УДК 37

ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЛАТЫ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

№28,

Педагогические науки

Рахимова Алина Сергеевна
Хусаинова Светлана Васильевна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ; СИСТЕМА ОПЛАТЫ ТРУДА; ПЕДАГОГИ; ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ; СТИМУЛИРОВАНИЕ ТРУДА; EDUCATION SYSTEM; REMUNERATION SYSTEM; TEACHERS; TEACHING STAFF; LABOR INCENTIVES.


Аннотация: В данной статье представлены результаты изучения особенностей организации системы оплаты труда и стимулирования педагогических работников в образовательных учреждениях. Автором рассматриваются принципы организации системы оплаты труда и стимулирования деятельности педагогов, содержание этой системы и критерии оценки результативности. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что главным принципом организации системы оплаты труда должна стать взаимосвязь между результативностью деятельности и денежным вознаграждением.

В современных условиях перехода к информационному обществу роль образования в качестве ведущей отрасли социально-культурной сферы значительно возрастает. Одним из следствий этого становится повышение значимости профессии педагога, а также возрастание тех требований, которые предъявляются сегодня к профессиональным и личностным его характеристикам. Вместе с тем, вопрос об оплате труда педагогических работников по-прежнему остается одним из наиболее проблемных в нашей стране. Поэтому особое значение в условиях модернизации отечественной системы образования, связанной, в том числе с созданием рынка образовательных услуг, интеграцией в мировое образовательное пространство, приобретает вопрос об изменении подходов к оплате труда педагогов, реформировании системы материального стимулирования их деятельности.

Актуальность исследования проблемы оплаты труда и стимулирования педагогических работников обусловлена современным состоянием модернизации системы образования в нашей стране. Для эффективного завершения данного процесса необходимы научные разработки, касающиеся не только текущей деятельности образовательных учреждений в данном направлении, но и перспективного, стратегического планирования и прогнозирования организации оплаты труда и стимулирования педагогов в будущем.

Внедренная в практику образовательных учреждений новая система оплаты труда педагогических работников, повлекла за собой довольно существенные изменения в данной сфере, среди которых можно перечислить, например, переход на подушевое нормативное финансирование, преобразование нормативно-правовой базы, внедрение нового механизма регулирования сферы образования, введение в систему педагогической деятельности финансовой самостоятельности образовательного учреждения, новых принципов формирования заработной платы педагогов. Основной целью перечисленных новшеств является создание условий для осуществления профессиональной деятельности педагогических работников, при которых основной функцией системы оплаты труда становится их стимулирование к достижению более высоких количественных и качественных результатов, росту творческой активности, саморазвитию. Все это положительным образом сказывается на качестве деятельности образовательного учреждения и, в целом, на состоянии системы образования в нашей стране.

Одновременно использование новых принципов построения системы оплаты и стимулирования труда педагогических работников позволяет создать конкурентную среду внутри образовательного учреждения. Если ранее конкуренция имела в качестве своего основания внутренние мотивы деятельности человека, то теперь внутренняя мотивация заменяется на внешнюю, в качестве которой и выступает материальное вознаграждение. Поддержка индивидуальных успехов педагогических работников позволяет создать условия для овладения ими новыми компетенциями, которые помогут им стать новаторами и исследователями в образовании, а не просто госслужащими, выполняющими требования учебного плана образовательного учреждения.

Материальное стимулирование педагогов, реализуемое посредством организации в образовательном учреждении системы оплаты труда, является одним из наиболее эффективных механизмов мотивации их деятельности. По существу, можно говорить о том, что сама система оплаты труда педагогических работников представляет собой систему прямой материальной мотивации. В настоящее время она включает в себя уже упомянутую систему прямой материальной мотивации и систему косвенной мотивации профессиональной деятельности педагогов. В качестве основных принципов организации системы оплаты труда и стимулирования деятельности педагогических работниках в изменившихся условиях, можно выделить следующие:

— изменение основной функции заработной платы с социальной на стимулирующую;
— учет в заработной плате педагога не только проведенных им учебных часов, но и всех видов осуществляемой им деятельности, в том числе научной и методической работы;
— формирование заработной платы педагогических работников из базовой и стимулирующей части, причем размер последней определяется с учетом эффективности и результативности деятельности конкретного педагога в данном учреждении.

Наконец, современная модель оплаты труда педагогических работников в образовательном учреждении с необходимостью должна учитывать наличие у них такого мотива деятельности как финансовая стабильность, защищенность. Соблюдение перечисленных принципов позволяет сформировать действующую систему мотивации педагогических работников в области оплаты и стимулирования их труда. Мотивация педагогов как процесс побуждения к деятельности основывается на понимании потребностей и мотивов, существующих у работников, в особенности, мотивов, стимулирующих трудовую деятельность.

Таким образом, система оплаты труда и материального стимулирования деятельности педагогических работников в образовательном учреждении должна быть направлена, в первую очередь, на поддержание их инициативы, творчества и исполнительности. Чтобы вызвать высокую самоотдачу педагогов, используя в качестве основного механизма именно материальное стимулирование, главным принципом организации системы оплаты труда должна стать взаимосвязь между результативностью деятельности и денежным вознаграждением.


Список литературы

  1. Аколотина, Ю.А. Инструменты стимулирования и мотивации персонала в образовательных организациях / Ю.А. Аколотина, Я.Я. Кайль // Современные концепции управления человеческими ресурсами. – 2016. – С. 5 – 19. – С. 8 – 10.
  2. Бочков, Д.В. Эффективный контракт как инструмент управления НСОТ педагогов в сфере профессионального образования / Д.В. Бочков, Е.В. Пучкова // Современные научные исследования и разработки. – 2016. — № 6. – С. 25 – 27.
  3. Джабраилова, Л.Х. Особенности системы оплаты труда в общеобразовательных организациях / Л.Х. Джабраилова, У.Ю. Темирсултанова // Известия Чеченского государственного педагогического института. – 2019. — № 1. – С. 202 – 209. – С. 203.