ОЦЕНКА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УПРАВЛЕНИЯ

№6,

Социологические науки

Жукова Марина Владимировна (Кандидат социологических наук)


Ключевые слова: СИСТЕМА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ; МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ; МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; ОТНОШЕНИЕ МОЛОДЕЖИ; THE SYSTEM OF LOCAL GOVERNMENT; MUNICIPAL MANAGEMENT; MUNICIPAL POLICY; THE ATTITUDE OF THE YOUTH.


Аннотация: В статье рассматриваются результаты социологического исследования, позволяющие проанализировать отношение к муниципальной политике муниципального образования город Рубцовск студентов Рубцовского института (филиала) Алтайского государственного университета.

Создание эффективной системы местного самоуправления является принципиальной тенденцией политического развития, связанного с построением демократических отношений в современном российском обществе.

Местное самоуправление – это важнейший социальный институт, который представляет собой форму самоорганизации граждан, важный уровень публичной власти и элемент современной экономики, соединяющий функции гражданского общества, муниципального управления и хозяйственно-социальной деятельности [2, с. 54].

Муниципальное управление является составным элементом системы местного самоуправления и представляет особый тип управленческой деятельности уполномоченных местным населением органов власти (государственных служащих), направленной на удовлетворение коллективных интересов и потребностей населения муниципального образования [6, с. 261].

Под муниципальной политикой будем понимать систему взаимоувязанных целей муниципальной деятельности и механизмов их реализации [5, с. 135].

В настоящее время отмечается низкая эффективность функционирования системы местного самоуправления [6, с. 265-266], что связано с множеством сложностей реализации, формально прописанных в нормативно-правовой базе и заданных ориентиров развития местного самоуправления, в том числе со следующими проблемами:

— рост социально-управленческого отчуждения и снижения активности населения как субъектов управленческой деятельности в системе местного самоуправления;

— несовершенство правовой базы функционирования местного самоуправления;

— дефицит высокопрофессиональных кадров как следствие проблем формирования профессионального и динамично развивающегося управленческого аппарата муниципальной службы [3];

— острый недостаток финансовых и экономических ресурсов, порождающий имитационный характер функционирования системы местного самоуправления [1].

В марте 2017 года было проведено социологическое исследование методом анкетного опроса студентов 1-4 курсов очного отделения Рубцовского института (филиала) АлтГУ Алтайского края (n=87). Основной целью исследования выступал анализ показателей, характеризующих отношение молодежи к муниципальной политике МО город Рубцовск.

Рассмотрим результаты частотного анализа.

1. В качестве самых актуальных проблем в городе Рубцовске респонденты назвали безработицу (72,4%), уровень и качество жизни (66,7%), состояние промышленных предприятий города (57,5%) и изношенность инженерной инфраструктуры (55,2%) (см. рис. 1).
Студенты второго курса обучения также отметили экологические проблемы города (63,6%) и отсутствие стратегического плана развития города (54,5%), а третьего курса — рост тарифов на услуги ЖКХ (60,9%).

2. Опрашиваемые студенты давали чаще всего крайне низкую оценку (46,0%) действиям городской администрации в решении существующих в городе проблем (см. рис. 2).

3. Респондентам было сложно назвать направления деятельности городской администрации, которые за последний год имели положительный эффект в развитии города. С наибольшей частотой студентами только первого и третьего курсов были отмечены такие направления как организация торговли товарами и продуктами (23,1%; 34,8%), студентами третьего курса — работа учреждений культуры (25%) и снижение преступности (21,7%).


Рис. 1. Актуальные проблемы МО город Рубцовск

4. Определяя перспективы развития города многие респонденты затруднялись в выборе благоприятных факторов развития города (27,6%). Прежде всего такими факторами, по мнению студентов, является мощный промышленный потенциал (33,3%), студентов 3-го курса — высокая степень развития агропромышленной сферы (34,8%) и благоприятное географическое положение (34,8%).


Рис. 2. Оценка действий Администрации города

5. По мнению опрошенных студентов, среди отраслей городского хозяйства в первую очередь нужно развивать машиностроение (1 курс — 30,8%; 2 курс — 31,8%; 3 курс — 43,5%;4 курс — 62,5%).

6. Наиболее насущными направлениями в благоустройстве города были выделены озеленение города (60,9%), изменение архитектурного облика города, дизайна новой застройки (56,3%) и реконструкция центра города (41,2%) (см. рис. 3).


Рис. 3. Направления благоустройства города

7. Возможными точками роста для города были указаны: развитие малого и среднего предпринимательства (44,8%), развитие агропромышленного сектора (41,4%), производство товаров народного потребления (36,8%), разработка программы развития крупного машиностроения (33,3%) (см. рис. 4).

Студенты первого и третьего курсов в качестве перспективных точек роста предлагают развитие сферы услуг (30,8%; 39,1%).

8. В качестве источников финансирования развития новых городских видов деятельности назывались средства, передаваемые из регионального и федерального бюджета (1 курс — 53,8%; 2 курс — 72,2%; 3 курс — 82,6%; 4 курс — 75,0%); средства, передаваемые из бюджета города, района (53,8%; 50%; 56,5%; 50,0%); долевое привлечение собственных средств предприятий, банков, фирм города (19,2%; 40,9%; 52,2%; 50%).


Рис. 4. Перспективы развития города

Выводы:

1. Отмечается многофакторность и сложность проблемной ситуации города, требующей экстренного управленческого реагирования. Однако действия администрации в решении проблем города имеют низкую оценку.

2. Незначительные положительные изменения в жизни города связаны с организацией торговли товарами и продуктами, с работой учреждений культуры и со снижением преступности.

3. Развитие мощного промышленного потенциала (машиностроение) считается приоритетным и перспективным фактором развития города.

4. В качестве возможных точек роста прежде всего называются развитие малого и среднего предпринимательства и агропромышленного сектора, производство товаров народного потребления. Финансирование данных видов деятельности возможно из источников федерального, регионального и муниципального бюджета, а также путем долевого привлечения собственных средств предприятий, банков и фирм города.

В заключении отметим, что при проведении опроса многие респонденты отмечали, что отвечая на вопросы анкеты, задумывались о действительности и об особенностях реализации муниципальной политики в городе. Следовательно, можно предположить, что анкетирование является одним из первичных инструментов повышения политической активности населения в качестве субъектов управленческой деятельности в системе местного самоуправления. С другой стороны, результаты опроса могут быть полезны для муниципальных служащих, так как являются отражением особенностей восприятия, видения населением перспектив и возможностей муниципального управления. Т.е. социологические исследования, в том числе анкетирование, могут служить одним из средств поддержания диалога между населением муниципального образования и уполномоченных местным населением органов власти (государственных служащих) с целью повышения эффективности и качества муниципального управления, направленного прежде всего на решение вопросов социального обеспечения и развития территории муниципального образования.


Список литературы

    1. Бабинцев В. П. Имитационные практики в государственном и муниципальном управлении // Власть. 2012. №5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/imitatsionnye-praktiki-v-gosudarstvennom-i-munitsipalnom-upravlenii (дата обращения: 09.04.2017).
    2. Долгов В. М. Политические проблемы местного самоуправления в современной России // Власть. 2012. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskie-problemy-mestnogo-samoupravleniya-v-sovremennoy-rossii (дата обращения: 09.04.2017).
    3. Полосухина М. В., Тронина А. Д. Пути совершенствования системы управления персоналом муниципальной службы // ARS ADMINISTRANDI. 2012. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/puti-sovershenstvovaniya-sistemy-upravleniya-personalom-munitsipalnoy-sluzhby (дата обращения: 09.04.2017).
    4. Система муниципального управления / Под редакцией В. Б. Зотова. СПб.: Питер, 2008. 512 с.
    5. Социология управления / А. В. Верещагина [и др.]; отв. ред. С. И. Самыгин. Ростов н/Д: Феникс, 2014. 318 с.