ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ ПРАВОСОЗНАНИЯ И ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

№6,

Юридические науки

Кононцева Анна Андреевна


Ключевые слова: ПРАВОСОЗНАНИЕ; ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА; МОРАЛЬ; ПРАВО; ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО; LEGAL AWARENESS; LEGAL CULTURE; MORALITY; LAW; CIVIL SOCIETY.


Аннотация: В статье рассматривается сущность правосознания и правовой культуры в соотношении особенностей их проявления в современном российском обществе.

Право оказывает разнообразное воздействие на общественную действительность, формируя правовую систему, неотъемлемыми частями которой являются правосознание и правовая культура, которая выражается в степени реализации прав и свобод личности в единстве с её ответственностью перед обществом, правовой деятельности государственных и общественных организаций. Исследованию правосознания, в том числе на современном этапе, посвящено много работ таких ученых как А.И. Долгова, И.И. Карпец, В.Н. Кудрявцев, А.Р. Ратинов, Н.И. Матузов, А.Г. Спиркин, В.В. Лазарев, В.С. Афанасьев и др.

Данная статья посвящена рассмотрению сущности правосознания и правовой культуры в соотношении и особенностей их проявления в современном российском обществе. Категории правосознание и правовая культура родственные, но не стоит их отождествлять. Приступая к анализу соотношения этих категорий, следует определить их сущностные характеристики.

Правосознание это одна из форм общественного сознания. Наряду с иными формами общественного сознания моралью, религией, наукой, философией, правосознание является способом духовного познания действительности. В научной литературе под правосознанием понимается совокупность взглядов, представлений, чувств и идей, выражающих отношение людей к праву [4, с.612]. У каждого человека имеется определенное правосознание. Оно может быть разного уровня и может не совпадать с правосознанием других людей. Правильное осознание права играет значительную роль в жизнедеятельности индивида, оно определяет его поведение, юридическое мировоззрение, культуру и гражданскую позицию [1, с.273]. Для правосознания граждан современной России характерен ряд признаков, на основании анализа которых, можно прийти к выводу, что наше общество находится в катастрофическом состоянии. Первичным признаком можно выделить то что, вера в стабильность закона, к сожалению, утрачена. Постоянное изменение законодательства, изменение ранее принятых законодательных актов, путем внесения поправок и коррекций ведет к закреплению представлений о произвольности законов, что формирует и отношение к праву в целом. За изменениями, происходящими в законодательстве, зачастую, трудно следить даже юристу – профессионалу, не говоря уже об обывателях. Также хочу отметить, что характерно и отсутствие признания социальной справедливости существующих законов. Это явление способствует снижению эффективности лучших социальных принципов, от которых российское законодательство еще довольно далеко. Здесь необходимо выделить два нюанса. Прежде всего, подчеркну, что социальная справедливость выступает в качестве соотношения между возможностями для самореализации личности в данных социальных условиях и социальными задачами, которые необходимо решать, для достижения гармонии в социуме. В обстоятельствах, когда снижаются общественные достижения, а количество социальных проблем возрастает, у граждан появляются сомнения в правильности социально-правового устройства общества. Также, представления о справедливости законов обусловлены степенью направленности последних на удовлетворение ожиданий широкого круга в сфере правового регулирования общественных отношений. В итоговой резолюции пятой Всероссийской конференции «Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики: пятилетние итоги и перспективы конституционного партнерства» акцентировалось внимание на максимальной заинтересованности институтов гражданского общества в том, чтобы принимаемые законы соответствовали потребностям различных слоев населения. Но в современной России, проведенные мониторинги правового пространства и правоприменительной практики говорят о том, что, как и широкие массы, так и профессионалы считают, что принимаемые законы характеризуются узкогрупповой адресностью. Например, экспертиза 18 российских законов показала, что большая часть населения либо значительно теряла, либо ничего не приобретала в результате принятия этих законов. И, наконец, массовое недоверие к беспристрастности и эффективности органов правоприменения и отсутствие веры в то, что принятые законы реально действуют. Все это в итоге приводит к изменению индивидуального и группового правосознания не в лучшую сторону, выражаясь в негативном восприятии социальных ценностей, охраняемых правом, отношении к праву, правовым институтам, законности и правосудию в общем. Из этого следует, что для повышения уровня правосознания людям необходимо получать достоверную и неискажённую информацию о праве и правовых явлениях, в ином случае, мы и дальше будем неверно оценивать правовую действительность, что будет приводить к череде негативных последствий, в том числе и к совершению правонарушений [2, с.293]. Искаженное же правосознание зарождает склонность индивидов к совершению правонарушений и асоциальному поведению, в целом. Правовое сознание выражает оценку права на предмет его справедливости или несправедливости, строгости или мягкости, достоинств или недостатков и т.д. Эти суждения о праве есть реакция на его действие. Итак, кратко охарактеризовать правосознание можно следующим образом: является одной из форм общественного сознания; состоит из идей, чувств, настроений; носителями правосознания являются субъекты права; в отдельные периоды развития общества выступает формой права; есть «внутренний» механизм регулирования деятельности людей.

Структуру данного явления образуют два главнейших элемента – идеология и психология. Идеологическая сторона правосознания это система правовых идей и взглядов. Особенность состоит в том, что идеи оказывают воздействие на поведение и сознание людей, их образ жизни. Психологическая сторона правосознания рассматривается как исходное начало идеологической стороны. Содержанием этой стороны выступают чувства, эмоции, настроения и стереотипы, возникающие у людей в связи с существующими правовыми нормами и их реализацией. Она выражается в психологических реакциях человека или социальной группы на государство, право, законодательство [5, с.201-214]. Например, проявлением такой реакции может выступать возмущение людей каким-либо особо тяжким преступлением. Или, наоборот, испытывают удовлетворение тем, что зло наказано и законность восстановлена. Таким образом, обе стороны правосознания предполагают друг друга, так как они слагаемые одного явления.

Функции правосознания раскрывают его роль и социальное назначение в обществе. К ним относятся: оценочная, регулятивная и познавательная. Оценочная функция выражается в оценке всех элементов правовой системы и правовой жизни общества на предмет соответствия определенным критериям, с помощью правосознания. Оценка может быть как позитивной, так и негативной. Регулятивная функция выражается в действии через систему мотивов и правовых установок, которые выступают особыми регуляторами поведения и имеют особые механизмы формирования. Познавательная функция заключается в том, что через восприятие и осмысление правовых явлений происходит познание жизни – социальной или даже природной.

В зависимости от степени общности и уровню отражения, правосознание делится на различные виды. По степени общности оно может быть групповым, массовым и индивидуальным. Групповое правосознание это отражение правосознания определенных социальных общностей, например, студенчества. Массовое – это господствующее в обществе. Индивидуальное – это отношение к праву отдельно взятой личности. По уровню отражения выделяют обыденное, профессиональное и научное правосознание. Обыденное правосознание – это массовые представления людей о праве и законности. Профессиональное – это суждения и представления о праве юристов-профессионалов. Научное – это идеи, концепции, взгляды, выражающие систематизированное, теоретическое освоение права.

Правовая культура основывается на человеке и его деятельности. Она является разновидностью общественной культуры, которая отражает уровень совершенства законодательства, законности и правосознания, правовой практики, охватывающей все ценности, созданные людьми в области права. Как показывает историческое развитие, правотворческая и правоприменительная деятельность эффективна в том случае, когда в этих процессах на первое место ставится интеллектуальная работа и созидательное творчество. Анализ этих процессов в правоприменении и правотворчестве, объясняет понятие правосознания и правовой культуры. Правовая культура это важнейший элемент правовой системы общества, необходимое условие нормального функционирования государства. В научной литературе под правовой культурой понимается особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям [3, c.626]. Правовая культура тесно взаимодействует с духовной нравственностью и разновидностью политических культур. В первую очередь, конечно, с поведенческой, которая неразрывно связана с воспитанием людей, их уважением к дисциплине, порядку и законам страны. Нельзя назвать культурным человека, который не подготовлен в юридическом отношении. Также правовая культура выступает обязательным условием для нормального функционирования страны. Она поддерживает все соответствующие ценности, которые в данный момент существуют в государстве, но при этом учитывается и мировая практика. Юридическая культура распространяется на деятельность людей не только в правовой сфере, но и за ее пределами. На сегодняшний день правовая осведомленность востребована многими специальностями, науками и дисциплинами как гуманитарного, так и негуманитарного направления. Эти знания требуются в тех областях, где существуют правовые нормы и законы, поэтому в большинстве ВУЗов России образовательная программа учащихся включает в себя правовую, так как она востребована в любой профессии и в любом виде деятельности. Также правовая культура актуальна в реализации известного правового принципа «что законом не запрещено, то разрешено». Индивиды с низким уровнем нравственности и правовой культуры имеют свойство злоупотреблять данным принципом, в ином случае они просто могут не до конца понимать, что именно разрешено, а что нет. В России эта правовая аксиома, в силу юридической неграмотности большинства наших сограждан, порождает существенные негативные последствия.

Приоритетной задачей реформирования в нашем государстве должно быть усиление морального, а также культурного фактора. Это будет способствовать повышению сознательности и ответственности каждого гражданина, утверждению идей дисциплины и законности, преодолению юридического, политического и нравственного нигилизма. Культура есть духовная база всех преобразований. Здесь большое значение приобретает правовая культура и правовое воспитание населения. Невозможно решить серьезные проблемы, не соблюдая закон и не зная своих прав. Помимо всего прочего, юридическая культура понятие многоуровневое. Существуют ее разновидности, например, выделяется юридическая культура всего социума или отдельно взятой личности, различных групп и слоев населения, должностных лиц, профессиональная культура. В правовую культуру входят такие показатели, как уважение законов, отлаженная работа правоохранительных органов, правовая грамотность населения, прочные правовые традиции. А также гарантии прав и свобод граждан, развитая правовая система, полноценное законодательство, достигнутый уровень правового сознания и все то, что определяет развитие и жизнь государства.

В структуру правовой культуры входят такие компоненты как: право и правосознание, правовые отношения и законность, правопорядок и правомерная деятельность субъектов.

Правовая культура выполняет одновременно несколько функций: познавательно-преобразовательную, праворегулятивную, ценностно-нормативную, правосоциализаторскую, коммуникативную и прогностическую. Познавательно-преобразовательная функция заключается в содействии согласованию общественных, групповых и личных интересов, создании достойных условий жизни и труда для человека, обеспечении социальной справедливости, политической свободы и возможности всестороннего развития. Ценностно-нормативная функция проявляется в фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании индивидов и человеческих поступках. Правосоциализаторская функция заключается в формировании правовых качеств личности. Праворегулятивная функция реализуется через правовые и другие социальные нормы. Коммуникативная функция направлена на обеспечение общения в юридической сфере.

Таким образом, на основании вышеизложенных сущностных характеристик правового сознания и правовой культуры можно сделать следующие выводы: правовая культура общества обусловлена правосознанием, правовая культура есть выражение правосознания, то есть правовая культура может быть внешне материализована. Эти категории можно соотнести как общее и особенное, где общее — правовая культура, а особенное — правосознание. Также можно соотнести по объему. Правосознание узкое понятие по отношению к правовой культуре. По сфере существования соотносится следующим образом: правосознание существует во внутреннем сознании человека, а правовая культура находит внешнее выражение, как в правомерном поведении субъекта, так и в законодательстве.

В заключение хочу подчеркнуть, что масштаб, рассматриваемой в настоящей статье проблемы определяет необходимость полидисциплинарного подхода к ее исследованию и решению. В настоящее время сформировались все предпосылки для активной проработки психологами и социологами на профессиональном уровне ключевых общественно-правовых и государственно-политических задач, и, в частности, задач образования позитивного общественного правосознания и гражданского общества. Пренебрежение научными знаниями и моделями в этой области, принятие решений на основе так называемого «здравого смысла», ситуативности и преследования интересов узких групп лишь усугубляет эти проблемы, все больше осложняя решение в будущем.

Любое юридическое или судебное решение и позитивное право должно в своей основе содержать правосознание. Из этого следует, что чем выше будет правосознание, тем совершеннее будет позитивное право и регулируемая им внешняя жизнь людей. Или же, наоборот, слабо развитое естественное правосознание, несомненно, породит несправедливое право. В этом случае единое по своей идее право обязательно вступит в конфликт с самим собой, потому как естественное правосознание выражает вовсе не то, что требует познание позитивного права. Данная коллизия приведет к появлению параллельно с обычным правосознанием, правосознания позитивного, не совпадающего с ним по содержанию. Не развитая правовая культура общества и отсутствие стабильного правопорядка не создают условий для эффективного решения сложных социально-экономических проблем роста благосостояния населения, обеспечения достойных условий жизни человека, незыблемых прав и свобод. Безусловно, вопросы, касающиеся правосознания отдельных категорий граждан должны решаться на правовой основе. Юридические нормы должны быть понятными, доступными и должны быть направлены на обеспечение достойной жизни граждан.

Таким образом, проведенный в моей статье анализ указывает на то, что в наши дни в приоритет следует ставить не столько задачу совершенствования и укрепления правосознания в России, сколько задачу его реанимации.


Список литературы

  1. Але‏ксе‏е‏в, С. С., Теория государства и права / С. С. Алексеев, С. И. Архипов. — М.: Издательство «Норма», 2005. — 496 с.
  2. Ильин, И. А. О сущности правосознания / И. А. Ильин. — М.: Рарогъ, 1993. — 235 с.
  3. Марче‏нко, М. Н. Проблемы теории государства и права / М. Н. Марченко. — М.: Проспект, 2005. – 690 с.
  4. Матузов, Н. И., Теория государства и права. Курс лекций / Н. И. Матузов, А. В. Малько. – М.: Издательство « Юристъ», 2006. — 768 с.
  5. Ратинов, А. Р., Структура правосознания и некоторые методы его исследования / А. Р. Ратинов // Методология и методы социальной психологии. – М.: Наука, 1977. – 350 с.
  6. Фарбер, И. Е., Правосознание как форма общественного сознания / И. Е. Фарбер. — М.: Юридическая литература, 1963. — 205 с.