УДК 343.3

ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ РОССИИ УГОЛОВНО-ПРАВОВЫМИ СРЕДСТВАМИ

№28,

Юридические науки

Зарицкий Александр Александрович


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ; УГОЛОВНАЯ ПОЛИТИКА; УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ЗАЩИТЫ; PUBLIC FINANCES; CRIMINAL POLICY; CRIMINAL REMEDIES.


Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с охраной государственных финансов Российской Федерации средствами уголовно-правового характера от преступных посягательств как самостоятельного направления уголовной политики государства через призму норм действующего законодательства Российской Федерации.
Выявлен ряд проблем в обеспечении уголовно-правовой охраны финансов государства.
Сделан вывод о необходимости включения в средства уголовно-правовой охраны государственных финансов комплекса мер, включающих совершенствование норм законодательства, профилактику, оперативное выявление, и жесткое пресечение преступлений, посягающих на наполняемость бюджета и целостность государственных финансов.

На современном этапе развития рыночных отношений распределение и использование финансов в государственной сфере, а также отношений в сфере предоставления, получения и расходования финансовых средств бюджета и кредитных средств напрямую касаются государственных интересов, а также прав и свобод граждан, закрепленных Конституцией РФ, поскольку являются сферой преступной активности, и носят устойчиво-массовый характер.

Причиненный должностными лицами, которые несут ответственность за своевременность предоставления и распределения кредитно-финансовых средств, государственным интересам материальный ущерб, приобретает негативные тенденции и влияет на стабильность общественной и политической обстановки в России.

Иной сферой, где совершается значительное количество преступных посягательств, является сфера формирования финансов государства.

Государственные финансы (денежное хозяйство государства) – это финансовые правоотношения по формированию фондов государственных и негосударственных (частных) финансовых средств .

При этом, публичные финансы (государственные финансы и финансы муниципалитетов) играют немаловажную роль в рыночных отношениях.

То есть, публичными (государственными) финансами являются такие денежные средства, которыми распоряжаются органы власти и органы местного самоуправления РФ. Это финансовые средства бюджетов всех уровней, государственных и внебюджетных фондов, финансовые средства государственных и муниципальных предприятий .

Таким образом, следует сделать вывод, что объектами преступлений в сфере государственных финансов являются:
-финансовые средства бюджета;
-собственность государства и муниципалитетов;
-средства государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
-средства бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях .

Система финансов государства России в настоящее время сталкивается с негативным влиянием различных факторов внутренней и внешней среды, несмотря на достижение определенных успехов. Данный факт обусловлен влиянием геополитической обстановки, различными процессами глобализации, изменением в политике и экономике, в том числе и в уголовной политике.

Как отмечается в различных литературных источниках, уголовная политика представляет собой деятельность государства, включающую стратегические решения, направленные на обеспечение экономической безопасности граждан и государства от различных преступлений в сфере государственных финансов при помощи специальных правовых и организационных средств и методов (уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных, криминологических) противодействия этим криминальным посягательствам .

При этом следует отметить, что эффективность реализации таких стратегических решений напрямую зависит от эффективности уголовно-правовых средств борьбы с преступностью.

Однако, по-прежнему количество и размер нанесённого материального ущерба в банковской, налоговой, валютной сферах, сфере расходования бюджетных средств остаются чрезвычайно высокими, несмотря на относительное снижение преступных посягательств в данных сферах. При этом следует отметить их распространенность, общественную опасность и коррупционную направленность.

Материальный ущерб причиняется, прежде всего, путем хищения денежных средств, а так же за счет их нецелевого использования и непопадания в бюджетные фонды тех финансовых средств, которые потенциально должны были туда попасть, например, сокрытие налогов и сборов.

Следует отметить, что на современном этапе развития экономических отношений необходимо восполнять оборотные средства предприятий путем распределения удержанных, но не направленных в бюджет налогов и сборов, которые поступили от реализации товаров, работ и услуг, для погашения налоговой задолженности.

Следовательно, при таком положении, возникает настоятельная необходимость в обеспечении соответствующей защиты экономических отношений именно с точки зрения уголовного права, однако нормы Уголовного кодекса РФ и их применение, не являются удовлетворительными и дифференцированно обоснованными в части эффективности исполнения превентивных задач уголовного законодательства.

Указанные причины свидетельствуют об актуальности определения стратегических направлений уголовной политики в части разработки мер противодействия преступным посягательствам в сфере государственных финансов, механизма совершенствования законодательной техники оформления соответствующих уголовно-правовых предписаний и обеспечения должной дифференциации ответственности за посягательства на финансовые отношения.

Учитывая вышеизложенное, к проблемам охраны государственных финансов Российской Федерации уголовно-правовыми средствами следует отнести следующие:

1.Проблему совершенствования уголовно-правового законодательства, регламентирующего охрану государственных финансовых отношений. Защита правоотношений в названной сфере осуществляется с помощью правовых институтов различных отраслей права, в частности гражданского, финансового, банковского, налогового, административного, уголовного и др. Однако многие из них в должной мере между собой не сопряжены и требуют систематизации в целях достижения баланса интересов государства и бизнеса. Отсутствует баланс частных и публичных интересов и в законодательстве, закрепившем широкий круг субъектов контроля и надзора за соблюдением финансовых норм.

2.Проблемы организационно-управленческого характера :
-дублирование функций правоохранительных органов;
-недостатки системы ведомственных показателей;
-отсутствие должной согласованности правоохранительных и контролирующих органов в процессе выполнения оперативно-служебных задач;
-недостаточная профессиональная подготовка сотрудников правоохранительных органов для расследования рассматриваемых преступлений.

3.Неэффективность средств уголовно-правовой защиты государственных финансов. Средства уголовно-правовой защиты правоотношений в финансово-бюджетной сфере не всегда оказываются достаточными и эффективными и подчас не отличаются системностью, в результате чего их применение не обеспечивает неотвратимости наступления ответственности .

4.Проблему квалификации преступлений в сфере государственных финансов.

5.Сложность дифференциации юридической ответственности и юридической техники при регламентации и толковании составов преступлений в сфере государственных финансов .

6.Практическое применение норм об ответственности в сфере государственных финансов не является достаточно эффективным.

7.Рост количества уголовных дел, возбужденных по фактам нарушения налогового, таможенного, бюджетного законодательства.

8.Действующее законодательство предусматривает широкие возможности для освобождения лиц, совершивших ряд преступлений в финансово-бюджетной и налоговой сферах, в связи с возмещением причиненного вреда. Указанные положения содержатся в нормах как материального, так и процессуального права. Широкое распространение получают сегодня процессы амнистирования в данной сфере .

9.Специальных составов, предусматривающих ответственность непосредственно за совершение общественно опасных противоправных деяний в финансово-бюджетной сфере, в действующем уголовном законодательстве Российской Федерации не существует, как нет и отдельного статистического учета таких преступлений, то, что выявляется правоохранительными органами, квалифицируется по различным составам в зависимости от наличия в совершенном деянии признаков злоупотребления должностными полномочиями, мошенничества, растраты, нецелевого расходования бюджетных средств и т. д. Можно лишь условно объединить данные составы преступлений в том случае, когда объектом посягательства становятся общественные отношения в сфере соблюдения бюджетного законодательства.

В качестве механизма ликвидации указанных проблем можно предусмотреть:
1. Совершенствование нормативно-правовой базы в сфере уголовно-правовой охраны государственных финансов.
2. Ужесточение финансовой, налоговой, платежной дисциплины.
3. Оперативное выявление и жесткое пресечение преступлений, посягающих на наполняемость и целостность бюджета.
4. Профилактика бюджетных, налоговых, кредитных и иных правонарушений и преступлений.
5. Разграничение полномочий в сфере охраны государственных финансовых интересов между правоохранительными и контролирующими органами в процессе выполнения оперативно-служебных задач.
6. Повышение уровня профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов для расследования рассматриваемых преступлений.

Кроме того, совершенствование правовых основ уголовной политики в области охраны государственных финансов в обязательном порядке должно осуществляться с учетом требований юридико-технического и антикоррупционного характера.

Учитывая вышеизложенное, законодателю целесообразно пересмотреть и создать научно-обоснованные и эффективно действующие нормы права, регламентирующие уголовно-правовую защиту финансовой системы государства с устранением дублирования и конкретизацией функций правоохранительных и контролирующих органов в сфере государственных финансов.

В целях совершенствования уголовного законодательства об ответственности за преступления в сфере государственных финансов проработать и конкретизировать признаки, характеризующие элементы и признаки составов преступлений в сфере государственных финансов. Юридическая форма составов «финансовых» преступлений должна обеспечивать согласованное применение уголовно-правовых норм, снять проблемы конкуренции между ними, устранить пробелы уголовного законодательства, способствующего совершению общественно опасных деяний, не охватываемых нормами Уголовного кодекса Российской Федерации.

Перед законодательными органами стоит задача быстрого и эффективного реагирования не только на имеющиеся коллизии между уголовным и иными отраслями права (гражданским, финансовым, банковским и др.), но и на изменения криминогенной обстановки, повышение общественной опасности противоправных посягательств, поскольку своевременное введение уголовной ответственности оказывает общепревентивное влияние.


Список литературы

    Монографии:

  1. Соколова Э.Д. Правовые основы финансовой системы России / отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: ИД «Юриспруденция», 2016. — 112 с.
  2. Соловьев И. Государственные финансы: уголовно-правовая защита. Учебное пособие. М.: Проспект, 2016. — 240 с.
  3. Уголовная политика и ее реализация органами внутренних дел: учебник: в 2-х ч. / под ред. Л. И. Беляевой. М., 2014. — 331 с.
  4. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. С.В. Запольский. 2-е изд. М., 2016. — 792 с.
  5. Авторефераты:

  6. Арутюнян К.С. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступлениями, совершаемыми в сфере распределения и использования бюджетных средств: Автореф. дис. …канд. юрид. наук. – М., 2009. — 167 с.

  7. Интернет-документы:

  8. Никитина И.А. Уголовно-правовая охрана финансовых отношений // [Электронный ресурс]. URL: https://yandex.ru/turbo?text=http%3A%2F%2Fwww.oboznik.ru%2F%3Fp%3D57837
  9. Соловьев И. Особенности квалификации преступлений в финансово-бюджетной сфере // [Электронный ресурс]. URL: http://xn—-7sbbaj7auwnffhk.xn--p1ai/article/9183