ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КАПИТАЛА БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

№6,

Педагогические науки

Свиридова Галина Федоровна (Кандидат филологических наук)


Ключевые слова: ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ; КАПИТАЛ; ИНВЕСТИРОВАНИЕ; ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ; ADDITIONAL EDUCATION; HUMAN CAPITAL; CAPITAL INVESTMENT; ADDITIONAL EDUCATION PROGRAMS.


Аннотация: В статье рассмотрены проблемы инвестирования в человеческий капитал. Одним из важных направлений инвестирования в человеческий капитал выступает инвестирование в дополнительное образование на базе высших образовательных организаций. Инвестиции в программы ДПО на базе высших учебных организациях позволят повысить качественный состав человеческого капитала.

Человеческий капитал в настоящее время является неотъемлемой частью программ развития, как регионов Российской Федерации, так и всей страны в целом. От его содержания во многом зависит экономическое развитие российского общества. Понятие «капитал» по мере развития экономической науки и практики реализуется все более расширенно и универсально. Наряду с традиционно употребляемыми понятиями, такими как физический капитал, денежный капитал и другие, его функционирование в масштабах общества все чаще связывают с развитостью человеческого и социального капитала [1-3]. Вместе с тем понимание экономической сущности капитала сохраняется: в любом виде его развитие связано с инвестированием.

В настоящее время в научном дискурсе представлено достаточно много подходов к сущностной характеристике понятия «человеческий капитал». Так, в самом общем виде под данных понятием понимается совокупность знаний, умений, навыков, интересов, мотиваций, которыми пользуется человек для осуществления своей жизнедеятельности [4-6]. Однако в современных условиях все большую поддержку находит позиция, согласно которой ЧК является более ценным ресурсом экономики, а не заводы, оборудование, производственные запасы.

В экономической науке идея человеческого капитала обнаруживается давно. Многие зарубежные авторы представили свои труды по определению сущности капитала, например, А. Смит, Г. Беккер, Т. Шульц и другие. Несмотря на имеющиеся различия в определении человеческого капитала, его сущность может быть выражена как сочетание, с одной стороны, принципиальных признаков капитала, с другой — в специфике применительно к «человеческой» форме. Особенностью человеческого капитала является, его возможность приносить доход в рыночной и нерыночной сферах, в различных формах и поэтому является объектом инвестирования. Исходя из этого, необходимо учитывать качественные характеристики человеческого капитала. Согласно позициям Г. Беккера существует различие между общими и специальными инвестициями в человеческий капитал. Общие инвестиции отражают формирование ЧК в формальном образовании, позволяют приобретать работнику знания, умения, навыки, пригодные для использования на любом предприятии, согласно полученному направлению подготовки.

Специальная подготовка производится на каждом рабочем месте и состоит в получении представляющих интерес для конкретной фирмы профессиональных знаний, навыков и умений. Отсюда понятно, что специальные инвестиции осуществляются в большей степени фирмами «доводящими» работника для себя, частично — работниками, поскольку на период получения специальных знаний они соглашаются на более низкую заработную плату [7-9].

Формирование человеческого капитала в российской экономике имеет свою специфику, прежде всего связанную с особенностями переходной экономики. В период системной трансформации российской экономики общая и специфическая часть человеческого капитала подвергались существенным изменениям. Во-первых, массовое обесценивание человеческого капитала в условиях резкого изменения структуры экономики и спроса на рабочую силу, обнаружившееся расхождения между имеющимися и вновь требующимися профессиональными навыками обусловили необходимость массового переобучения работников [10-11].

Во-вторых, произошло изменение образовательной структуры численности занятых в экономике. Произошло сокращение удельного веса, не имеющих профессионального образования, а напротив увеличилась численность имеющих таковое образование [12-13]. Данное обстоятельство привело к диспропорциям специалистов на рынке труда по различным направлениям, а также изменилась составляющая инвестирования в человеческий капитал, в структуре, как общих, так и специфических инвестиций.

Одним из направлений изменения инвестирования в человеческий капитал явилось дополнительное профессиональное образование, которое предоставляют в России высшие учебные заведения. До недавнего времени программы дополнительного образования в вузах, да и сами вузы по предоставлению услуг дополнительного образования ориентировались на обучение школьников, подготовку специалистов среднего профессионального и высшего профессионального образования [14]. На данные программы в большинстве случаев инвестором выступало государство. В настоящее время в рамках трансформационных процессов, происходящих в российском экономическом пространстве, изменяются требования к специалистам на рынке труда. Если раньше специалистам достаточно было «освежать» свои профессиональные навыки в течение 5 – 10 лет, то в настоящее время этот срок сократился в несколько раз.

Жесткая конкуренция на рынке товаров и услуг, меняющиеся условия функционирования предприятий, корректировки в условиях функционирования бизнес-структур, привели к тому, что на данный момент востребованы лишь те специалисты, которые владеют специальными знаниями и постоянно совершенствуют свой образовательный и профессиональный ценз. В данных условиях особая роль отводится в организации качественного дополнительного образования и осуществления инвестирования в данную сферу, а соответственно в человеческий капитал, формируемый указанным направлением, причем как со стороны государства, так и со стороны обучаемых. Основное отличие дополнительного профессионального образования от основного – работа на платной основе. Следовательно, необходимо рассматривать образовательные услуги дополнительного профессионального образования с точки зрения продвижения рыночного продукта, применять законы бизнеса, маркетинга и инвестировать средства обучаемых [15]. Успешная деятельность на этом рынке в конечном итоге является основой для инновационного развития всей системы ВО, а как следствие качественных услуг специалистов по выполнению своих профессиональных качеств.

В настоящее время помимо государства и частных лиц, которые могут инвестировать средства в получение ДПО, новыми инвесторами выступают предприятия, которым необходимы определенные специалисты, соответствующие их новым требованиям [1]. В современных условиях именно данные заказчики определяют чему именно, в каком объеме и чему бы он хотел обучиться. Важнейшей задачей ДПО является разработка новых образовательных программ, востребованных современных бизнес-сообществом, как основным потребителем и инвестором услуг дополнительного профессионального образования.

Таким образом, в настоящее время дополнительное профессиональное образование является одним из важных источников инвестирования для многих субъектов экономики. Услуги ДПО позволяют оперативно реагировать на запросы работодателей, также улучшать качественные характеристики образовательных центов самих обучаемых. Дополнительное профессиональное образование является одним из важнейших составляющих человеческого капитала, что приводит к реализации как внутреннего эффекта капитала, т.е. увеличение благосостояния отдельных граждан, так и внешнего эффекта — увеличение макроэкономических показателя развития российской экономики.


Список литературы

    1. Забайкин Ю.В. Управление персоналом / Ю. В. Забайкин; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский заочный ин-т текстильной и легкой пром-сти». Москва, 2008. – 21 с.
    2. Гданский Н.И., Рысин М.Л., Альтиментова Д.Ю. Особенности преподавания программирования в условиях современного рынка труда в IT-технологиях // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. Т. 2. № 5 (120). С. 73-76.
    3. Свиридова Г.Ф. Организация самостоятельной работы иностранных студентов при изучении математики как механизм адаптации и профессионального развития // Актуальные проблемы преподавания математики в техническом ВУЗе. 2016. № 4. С. 113-117.
    4. Валуйсков Н.В., Бондаренко Л.В., Рокотянская В.В. К вопросу о перспективе совершенствования правовой основы профилактики социальных отклонений в молодежно-подростковой среде в качестве приоритетного направления социальной политики // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 346-349.
    5. Науменко Т.В. Социальная сфера и ее роль в современном обществе // Экономика и управление: проблемы, решения. 2011. № 1. С. 15-20.
    6. Паршутина Л.А. Формирование знаний о биоразнообразии в курсе биологии основной школы // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Москва, 2005. – 18 с.
    7. Альтиментова Д.Ю., Федосов А.Ю. Повышение качества подготовки бакалавров с применением компьютерного тестирования и рациональных способов коррекции знаний // Педагогическая информатика. 2017. № 1. С. 45-53.
    8. Забайкин Ю.В. Управление персоналом / Ю. В. Забайкин ; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Российский заочный ин-т текстильной и легкой пром-сти». Москва, 2008. Том Ч. 1.
    9. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Содержание естественнонаучного образования как основа формирования метапредметных результатов. — М.: АПК и ППРО, 2016. — 118 с.
    10. Гданский Н.И., Рысин М.Л., Альтиментова Д.Ю., Леванов Д.Н. Адаптивные алгоритмы тестирования знаний информационно-тестирующих приложений на основе стандартных lms-систем // Ученые записки Российского государственного социального университета. 2013. Т. 2. № 5 (120). С. 77-81.
    11. Науменко Т.В. Массовое сознание // Credo new. 2000. № 4. С. 17.
    12. Паршутина Л.А., Самойленко П.И. Дидактические средства обеспечения учебно-исследовательской деятельности школьников в учебно-воспитательном процессе по естественнонаучным предметам. — М.: АПК и ППРО, 2013. -154 с.
    13. Свиридова Г.Ф. Дополнительное образование в системе конкурентоспособности выпускника на рынке труда//Личностное и профессиональное развитие будущего специалиста. Тамбов, 2016. С. 517-520.
    14. Altimentova D.Y., Gdansky N.I. Adaptive models of computer training // Contemporary Problems of Social Work. 2015. Т. 1. № 2. С. 73-80.
    15. Науменко Т.В., Белецкая А.В. Ценностные основания свободы и молодежь // Вестник Академии. 2016. № 2. С. 110-118.