УДК 342.518

ПРОБЛЕМАТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

№28,

Юридические науки

Омельчук Алексей Николаевич


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ; ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ; ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ; ЭКОЛОГИЯ; РЕСПУБЛИКА КРЫМ; STATE ADMINISTRATION; NATURE MANAGEMENT; ENVIRONMENTAL PROTECTION; ECOLOGY; REPUBLIC OF CRIMEA.


Аннотация: В настоящей статье автором произведен детальный анализ проблем, существующих в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды. Анализируя мнения исследователей, статистические данные в исследуемой сфере, автор приходит к мнению о том, что действующее в настоящий момент законодательство нуждается в реформировании и внесении определенных изменений, на что следует обратить внимание законодателя.

В сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды имеются определенные проблемы, в частности проблемы правового характера. В частности, это касается проблем осуществления непосредственно самого государственного управления в анализируемой сфере.

Эффективное государственное управление, функционирование данным процессом в сфере природопользования является важнейшим гарантам качества окружающей среды, являющейся основой жизни человека, права которого закреплены Конституцией РФ [1].

Несмотря на то, что официальные данные свидетельствуют о снижении числа экологических преступлений в 2019 году по сравнению с 2018 годом, проблема все также остается актуальной. Так, в частности, за период времени январь-август 2020 года общее число преступлений экологического характера составило 11,4 тысяч, данная цифра, безусловно, высокая, несмотря на то, что на 1,75% меньше, нежели в 2019 году за аналогичный период [6].

В результате подсчета общей суммы ущерба, которая является следствием нанесения вреда окружающей среде, по причине совершения преступлений в экологической сфере, становится понятно, что она катастрофически велика, в частности составляет 12 миллиардов рублей [7].

Выступая с докладом, Е. Мирошник, являющийся прокурором Генеральной прокуратуры РФ, специально отметил, что наиболее проблематичной является сфера лесных отношений, где и было совершено наиболее число преступлений.

Как свидетельствуют данные статистики, число уголовных дел, которых возбуждаются управлением МВД и таможней в связи с преступлениями, имеющими отношения к контрабанде леса, достигает порядка 200 в год [7].

Основными причинами таких высоких показателей отрицательного характера, по мнению большинства экспертов, является проблемы в государственном управлении. В частности, одним из обоснований подобной позиции можно назвать неспособность органов местных властей эффективно решать проблемы по обращению с отходами производства и потребления. В том числе тот факт, что органы местного самоуправления слишком медленно реагируют на необходимость решения той или иной экологической проблемы, что касается их предотвращения, то данная проблематика заслуживает отдельного внимания [3, с. 61].

Так, в частности, согласно заключению экспертов в области экологии в Республике Крым может обостриться проблема вредных испарений, не смотря на то, что на данный момент ситуация в экологической сфере является относительно стабильной. Тем не менее, по заключению экспертов Республики Крым, в том числе с целью усовершенствования государственной политики в сфере охраны окружающей среды, местным и федеральным властям целесообразно контролировать количество вредных испарений на полуострове.

На государственном уровне данной проблематике уделяется особое внимание. С целью усовершенствования государственного управления Правительством РФ планируется принятие законопроекта, в котором бы содержались бы положения относительно вопросов государственного регулирования выбросов парниковых газов, что в дальнейшем поспособствует решению данной проблемы в регионах и в Республике Крым в частности [10].

Причиной неэффективного государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей среды является постоянные изменения в законодательстве и в частности, как отмечает, О.Ю. Таибова, реорганизация системы государственного управления и ее структуры. В том числе, тем фактом, что с каждым годом в значительной степени сокращается число работников и специалистов данной отрасли, пробелами в законодательстве, а также проблемы организационного характера [9, с. 67].

В результате различного рода изменений в законодательстве Российской Федерации, внесения поправок непосредственно в положения законодательства, регламентирующего систему государственного управления в сфере экологии, данная система, по мнению большинства ученых, стала в большей степени сложной, не логичной. В связи с чем, на практике возникают определенные проблемы государственного управления в сфере охраны окружающей среды.

В результате чего, фактически на федеральном уровне, на уровне субъектов Российской Федерации, а также на уровне муниципальных образований формируется значительное многообразие органов государственного управления в анализируемой сфере, что вовсе нее является положительной тенденцией, по мнению большинства экспертов. В частности, большинство авторов научных трудов, посвященных анализу проблематик государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования, сходятся во мнении, что сложившаяся ситуация так называемого многообразия органов приводит к тому, что несмотря на якобы значительное число «контролирующих» данная сфера, фактически остается «бесконтрольной». Так, по мнению экспертов это обусловлено тем, что отсутствуют четкие разграничения полномочий, а также того, что отдельно взятый контролирующий природоохранный орган должен контролировать [5, с. 89; 8, с. 22].

По мнению А.Е. Ястребова большая часть проблематик государственного управления экологической сферой связана с наличием проблем в законодательной базе, регламентирующей сферу охраны окружающей среды и природопользования. Так, в частности, автор определяет из наиболее значимых проблематик следующие:
— Законодательная база, регламентирующая анализируемую сферу недостаточно прозрачна;
— Законодательная база, регламентирующая анализируемую сферу, слишком раздроблена.
— В законодательной базе имеются определенные пробелы и недочеты;
— В законодательной базе основное внимание уделено непосредственно карательным мерам за совершенные правонарушения. Недостаточность стимулирующих мер в положениях за соблюдения всех норм и требований;
— Ряд проблемных вопросов урегулирован не в достаточной для них мере. Что связано с отсутствием системного подхода в их регулировании [11, с. 158].

Особую проблематику составляет тот факт, что фактически не осуществляется оценка предполагаемого воздействия на окружающую среду. В частности не осуществляются оценка стратегического характера, что имеет определенную значимость. Стоит отметить, что некоторые сдвиги по решению указанной проблемы все же намечаются. Так, в частности, Президентом РФ был подписан Федеральный закон от 29.07.2018 № 252-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2019 году, согласно которому в законодательство относительно охраны окружающей среды были внесены изменения относительно вопросов введения системы автоматического контроля выбросов на объектах I категории. В частности это касается объектов, которые оказывают воздействие негативного характера на окружающую среду [2]. По заявлению Минприроды Крыма данная система подлежит введению и на территории Республики Крым. Что же касается правил создания и эксплуатации данной системы, то полномочиями их утверждения наделено непосредственно Правительство РФ.

Законодателю, с целью улучшения государственного управления в сфере природопользования целесообразно уделить внимание также вопросам доступа к экологической информации, а также порядка такого доступа.

Стоит отметить также такую проблему, как отсутствие единой концепции в разработке и принятии нормативной базы, в частности это касается субъектов Российской Федерации, в которых довольно часто принимаются акты, которые по своей сути противоречат положениям экологического законодательства [4, с. 324].

На сегодняшний день существует множество неурегулированных и проблемных вопросов в сфере государственного управления за окружающей средой, ее охраной, экологической безопасностью и тем, как осуществляется пользование природными ресурсами. Это негативно отражается на самом состоянии окружающей среды, его качестве. Имеющиеся природные ресурсы бесследно исчезают, в результате хищений, что происходит в результате наличия определенных пробелов в законодательстве, не эффективной государственной политики в сфере управления природопользованием.

Основная часть проблем в сфере управления природопользованием и охраной окружающей среды связана с несовершенством действующего экологического законодательства. В частности, неэффективность государственного управления в сфере экологической безопасности обусловлена тем, что анализируемая нормативная база не является в полной мере самостоятельной.

Проблемы также обусловлены раздробленностью законодательной базы, в результате чего возникают проблемы по защите экологических интересов нашего государства.

Проблематика государственного управления также обусловлена тем фактом, что некоторые нормативно-правовые акты, разрабатываемые на уровне субъектов Российской Федерации, противоречат положениям федерального законодательства, в результате чего проблемы возникают непосредственно в правоприменительной практике, то есть при реализации законопроектов Российской Федерации.

По нашему мнению, одним из недостатков является тот факт, что нормативно-правовая база регионального и федерального уровня не согласованы между собой. Также стоит отметить такую проблематику правового характера, как нечеткость разграничение полномочий, которыми обладают в сфере охраны окружающей среды и природопользования Федерации, а также ее субъекты, в том числе данное разграничение полномочий, как показал проведенный анализ, является не достаточно обоснованным по своей сути.

Определенная проблематика присутствует в системе платежей, вызываемых за нарушения действующего экологического законодательства, в частности непосредственно за загрязнение окружающей среды. В том числе несовершенен сам механизм индексации, посредством которого начисляются платежи. По нашему мнению несовершенны и иные инструменты природопользования экономического и финансового характера, которые существуют на данный момент.

Функции органов, компетентных осуществлять государственное управление и контроль в сфере охраны окружающей среды и природопользования, также недостаточно разграничены, в том числе у них попросту отсутствует столь необходимая координация, которая могла бы позволить более эффективно осуществлять контроль.

Одной из существенных проблематик, по нашему мнению, также является, что на данный момент отсутствуют условия непосредственно для комплексного подхода к природопользованию.

Также к недостаткам правового характера регулирования охраны окружающей среды и природопользования стоит отнести тот факт, что регламентация целевых средств является недостаточной. В частности, это касается тех средств, которые непосредственно предназначены для того, что воспроизводить природные ресурсы, по причине их постоянно сокращения.

Существующую ныне систему информационного обеспечения государственного регулирования природопользования в полной мере можно назвать несовершенной. Законодателем также не закреплено должным образом форм, в которых могут принимать участие граждане и общественные организации и граждан по контролю, за тем как используются природные ресурсы, как они воспроизводятся и как осуществляется их охрана. Безусловно, действующая ныне законодательная и нормативная система регулирования природопользования требует реформирования.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Федеральный закон от 29.07.2018 № 252-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и статьи 1 и 5 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ» // Собрание законодательства РФ. 30.07.2018. № 31. Ст. 4841.
  3. Жаворонкова Н.Г., Агафонов В.Б. Теоретические проблемы формирования концепции природоресурсного законодательства// Lex russica, 2013. № 1. С.61-64.
  4. Колесникова К.В. Правовое регулирование бюджетного финансирования охраны окружающей среды и природопользования: монография / Колесникова К.В. — Москва : Проспект, 2016. — 126 с.
  5. Коробкин В.И. Экология и охрана окружающей среды. : учебник / Коробкин В.И. — Москва : КноРус, 2019. — 329 с.
  6. Минприроды Крыма сообщает о введении системы автоматического контроля выбросов на объектах I категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду // Министерство экологии природных ресурсов Республики Крым. — [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://meco.rk.gov.ru/ru/article/show/2853 (дата обращения 29.09.2020).
  7. Подсчитана сумма ущерба от экологических преступлений в России в 2019 году. Федеральное агентство новостей // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://riafan.ru/1187752-podschitana-summa-usherba-ot-ekologicheskikh-prestuplenii-v-rossii-v-2019-godu (дата обращения 24.09.2020).
  8. Романова О.А. Организационно-правовой механизм охраны поверхностных вод от загрязнения в Российской Федерации: теоретические и практические проблемы правового регулирования / О.А. Романова; отв. ред. Н.Г. Жаворонкова. – Москва: Проспект, 2015. – 144 с.
  9. Таибова О.Ю. Административная ответственность в области охраны окружающей среды и природопользования: вопросы теории и практики / О.Ю. Таибова М.С. Ховрина; Ивановский государственный университет. – Иваново: Ивановский государственный университет, 2018. – 116 с.
  10. Эколог оценил предложение закрыть химзаводы на севере Крыма. Риа-новости // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://crimea.ria.ru/society/20190818/1117169886.html?inj=1 (дата обращения 24.09.2020).
  11. Ястребов А.Е. Органы государственной власти РФ в сфере охраны окружающей среды: основные тенденции реформирования // Среднерусский вестник общественных наук. — 2011. — № 1. С. 157-160.