УДК 34

ОСОБЕННОСТИ ДОПРОСА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОДОЗРЕВАЕМОГО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О КРАЖАХ

№28,

Юридические науки

Подъячева Наталья Валериевна


Научный руководитель: Легеза Л.А., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: ОРГАНИЗАЦИЯ; ТАКТИКА; ДОПРОС; СЛЕДОВАТЕЛЬ; НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ; КРАЖА; ТАКТИЧЕСКИЙ ПРИЕМ; ORGANIZATION; TACTICS; INTERROGATION; INVESTIGATOR; MINOR; THEFT; TACTICAL TECHNIQUE.


Аннотация: Статья посвящена организации деятельности следователя на подготовительном, рабочем, заключительном этапах допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах и определению типичных ситуаций в каждом из них. Представлены особенности применения так тактических приемов.

Актуальность темы исследования. Одним из наиболее распространенных следственных действий, производимым при расследовании краж, совершенных несовершеннолетними, имеющим свою специфику в связи с особенностями субъекта, является допрос подозреваемого. При этом большое влияние на содержание организационно-тактических действий следователя оказывает ситуация, складывающаяся на момент начала в процессе производства и окончания допроса.

В целях повышения качества допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах возникает необходимость рассмотреть организационно-тактические особенности подготовки и проведения исследуемого следственного действия с учетом возникающих типичных ситуаций.

Допрос несовершеннолетнего обвиняемого и подозреваемого лица представляет собой вербальное коммуникативное следственное действие, которое основывается на методе раcспроса, тактических приемах и процессуальных правилах, которые специально разрабатываются в криминалистике, заключающееся в получении на основе общения следователя с допрашиваемым не достигшим совершеннолетия показаний касательно предъявленного обвинения, а также других обстоятельств, значимых для уголовного дела [7]. Практика показала то, что производство данного следственного действия зачастую сопровождается процессуальными нарушениями, а текущее уголовно-процессуальное регулирование допроса лица не достигшего совершеннолетия нуждается в усовершенствовании.

Также необходимо отметить то, что после принятия УПК Российской Федерации [2] не были проведены глубокие исследования конкретно процессуальных особенностей допроса несовершеннолетних, помимо этого, в науке уголовно-процессуального права не проводились комплексные исследования, которые посвящены особенности участия в допросе несовершеннолетнего лица педагога. Для того, чтобы эффективно обеспечить вопрос, получить правдивые показания по существу дела, установить психологический контакт с подозреваемым и обвиняемым, не достигшим совершеннолетия, требуется провести тщательную подготовку к производству этого следственного действия.

Основу данной подготовки составляют такие элементы, как:
1) изучение материалов уголовного дела;
2)изучение личности несовершеннолетнего подозреваемого и обвиняемого;
3) обеспечение участников допроса [4].

Некоторыми авторами сюда также включается составление плана действий, и техническая оснащенность допроса, что, конечно же, является неотъемлемым атрибутом такого следственного действия, как допрос несовершеннолетнего. В ходе изучения материалов уголовного дела речь идет об углубленном и целевом изучении его материалов, а также сведений, которые были получены оперативным путем. По ходу ознакомления с делом выстраивается тактика проведения допроса, а у допрашиваемого лица создается впечатление о том, что дознавателю (следователю) уже вся информация известна. На практике мы можем отметить то, что практически 93% всех уголовных дел, в которых обвиняемым является лицо, не достигшее совершеннолетия, расследуется двумя-тремя дознавателями (следователями). Этот фактор обусловлен различными причинами, однако он подтверждает то, что в ходе изучения уголовного дела дознаватель (следователь) должен всесторонне, полно и углубленно ознакомиться со всеми событиями и деталями рассматриваемого уголовного дела.

Следователь, согласно нормам уголовного законодательства, имеет право на то, чтобы вызвать для участия в допросе несовершеннолетнего других участников уголовного процесса: психолога, педагога, защитника, а также законного представителя несовершеннолетнего лица.

Некоторые специалисты отмечают то, что следователь и сам способен получить правдивые и достоверные сведения от несовершеннолетнего по той причине, что порой присутствие психолога или педагога могут стать препятствием для создания доверительной атмосферы, подвергнуть стеснению и сковывать допрашиваемого [6]. Одним из наиболее важных критериев осуществления законности в ходе допроса несовершеннолетнего является то, что он, в силу своего возраста, не способен сам в полном объеме осуществить защиту своих законных интересов и прав. Также одной из гарантий реализации прав несовершеннолетних лиц является участие законных представителей в уголовном судопроизводстве.

В 12 пункте 5 статьи УПК РФ [5] идет речь о том, кого считают законным представителем: родители, усыновители, опекуны, попечители обвиняемого, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится обвиняемый. Участие законного представителя, в отличии от участия педагога или психолога, при допросе обвиняемого не достигшего совершеннолетнего возраста, является обязательным и не зависит от воли кого-либо. Данный вопрос все еще остается дискуссионным.

Основная цель и задача лица, которое принимают участие в уголовном деле в качестве законного представителя, является отстаивание и защита интересов и прав несовершеннолетнего. Нельзя упускать из внимания то, что уголовно-процессуальное законодательство установило недопустимость причинения ущерба интересов обвиняемого со стороны законного представителя. В подобном случае следователь имеет право отстранить его от участия в деле [3, c.52].

Уголовно-процессуальным законом предусматривается то, что если в процессе предварительного расследования уголовного дела о преступлении средней или небольшой тяжести будет установлено, что преступление обвиняемым было совершено впервые, а исправления можно будет достичь без применения наказания, прокурор, а также дознаватель (следователь) с согласия прокурора, имеют право на то, чтобы вынести постановление о прекращении уголовного дела и возбуждении перед судом ходатайства по применению в отношении несовершеннолетнего принудительных мер воспитательного воздействия.

В результате выполнения всех рекомендация и требований создается полная картина о психологических и тактических особенностях допроса лица, не достигшего несовершеннолетнего возраста. В ходе изучения данного вопроса заходила речь относительно важности того, что следует привлекать психолога и (или) педагога [3, c.60]. Объясняется это целым рядом фактором, которые оказывают существенное влияние на результаты и сам процесс допроса обвиняемого и подозреваемого, не достигшего совершеннолетия. Помимо участия педагога или психолога важным моментом является участие защитника, задача которого заключается в защите прав несовершеннолетнего, который, в силу своего возраста, не способен в полном объеме осуществлять данную задачу самостоятельно. В уголовно — процессуальном кодексе закреплено обязательное участие законного представителя.

В ходе допроса участие законного представителя необходимо по той причине, что никто кроме него не способен повлиять на несовершеннолетнего, по той причине, что он знает его лучше, чем любой педагог и психолог. Само собой это не касается такой категории лиц, как наркоманы, алкоголики и иные лица, ведущие деструктивный образ жизни. Навряд ли они способны внести в проведение допроса несовершеннолетнего положительный вклад. Исходя из этого, привлечение законного представителя должно зависеть от следователя, который, в случае его привлечения, должен прежде всего основываться на тактических соображениях [5]. При допросе вся трудность заключается в возрасте допрашиваемого, который характеризуется неустойчивостью и неопределенностью его жизненной позиции, взглядов, а также иных личностных качеств. По этой причине следователь при допросе должен вести себя безошибочно как с точки зрения тактики, так и самого процесса проведения допроса.

Вывод. Исходя из всего сказанного выше следует то, что следователь должен оказывать воспитательную функцию для того, чтобы оказать положительное влияние на допрашиваемое лица. В процессе изучения вопроса, связанном с психологическими особенностями, то видно, что все вопросы, которые затрагивают психологическую составляющую, имеют тесную связь с тактическими и, по этой причине, их разрыв является актуальным только в момент их теоретического изучения, на практике же они будут тесно переплетены друг с другом.

Изучение обстоятельств, которые характеризуют личность допрашиваемого, не достигшего совершеннолетия, обладает важным значением по той причине, что они могут оказать влияние на характер и степень ответственности. Прежде всего следователь основывается на нормах уголовно-процессуального и уголовного законодательства, требованиях психологии, криминалистики, педагогики, следственной этики, судебной психологии и т.п.


Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Сборник законодательства РФ. – 2019. – № 304. – Ст.138.1
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Сборник законодательства РФ. – 2019. — № 361. – Ст.18
  3. Михальчук Ю. П. Допрос обвиняемого на предварительном следствии / Ю.П. Михальчук. — Краснодар, 2017. — 122 с.
  4. Михальчук Ю. П. Основные криминалистические аспекты допроса несовершеннолетнего обвиняемого на предварительном следствии / Ю.П. Михальчук. — Краснодар: Краснодарская академия МВД России, 2016. — 142 с.
  5. Подшивалов А. П. Взаимосвязь оперативно-розыскной характеристики и оперативно-розыскного обеспечения предварительного расследования краж [Электронный ресурс] / А.П. Подшивало. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-operativno-rozysknoy-harakteristiki-i-operativno-rozysknogo-obespecheniya-predvaritelnogo-rassledovaniya-krazh
  6. Соколов А. Б. Организационно-тактические особенности допроса несовершеннолетнего подозреваемого по уголовным делам о кражах [Электронный ресурс] / А.Б. Соколов. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-takticheskie-osobennosti-doprosa-nesovershennoletnego-podozrevaemogo-po-ugolovnym-delam-o-krazhah
  7. Яцечко О. В. Проблемы досудебного производства по уголовным делам о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступлений и их влияние на позицию государственного обвинения в суде [Электронный ресурс] / О.В. Яценко. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-dosudebnogo-proizvodstva-po-ugolovnym-delam-o-vovlechenii-nesovershennoletnih-v-sovershenie-prestupleniy-i-ih-vliyanie-na