первые позитивные шаги на пути развития маркетинга и
информационно-рекламного обеспечения дополнительно платных услуг

Организация и предоставление дополнительных платных услуг может быть использована как дополнительный источник финансирования ДОУ.


Список литературы

  1. Березина В.Ф. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: Учебно-метод. пособие. – М.: АНО «Диалог культур», 2007. – 512с.
  2. Езопова С. А. Менеджмент в дошкольном образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 320 с.
  3. Интеграция общего и дополнительного образования : Практическое пособие / Под. ред. Е.Б.Евладовой, А.В.Зоютаревой, С.А.Паладьева. – М.: АРКТИ, 2006. – 296 с.
  4. Кошкарева Н.В. Мониторинг сети процессов системы менеджмента качества образовательной организации: монография / Н.В. Кошкарева. – Красноярск: Изд-во Сиб. гос. технолог. ун-та, 2006. – 120 с.) стр. 11.
  5. Лебедева С. С., Маневцова Л. М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.— СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001. — 96 с.
  6. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» http://mon.gov.ru/dok/proj/6649 Терещук М.Н.Кружковая работа по художественно-творческому развитию детей 5—7 лет / Журнал «Воспитатель ДОУ» 2010 г., № 8, стр. 69.
  7. Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа. – 1997. -№3.
  8. Шинкарева Л. В., Воробьева А. А. Дополнительные образовательные услуги в дошкольном учреждении: понятие, виды, особенности реализации [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2011 г.).Т. I. — Пермь: Меркурий, 2011. — С. 92-95. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/17/284/ (дата обращения: 15.01.2020).
  9. http://bus.znate.ru/docs/index-9581.html