УДК 37

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ПОПУЛЯРИЗАТОРСКОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА

№28,

Педагогические науки

Сабирова Лиля Андреевна (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ; УНИВЕРСИТЕТ; СТУДЕНТ; DISCUSSION CLUB; UNIVERSITY; STUDENT.


Аннотация: В статье описаны цели, задачи, положения, тематика научно-популяризаторского дискуссионного клуба, именуемого в дальнейшем «клуб», «дискуссионный клуб», а также приводятся методические рекомендации для преподавателей по подготовке и проведению заседаний клуба, даются методические рекомендации для студентов по подготовке к выступлениям, по созданию кейсов и написанию научных статей. После примерного списка, предложенных куратором клуба тем, приводится список рекомендованной литературы.

Дискуссионный клуб является одной из эффективных форм (фокус-группа, мозговой штурм) организации образовательной и научно-исследовательской деятельности. Такая форма внеурочной работы со студентами позволяет решить сразу ряд задач: 1.развитие интеллектуальной, творческой и научной инициативы, и учебно-познавательных интересов участников клуба, коммуникативных умений и способностей участников клуба; 2. активизация гражданской позиции участников клуба; 3. включение студента в поисковую учебно-познавательную и научную деятельность; 4. организация совместной научной деятельности. 5. вовлечение молодежи в борьбу с псевдонаучными течениями. 6. развитие научного мировоззрения у учащихся. 7. участие в распространении научного популяризаторства. 8. сформировать у учащихся навыки в построении научной системы доказательства и опровержения. 9. обучить учащихся навыкам научного диспута. 10. развивать у учащихся способность концентрироваться на сути проблемы; 11. развивать у учащихся абстрактное мышление и быстроту реакции.

Ожидаемые результаты работы распределяются по трем уровням. Первый уровень результатов – приобретение участником клуба знаний, о демаркации науки, овладение способами самопознания, усвоение представлений о самопрезентации в различных ситуация взаимодействия. Второй уровень результатов – получение участником клуба проведения научного исследования, ознакомление участников с лженаучными направлениями . преимущественно в педагогике. Третий уровень результатов включает освоение способов решения задач по привлечению разнообразных ресурсов для реализации собственного научного проекта.

1. Теоретические занятия по методике проведения дискуссии проводит педагог-руководитель (куратор клуба)
2. Заседание клуба готовится кворумом студентов и куратором клуба, который предлагает тему и форму для диспута:
— дискуссия или диспут (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами)
— мозговой штурм
— круглый стол (подготовленное обсуждение по заранее поставленной проблеме с выделением определенных вопросов)
— аквариум (разделение участников на обсуждающих и наблюдающих за ходом обсуждения с целью его анализа)
3. Кворум студентов имеет меняющийся состав.
4. Кворум студентов и куратор имеет право принимать почетных гостей.
5. Участниками могут стать все, кто заинтересовался предложенной темой заседания.

2. Методические рекомендации.
2.1. Методические рекомендации для преподавателей.

Для организации и проведения заседаний клуба рекомендуются следующие педагогические формы: дискуссия (диспут), мозговой штурм, выступление с докладом, создание студентами проектов, написание студентами и куратором научных статей, дидактические игры.

2.1.1. Методические рекомендации по проведению дискуссий. В ходе работы научно- популяризаторского дискуссионного клуба для организации дискуссий рекомендуется использовать следующие методики:
«Обсуждение вполголоса». Аудитория делится на микрогруппы для обсуждения. Когда в группах составят единое решение, проводится общая дискуссия.

Методика клиники. Каждый из участников предлагает свой вариант решения, предварительно представив на открытое обсуждение свое видение поставленной проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по заранее принятой системе «принимается – не принимается».
Методика эстафеты. Выступивший передает слово тому, кому считает нужным передать.

Дискуссия по «технике аквариума». Перед началом дискуссии ставится проблема, которая представляется куратором. Далее куратор делит группы на подгруппы. В каждой подгруппе выделяется представитель, который будет излагать принятое подгруппой мнение. Подгруппам дается время, обычно небольшое, для обсуждения проблемы и определения общей точки зрения.

По окончанию дискуссии представители отстаивают позицию своей подгруппы в соответствии с полученными от нее указаниями. После выступления представителей участники подгрупп могут дополнить. Куратор может разрешить представителям, равно как и подгруппам, взять тайм-аут для консультаций. Обсуждение проблемы между представителями подгрупп заканчивается либо по истечении заранее установленного времени, либо после достижения решения. После такого обсуждения проводится его критический разбор всей студенческой группой.

Межгрупповой диалог. Куратор ставит проблему к обсуждению. Группа делится на микрогруппы по 5-7 человек для проведения дальнейшего диалога. В каждой из подгрупп между участниками распределяются основные функции. В группе должен быть ведущий, аналитик, секретарь, наблюдатель. Ведущий организовывает обсуждение вопроса или проблемы, вовлекает всех членов группы. Аналитик высказывает критические замечания. Секретарь фиксирует все, что относится к решению проблемы, после завершения обсуждения берет слово. В его задачи «наблюдателя» входит оценка участия каждого члена подгруппы на основе заданных преподавателем критериев.

Дискуссия в сочетании с игровым моделированием. Такая форма дискуссии предполагает то, что участники должны готовиться заранее к теме. Перед началом обсуждения преподаватель, задавая проблемные вопросы, кратко опрашивает группу, чтобы студенты вспомнили основные моменты прочитанного. Преподаватель делит большую группу на подгруппы и рассаживает их в разные концы аудитории. Каждая подгруппа выбирает лидера, который будет представлять позицию подгруппы на так называемой конференции, посвященной решению этой проблемы. Участники подгруппы обсуждают точку зрения, которую они будут представлять. Лидеры каждой подгруппы направляют 2-4 человека в другие подгруппы для предварительных переговоров с целью выяснения их отношения к обсуждаемым вопросам и возможного изменения их позиций. Преподаватель переходит от подгруппы к подгруппе, наблюдает за ходом групповой работы, отвечает на вопросы, сообщает недостающие сведения, побуждает обучающихся к самостоятельным решениям. Затем лидеры с помощниками выходят из аудитории. Преподаватель раздает оставшимся обучающимся реальные результаты этой научной конференции для ознакомления.

2.1.2. Методические рекомендации по организации и проведению дидактических игр. Участники решают задачи в занимательной форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровое действие, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат. Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний. Дидактическая игра приводит к определенному результату, решению, ее элементы взаимосвязаны.

В игре должны быть свобода творчества, соревновательный дух, соответствие определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта, изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности обучающихся и их психологических особенностей.

Игра построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

На дискуссионном клубе рекомендуется применять следующие виды игр:
1. Игры-упражнения: кроссворды, ребусы, викторины.
2. Игры-путешествия. Активность обучающихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. Игры-соревнования.

2.1.3. Методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы членов клуба. Основными целями научно-исследовательской работы обучающихся являются:
— содействие повышению качества профессиональной подготовки молодых специалистов, созданию условий формирования творческой активности, самостоятельности обучающихся университета в их научной работе;
— выявление наиболее талантливой и одаренной молодежи, содействие раскрытию ее способностей и организации ее дальнейшего образования;
— развитие и повышение качества научных исследований и разработок, выполняемых обучающегося во внеучебное время в научных подразделениях университета;
— введение элементов научного поиска в практические и семинарские занятия;
— выполнение конкретных нетиповых заданий научно- исследовательского
— характера в период производственной и преддипломной практик;
— ознакомление с теоретическими основами методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и проведения научного эксперимента и обработки полученных данных;
— участие в работе студенческих научных семинаров. НИРС, организуемая во внеучебное время, включает следующие формы:
— участие в работе научных коллективов;
— участие в работе проблемных научных групп на профилирующих (выпускающих) кафедрах;
— участие в выполнении хоздоговорной тематики кафедры.

В процессе работы дискуссионного клуба студенты выполняют следующие виды НИРС: написание научных статей и разработка

2.2. Методические рекомендации для студентов.

2.2.1.Методические рекомендации к дискуссиям. Дискуссия (от лат. discussio — исследование, рассмотрение) — это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Другими словами, дискуссия заключается в коллективном обсуждении какого-либо вопроса, проблемы или сопоставлении информации, идей, мнений, предложений. Во время дискуссии обучающиеся могут либо дополнять друг друга, либо
противостоять один другому. В дискуссии есть элементы спора и взаимодополнения. Дискуссия требует наличия определенного уровня подготовки по тематике. Будущий участник дискуссии должен иметь знания, заранее подготовить вопросы и ответы, высказывания и план выступлений, а иногда и методические материалы (тексты, рисунки, презентации).

3. Примерный список тем для обсуждения.

Блок 1. Взаимоотношения науки и лженауки.
Демаркации между наукой и лженаукой. (Описать отличия науки от лженауки).
Отличия научной теории от гипотезы.
Отличия научной теории от лженаучной теории.
Основные критерии определения научности теории.
Отличия научной теории от лженаучной.
Отличия протонауки от лженауки.
Отличия маргинальной науки от лженауки.
Сущность логического позитивизма (рассказать об основах логического позитивизма, что изучает).
Теория фальсификации Карла Поппера. (рассказать основные положения этой теории, которые можно использовать против лженауки).
Проблема нахождения гипотез.
Концепция исследовательских программ И. Лакатоса.
Концепция исторической динамики науки Т. Куна. ( рассказать про научную парадигму Т. Куна.).
«Анархистская эпистемология» П. Фейерабенда. (рассказать про методологический анархизм и правило anything goes, антиавторитаризм, принцип пролиферации теорий, идею несоизмеримости научных теорий.).
Проблемы научной объективности.
Что такое Experimentum crucis?

Блок 2. Законы логического мышления как средство борьбы с лженаукой.
Абдукция.
Индукция и дедукция.
Сущность законов логики.
Закон тождества и случаи его нарушения.
Закон противоречия и случаи его нарушения.
Закон исключенного третьего и случаи его нарушения.
Законы де Моргана и случаи его нарушения.
Законы контрапозиции и случаи его нарушения.
Закон достаточного основания и случаи его нарушения.
Закон отрицания отрицания и случаи его нарушения.
Дилеммы.
Силлогизмы и модусы.
Гипотетические силлогизмы.
Как избежать нарушений законов логики?
Какие нарушения законов логики использует лженаука?

Блок 3. Основные методы борьбы с лженаучными течениями.
Основные проблемы и задачи научного скептицизма.
Рассказать о научном скептицизме как мировоззренческой позиции, а также о его целях и проблемах.
Использование принципа «бритвы Оккама» для борьбы с лженаукой.
Необходимо дать краткий исторический экскурс зарождения этого принципа, обозначить метод его действия и сферу, и ответить на вопрос : Как это принцип использовать в борьбе с лженаукой?
Почему лженаука так популярна у основных масс населения?
Как убедить оппонента в лженаучности теории?
Основные проблемы научного популяризаторства.
Почему люди верят астрологам и гадалкам?
Как отличить настоящего ученого от научного фрика?
Методы разоблачения шарлатанов и лжеученых.
Проблемы создания СМИ, посвященных научным исследованиям.
Фонд Джеймса Рэнди. Рассказать о деятельности этого фонда и кратко изложить историю его создания.
Премия Гарри Гундини. Рассказать про эту премию.
Основные задачи и цели Комиссии по борьбе с лженаукой РАН.
Рассказать про цели Комиссии по борьбе с лженаукой РАН, ее состав и каких результатов она добилась.

Блок 4. Религия и лженаука.
Общее и различное между религией и лженаукой.
Общее и различное в тоталитарных сектах и нетрадиционных культах.
Использование лженаучных учений в нетрадиционных культах.

Блок 5. Псевдонаучные течения в педагогике.
Опасность проникновения псевдонаучных течений в образовательный процесс.
Взаимосвязь оккультных, сектантских организаций с лжепедагогикой.
Почему валеология опасна для здоровья?
Культ Шалвы Амонашвилли. Разоблачение.
Метод Бронникова. Разоблачение.
Вальдорфская педагогика. Разоблачение.
Школа Щетинина. Разоблачение.
Профилактика проникновения лженаучных течений в школы и вузы.
Ньюйджероские идеи в лжепедагогике. Разоблачение.
Эзотерика в лжепедагогике. Разоблачение.
Почему тренинги личностного роста не дают положительного результата?

Блок 6. Псевдонаучные течения в лингвистике.
Критика фолк-лингвистики.
Разоблачение лингвофричества.( ложная этимология слов)
Фолк-хистори в лингвистике. Разоблачение.
Критика солнечной языковой теории
Новая хронология Фоменко и псевдолингвистика. Критика.

Блок 7. Лженаучность коспирологических теорий.
Сущность коспирологических теорий.
Мифологичность теории глобального заговора.
Мифологичность теории компьютерного заговора.
Мифы теории Мондиалистского заговора.
Мифы теории заговора нефтянников.
Мифы теории английского заговора.
Мифологичность теории жидо-массонского заговора.
Мифологичность арабского заговора.
Лженаучность лунного заговора. Нужно привести доказательства о том, что американцы летали на Луну.
Теракты 11 сентября 2011 года – это не спланированные американскими капиталистами теракты.
«Дух времени» — это лженаучный фильм. (Привести доказательства ложности материалов в этом фильме)
Протоколы сионистких мудрецов. Рассказать о этом источнике. Привести доказательства его подложности.
Влияние коспирологических теорий на политологию и литературу о политике.
Политики- приверженцы косприрологии.
Почему политические спекулянты используют коспирологию?

Блок 8. Мифы о Великой Отечественной Войне.
Разоблачение мифа о том, что СССР готовился напасть на Польшу.
Разоблачение мифа о том, что СССР развязал Вторую Мировую
Разоблачение мифа о том, что гитлеровцев победили морозы и распутица.
Разоблачение мифа о том, что Сталин не знал о готовящемся нападении Гитлера.
Разоблачение мифа о том, что солдаты бросали оружие.
Разоблачение мифа о том, о превентивном нападении Германии.
Разоблачение мифа о том, что только одни советские танки КВ могли остановить немецкое наступление
Разоблачение мифа о том, что советские солдаты сражались лишь потому, что за их спиной были заградотряды, которые расстреливали отступавших из пулемётов
Разоблачение мифа о том, советское руководство бросило своих военнопленных на произвол судьбы.
Разоблачение мифа о том, США одержали победу над Японией с помощью атомной бомбы.

Глоссарий:
— астрология;
— гуру;
— карма;
— квантовый переход;
— креационизм;
— конспирология;
— магия;
— реинкарнация;
— спиритизм;
— психоанализ;
— суеверия;
— теория заговора;
— тетахиллинг;
— холодное чтение;
— эзотерика;
— эффект Барнума;
— эффект Даннига Крюгера;
— эффект Розенталя.

Для лучшей организации работы дискусионного клуба была составлена рабочая программа. В ее состав помимо методических рекомендаций преподавателям, примерного списка тем и лженаук, входят и методические рекомендации для студентов по созданию докладов, научных статей, проектов и кейсов. Рабочая программа содержит список литературы, которая рекомендована к использованию участниками – клуба при подготовке к выступлениям.


Список литературы

  1. https://kpfu.ru/portal/docs/F_663821706/Obrazec_metodich.rekom_prepod_nw.pdf