УДК 34

ОСОБЕННОСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ РАБОТНИКОВ НА ОПЛАТУ ТРУДА ПРИ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТОДАТЕЛЯ

№28,

Юридические науки

Левон Анна Александровна


Ключевые слова: МЕЖДУНАРОДНЫЕ АКТЫ; ГАРАНТИЙНЫЕ ВЫПЛАТЫ; СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ; INTERNATIONAL ACTS; GUARANTEE PAYMENTS; SOCIAL INSURANCE.


Аннотация: В современных экономических условиях проблема возможного банкротства организаций продолжает оставаться актуальной. Наряду с необходимостью в принятии всевозможных мер для предотвращения несостоятельности организаций и обеспечения содействия в разрешении возникающих у них финансовых проблем, на государство легла не менее важная социальная задача, состоящая в оказании действенной помощи трудящимся в данных организациях гражданам по получению денежных средств, которые они законно заработали.
К сожалению, по причине отсутствия в российском законодательстве эффективных правовых институтов, которые обеспечивают надлежащую защиту трудовых прав, работодатель начинает злоупотреблять своим доминирующим экономическим положением. Одно из этих злоупотреблений состоит в возможности работодателя уйти по выработанным схемам от долгов, используя различные дефекты в правовом регулировании. Поэтому целью настоящей работы является исследование особенностей защиты прав работников на оплату труда при банкротстве компании.

Для России, а также для многих других стран мира достаточно серьезной является проблема защиты прав работников при банкротстве работодателя. Данной проблеме особое внимание уделяют как международные организации, к примеру, Международная организация труда, так и органы власти этих государств. Среди наиболее значимых международных правовых актов в этой области следует выделить:
— Конвенцию МОТ от 1 июля 1949 г. №95 «Относительно защиты заработной платы» [1];
— Конвенцию МОТ от 23 июня 1992 г. №173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» [2];
— Европейскую социальную хартию (пересмотренную в 1996 г.) [3].

Данные международные акты являются основой для дальнейшего формирования законодательных механизмов, за счет которых будет обеспечиваться защита прав работников при банкротстве работодателей. В частности, в большей части развитых стран Европы используются такие базовые принципы защиты, как создание гарантийных учреждений и установление преимуществ по отношению к требованиям по заработной плате в сравнении с требованиями иных кредиторов. Развитые страны, как правило, не ограничиваются данными механизмами и постоянно ищут возможности для того, чтобы повысить уровень защиты прав работников.

Россия реализует определенные усилия в направлении совершенствования системы защиты работников при несостоятельности работодателя. В качестве наиболее существенного шага стоит указать ратификацию в 2012 г. Конвенции МОТ № 173 «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя». Однако ратификация была произведена только в части: третий раздел данной Конвенции, который регулирует защиту требований работников путём создания гарантийных учреждений так и не был ратифицирован.

Приемлемым решением этой проблемы могло бы стать создание системы гарантийных выплат. Почти в каждой научной статье, которая посвящена защите права работника на оплату труда при банкротстве работодателя, а также в большей части приведенных международных актов упоминается о целесообразности названной меры [8].

Однако, если Российская Федерация все же решит принять метод введения системы гарантийных выплат, то сразу же возникнет вопрос о том, на кого лягут обязательства по защите прав работников. Система гарантирования прав работников на получение заработной платы предположительно может сочетать в себе элементы гарантийного фонда и механизм обязательного страхования (страховщиком в этом случае может выступать Фонд социального страхования Российской Федерации), что обеспечит повышенный уровень надежности страховщика, а также систему контроля за страхователями.

Вместе с тем, этот вариант сопряжен с рядом проблем и недостатков, в частности:
1) страховая защита трудящихся граждан обеспечивается только от риска утраты заработной платы (в пределах срока в три месяца), иные виды выплат, которые причитаются работнику, не учитываются данным законопроектом;
2) без достаточных к тому оснований вводится ограничение, на основе которого право на получение страхового обеспечения имеет только застрахованное лицо при наличии страхового стажа у данного страхователя продолжительностью не менее 6 месяцев;
3) процедура получения единовременной компенсационной выплаты застрахованным лицом излишне усложнена, а перечень документов, которое оно должно представить, является открытым и неконкретным, по причине чего должностные лица Фонда социального страхования РФ могут злоупотреблять своими возможностями [7, c.84].

Для того, чтобы обеспечить защиту прав работников на оплату труда в случае несостоятельности работодателя на данный момент возможно принятие следующего ряда мер:
— активизация работы над схемой повышения привилегированного статуса работников организаций-банкротов, дополнить его положениями, за счет которых в ходе процедуры банкротства будут расширены полномочия работников;
— введение в Российской Федерации обязательного социального страхования на случай утраты заработка по причине банкротства работодателя, с возложением обязанностей страховщика на Фонд социального страхования РФ, либо создание специального гарантийного учреждения для выполнения данной цели. При этом гарантийной системой (системой страхования) должна охватываться не только заработная плата, но и иные виды требований, которые перечисляются в 12 статье Конвенции МОТ №173;
— внесение изменений в законодательство, которыми будет установлена полная ответственность перед своими работниками собственника имущества должника – унитарного предприятия по всем видам требований, которые перечислены в 12 статье Конвенции МОТ №173;
— включение отдельной статьи в главу 21 ТК РФ, которая будет посвящена гарантиям защиты прав работников на оплату труда при банкротстве работодателя. В ней будут приведены общие положения касательно данного вопроса, конкретизированы права работников в этой сфере, определен порядок избрания представителя работников для отстаивания их прав на получение гарантийных (страховых) выплат и (или) для участия в процедуре банкротства, а также будут систематизированы все основные виды защиты прав работников, использование которых было урегулировано в иных законодательных актах.

Таким образом, реализация перечисленных мер поможет значительно смягчить неблагоприятные социальные последствия, которые наступают в результате банкротства организаций, и станет существенным шагом к выплате в полном размере справедливой заработной платы.

В социальном государстве риск невыплаты заработной платы при банкротстве работодателя должен быть компенсирован юридически и экономически оправданными средствами. К их числу в полной мере можно отнести использование системы обязательного социального страхования при условии, если не будет повышена существующая финансовая нагрузка на работодателей в виде обязательных страховых взносов. Также целесообразно развивать систему добровольного страхования на случай неплатежеспособности за счет системы налоговых льгот и вычетов, которые могут быть реализованы в рамках коллективно-договорного регулирования. Способствовать защите прав работников на оплату труда должен и механизм своевременного информирования работников должника о возбуждении дела о банкротстве, ходе соответствующих процедур, а также расширение их прямого участия в указанной процедуре.


Список литературы

  1. Конвенция № 95 Международной организации труда «Относительно защиты заработной платы» // (принята в г. Женева 01.07.1949)
  2. Конвенция № 173 Международной организации труда «О защите требований трудящихся в случае неплатежеспособности предпринимателя» // (принята в г. Женеве 23.06.1992 на 79-ой сессии Генеральной конференции МОТ)
  3. Европейская социальная хартия (пересмотренная)» (принята в г. Страсбурге 03.05.1996)
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
  5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
  6. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)
  7. Новиков М.В. К вопросу о проблеме защиты трудовых прав работников при банкротстве (несостоятельности) юридического лица [Электронный ресурс] // Казань. 2008-2019. – Издательство «Молодой учёный». – URL: https://moluch.ru/conf/law/archive/40/1177/ (дата обращения: 08.11.2019).
  8. Галимова С.А. Меры, предпринимаемые государством, в целях защиты работников в период кризиса [Электронный ресурс] / С.А. Галимова. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mery-predprinimaemye-gosudarstvom-v-tselyah-zaschity-rabotnikov-v-period-krizisa (дата обращения: 10.11.2019).