УДК 342.9

ВОПРОСЫ КВАЛИФИКАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

№28,

Юридические науки

Костюк Виктор Владимирович


Ключевые слова: БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ; АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; ROAD SAFETY; ADMINISTRATIVE OFFENSES; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY.


Аннотация: Автор анализирует признаки административного правонарушения в области дорожного движения, рассматривает его состав, обращая особое внимание на общественную опасность как обязательный общий признак таких правонарушений.

Центральным элементом процесса рассмотрения дела об административном правонарушении является правильная квалификация, которая выступает основанием для установлении виновности лица в совершении конкретного правонарушения. Результатом квалификации будет юридическая оценка деяния (действия или бездействия) и определение его соответствия всем элементам (признакам) конкретного состава административного правонарушения.

При этом, квалификация характеризует не только процесс, но и определенный результат. Процесс представляет собой последовательных действий, включающих анализ фактических обстоятельств дела, действующих норм права, а также их сопоставление. Результат находит отражение в предусмотренном процессуальном документе и является выводом о наличии либо же отсутствии в деянии всех элементов состава правонарушения, ответственность за которое установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Изначально квалификацию административных правонарушений в области дорожного движения осуществляют сотрудники дорожной полиции. Впоследствии в ходе производства по делу она проверяется мировым судьей, который по внутреннему убеждению оценивает все имеющиеся доказательства.

Теорией административного права и практикой правоприменительных органов в настоящее время наработаны правила, которые по своей сути могут выступать методическими организациями [4, c. 110]. Остановимся на них подробнее.

1. Системный подход к анализу признаков правонарушения. Достижение цели правильной квалификации неразрывно связано с комплексным и объективным определением элементов состава административного правонарушения, который установлен в деянии лица и отражен в протоколе по делу об административном правонарушении. При этом, важно правильно определить диспозиция какой статьи подходит под признаки совершенного деяния, понять момент окончания преступления, а также разграничить смежные составы проступков и преступлений.

2. Определение всех фактических обстоятельств, проведение их всестороннего анализа для установления всех четырех элементов состава правонарушения. В случае несоответствия хотя бы одного признаку, необходимо изменить юридическую оценку.

3. Формальная определенность правовой квалификации – необходимость безошибочного указания статьи (части, пункта).

4. Использование правил конкуренции норм права. Выходом из ситуации выступает определение квалифицированных признаков состава правонарушения, а также обязательное понимание субъектом квалификации целостного состава правонарушения.

5. Применение положений о совокупности и повторности правонарушений. При квалификации и назначения наказания правоприменители сталкиваются с реальной или идеальной совокупностью. Реальная совокупность предусматривает, что два и более противоправных деяний совершаются разными действиями, бездействием и в разный промежуток времени. При идеальной совокупности одновременно совершаются одно или несколько действий, бездействий, которые будут предусмотрены двумя и более статьями КоАП РФ, но ни в одной из них в отдельности содеянное не будет отражено в полной мере. Также, в КоАП РФ предусмотрено два вида повторности: однородных административных правонарушений (предусмотренных одной главой КоАП РФ) и тождественных (предусмотренных одной статьей КоАП РФ). Повторность однородных административных правонарушений на квалификацию чаще всего не влияет, но учитывается при назначении административного наказания. Повторность тождественных правонарушений в статьях главы 12 КоАП РФ довольно часто используется в качестве квалифицирующего признака.

6. Неукоснительное выполнение правил об обратной силе закона, особенно, учитывая факт довольно частого внесения изменений в нормативные акты об административных правонарушениях в области дорожного движения, в результате которых административным правонарушением становится деяние, которое ранее признавалось преступлением (например, нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), деяния перестает признаваться административным правонарушением (например, опережение другого автомобиля справа с последующим возвратом в первоначально занимаемую полосу движения), смягчение условий, при которых деяние признается правонарушением (сужение понятия «состояние алкогольного опьянения»), исключение из санкции статьи главы 12 КоАП РФ альтернативного, более строгого наказания или включение альтернативного, более мягкого наказания [7, c. 540].

7. Принцип недопустимости поворота к худшему. В ходе производства по делу об административном правонарушении мировой судья может и должен критически относиться к выводам, изложенным в составленном протоколе. Если будет установлено, что квалификация совершенного правонарушения в протоколе является неправильной, то судья вправе изменить квалификацию деяния на другую статью КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Таким образом, на каждом этапе в ходе производства по делу об административном правонарушении разрешается изменение правового положения субъекта правонарушения только в лучшую для него сторону.

В целом, особенности производства по делам об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и вопросы их квалификации требуют неукоснительного соблюдения основных правовых принципов, норм права и эффективной работы правоприменителей. Особенности квалификации административных правонарушениях, совершаемых участниками дорожного движения, опосредованы специальным статусом сотрудников полиции, выполняющих свои функции на всех стадиях производства по делам об административных правонарушениях и осуществляющих взаимодействие с иными участниками процесса (например, судьями и врачами).

Таким образом, квалификация административного правонарушения в области дорожного движения и производство по делам об административных правонарушениях в сфере обеспечения безопасности дорожного движения обусловлены своеобразной спецификой, отличаются от процесса реализации в других сферах государственного управления.

Так, производство по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения отличается от производств по другим видам административных правонарушенний функциональной направленностью, а также особенностями работы автомобильного транспорта и дорожной (транспортной) инфраструктуры. Кроме того, квалификация административного правонарушения в области дорожного движения направлена на установление объективных обстоятельств каждого административного правонарушения, посягающего на безопасность дорожного движения.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 15.10.2020, с изм. от 16.10.2020)// СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. Бабкин И.С. Проблемы классификации административных правонарушений в свете реформирования административного законодательства // Административное право и процесс. 2020. № 4. С. 72 — 75.
  4. Зырянов С.М. Проблемы конструирования составов административных правонарушений в статьях Особенной части КоАП РФ // Журнал российского права. 2020. № 8. С. 105 — 126.
  5. Петрищев В.С. Региональные административные правонарушения: тенденции судебной практики // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2020. № 1. С. 201 — 215.
  6. Старостин С.А. О некоторых проблемах реформирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2017. № 9. С. 29 — 34.
  7. Сургутсков В.И. К вопросу о категоризации административных правонарушений // Сибирское юридическое обозрение. 2019. № 4. С. 545 — 549.