УДК 159.9.072

К ВОПРОСУ О КОЛЛАПСЕ СПОРТИВНЫХ КОМАНД В ПСИХОЛОГИИ

№28,

Психологические науки

Зауребаева Александра Олжабековна


Ключевые слова: КОЛЛАПС СПОРТИВНЫХ КОМАНД; ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ; СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ; ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ; НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ; COLLECTIVE TEAM COLLAPSE; EMOTIONAL CONTAGION; SPORTS PSYCHOLOGY; MENTAL STATES; NEGATIVE EMOTIONS.


Аннотация:В данной статье приводится литературный анализ современных исследований феномена коллапса спортивных команд. Был описан ряд иностранных научных трудов, посвященных раскрытию влияния коллапса спортивных команд на результат соревновательной деятельности коллективов, упорядочена внутренняя парциальная структура данного явления, найдены отличия коллапса спортивных команд от других психических явлений, затрагивающих психологию игроков командных состязаний.

В настоящий момент, несмотря на то, что так называемый “коллапс спортивных команд” (англ. Collective Sport Team Collapse) — широко известное явление в западной психологии, эмпирические масштабные научные работы, посвященные его причинам, в российском сегменте отсутствуют, что говорит об актуальности и своевременности изучения данного аспекта психологической составляющей сферы групповых соревновательных игр. В словаре психиатрических терминов В.М. Блейхер, И.В. Крук (1994 год) существует такое определение коллапса, как — патологическое состояние, характеризующееся угнетением центральной нервной системы с резким снижением артериального и венозного давления, уменьшением массы циркулирующей крови. Отмечаются снижение тонуса мышц, бледность кожных покровов, синюшность губ, снижение температуры тела, глухость сердечных тонов, учащенный пульс слабого наполнения, вплоть до нитевидного, ослабленное дыхание [1]. В данной статье приводится анализ специализированного типа коллапса — возникающего в условиях коллективной спортивной игры у одной из команд.

В одном из первых тематических исследований E. Apitzsch (2009 год) попытался выявить причины коллапса спортивной команды у девяти гандболистов-мужчин, чей состав потерпел поражение в недавнем матче, и пришел к выводу, что неподобающее спортивной этике поведение, спутанность внутриколлективных ролей, командное негативное общение, гибкость тактики соперника и пропущенные голы были превалирующими факторами, которые определяли развитие феномена “коллапса спортивной команды”, что было описано игроками проигравшей команды [7]. Автор также сообщил, что спортивная психология достижений прежде всего обязана ориентироваться на корректирующую работу с негативным мышлением среди членов состава команды, купированием отрицательных аффектов внутри коллектива, снижением общей интенсивности эмоционального заражения с целью предотвращения манифестации вышеуказанного “коллапса”. В последующих исследованиях E. Apitzsch с соавторами (2012 год) провели стандартизированное интервью с девятью гандбольными тренерами элитных женских клубов об их восприятии положительного и отрицательного психологического импульса [10]. Психологический импульс определяется как «изменение сознания, эмоционального состояния, физиологических процессов и стратегий поведения у человека, что вызывается определенным событием или серией событий, которые в конечном итоге приводят к соответствующему сдвигу в продуктивной производительности и изменениям в финальном результате соревнования», также данный импульс может быть носить как положительный, так и отрицательный характер [12]. Так, E. Apitzsch и коллеги обнаружили, что психологический импульс со знаком “—” был связан с определенными характеристиками, относящимися к личностям тренера и отдельных игроков, такими как: пассивное, безынициативное поведение коуча или чрезмерное психоэмоциональное напряжение (дистресс) у членов спортивной команды. Значимая роль тренера в развитии качества спортивных результатов подтверждена также еще на этапе стандартизированных тренировок, например, в научной работе Каеровой Е.В. и Чернявской В.С., где указывается, что уровень адекватности обратной связи от игрового наставника кардинально влияет на «степень правильности» выполнения упражнений, энергетического разогрева действующего спортивного состава [9]. Менее выраженными, но значительными индикаторами возникновения отрицательного психологического импульса был выявлен независимый внешний фактор — решения судьи, а также описаны командные факторы — попытки гандболисток делегировать ответственность за происходящее в настоящей игре на других членов коллектива. Можно предположить, что проведенные эмпирические исследования E. Apitzsch, несмотря на то, что являются основополагающими в феномене “коллапса коллективной команды”, обладают рядом недостатков: например, недостаточность методического аппарата исследования; гендерное неравенство в выборке игроков в проведенной работе; расплывчатое описание понятия “коллапса коллективной команды” с пересечением содержания другого субстрата психической деятельности — психологического импульса.

Для внесения ясности в кристаллизацию термина “коллапс спортивной команды” V.V. Wergin (2018 год) провел комплексный качественный научный анализ [13]. В рамках этого исследования, 10-ть игроков командных видов спорта из разных коллективов и видов данного рода деятельности были опрошены с целью изучения субъективного профессионального восприятия причин и оснований для развития “коллапса спортивной команды”, что им довелось уже испытать в прошлом опыте. Результаты показали, что “коллапс” был вызван очередью хронологических событий, а не отдельными независимыми триггерами. Эта провоцирующая цепь факторов включала в себя “антецеденты” (предшествующие явления, ответственные за расстройство внутригруппового порядка) и “критические ситуации” в настоящий момент игры, что могло каузально обусловить резкое снижение спортивной эффективности или внутригрупповой всплеск эмоционального заражения, и, как следствие, манифестацию “коллапса спортивной команды”. Среди превалирующих антецедентов были выявлены: дефицит устойчивости внимания; повышенная психофизиологическая напряженность; сверхуверенность в собственном успехе; возраст / опыт; физическая измученность; недостаточная подготовка. По мере включения спортсменов в активную часть соревнования (непосредственно происходящая игра) была вероятность создания актуальных критических ситуаций, наиболее стрессогенными из которых являлись: накопление невынужденных игровых ошибок; индивидуальный психофизиологический “коллапс” ключевого участника команды; присуждение очков сопернику; некоторые решения судьи. Ряд научных работ С.К. Нартовой-Бочавер [3; 4; 5] постулирует, что устойчивость личностных границ является принципиальным адаптивным инструментом, управляющим степенью проникающего воздействия на индивида факторов окружающего мира. Прочность личностных границ активизирует протекцию самоощущения человека – сохранению автономности оптимального психофизиологического состояния от прямого или скрытого эффекта стрессоров, в том числе при коммуникации людей друг с другом. Таким образом, можно предположить, что гармонизация и интеграция здоровой идентичности у спортсмена способствует преодолению и стойкости по отношению к “критическим ситуациям” в происходящей игре. V.V. Wergin, продолжая собственную систематическую концепцию коллапса спортивной команды, в 2019-ом году опубликовал новый мета-анализ данных, собранных от психологов профессиональных игровых коллективов, квалифицированных тренеров и непосредственно самих участников состязаний [12]. Так, в антецеденты вошли такие новообразования, как “неуверенность в себе” (как внутриличностный фактор) и “уважение к сопернику” (как внешний фактор). Рассмотрим внимательнее такой предшествующий предиспозиционный индикатор коллапса спортивной команды, как “уважение к сопернику”. Так, согласно V.V. Wergin, в случае очень высокой степени почтительности, признания чужих командных достижений и игровой силы, вероятна актуализация когнитивного паттерна о невозможности обыграть такой мощный коллектив исходя исключительно из ресурсов своего состава, без вероятности посторонней независимой переменной (например, эфемерной удачи или внезапного провала соперника) для победного результата. Это согласуется с концепцией внешнего локус-контроля J.B. Rotter (1966) — индивидуальным глубинным убеждением человека о том, что атрибуция жизненных событий основана на внешних факторах, на которые нельзя повлиять [11]. Таким образом, при взаимосвязанном сочетании паттерна “уважение к противнику” и следующей убежденности во внешнем локус-контроле возможно ускоренное развитие коллапса спортивной команды, демонстрация которого происходит непосредственно в “критической ситуации” напрямую во время сопернического процесса — совершение результативных ошибок, аффективная дестабилизация ключевых игроков.

В список актуальных критических ситуаций V.V Wergin также внес прерывание игры как значимый фактор, провоцирующий эффект коллапса спортивно команды. Так, интервьюирование профессиональных игроков волейбольного клуба позволило предположить, что тайм-аут, объявленный тренером во время одной из сыгранных игры, а также дисфункциональное поведение тренера в этом перерыве, отрицательно трансформировали ритм игры, приведя к коллапсу спортивной команды, находившейся у него в подчинении [6].

По итогу, следствиями подобного сочетания предшествующих и актуальных условий, оказывающих поддержку наступлению “коллапса спортивной команды”, являлись количественные и качественные изменения в психических сферах игроков. В эмоциональном блоке начинала превалировать повышенная тревожность; развивалось отрицательное эмоциональное заражение; агрессивные тенденции. В когнитивном блоке возникало интрапсихическое давление; переживание незащищенности; дистанцирование от следования принципу ответственности; мысленное отчаяние. В поведенческих паттернах актуализировались модели гиперболизированной осторожности в принятии игровых решений; хаотическая организация функциональной спортивной деятельности; снижение внутригрупповой коммуникации; вспышки гнева, направленные на коллег; потеря чувства командной общности. Ивченко М.В. в своем исследовании обнародовала высокие показатели деструктивной агрессии, тревоги и внутреннего «Я-отграничения» у юношей, занимающихся экстремальными видами спорта, что, согласно автору, может стать причиной отсутствия способности реалистичной оценки себя и окружающих, а также способности дифференцировать опасность [2]. Можно предположить, что в “критических ситуациях” подобные психологические особенности могут детерминировать эскалацию отрицательных эмоциональных, когнитивных и поведенческих моделей действий во время состязания, учитывая травматичность и опасность многих командных видов спорта.

Таким образом, V.V. Wergin провел параллель между понятиями “коллапс спортивной команды” и “отрицательный импульс”, описанных ранее [14]. По его мнению, “коллапс” имеет хронологический характер и более насыщенное экстремальное воздействие, определяя невозможность спортивной команды восстановить прежний уровень эффективности и игровой производительности при образовании данного негативного феномена. В отличии от отрицательного импульса, который более краткосрочен, и, как явление, способен перцептивно ощущаться то у игроков одной команды, то у игроков другой на протяжении одного соревновательного матча, коллапс спортивной команды оказывает радикальное и всецелое влияние: команда проигрывает состязание стремительно и односторонне. Таким образом, можно предположить, что дефиниция “коллапс спортивной команды” — это термин, специализированно описывающий развитие внезапной и молниеносной фазы неэффективности игрового коллектива. Коллапс спортивной команды состоит из двух фундаментальных частей: “антецеденты” — предшествующие игре предикторы возможного наступления коллапса; “критические ситуации” — события, происходящие непосредственно в момент соревнования и детерминирующие проявление коллапса и стремительное снижение эффективности и результативности команды. Коллапс спортивной команды по силе воздействия оказывает отрицательное влияние на эмоциональные переживания, продукцию негативных когниций, дезорганизацию коллективной поведенческой спортивной модели.

Таким образом, в современной спортивной иностранной психологии, феномен коллапса спортивной команды является актуальным и многозадачным предметом исследований и последующих вероятных программ коррекции, так как спортивные соревнования служат одними из наиболее масштабных международных событий в мире. Можно предположить, что для купирования и профилактики возникновения вышеизложенного отрицательного спортивного феномена необходима высококвалифицированная работа психологического и исследовательского поля, в том числе изучение характерологических особенностей игрового состава команды.


Список литературы

  1. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов . –– Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 640 с.
  2. Ивченко М.В., Хмелевская О.Е., Довженко А.Ю. собенности агрессии юношей, занимающихся экстремальными видами спорта, с разным уровнем дефицитарной тревоги // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2018. – №12 (42). – С. 456-464.
  3. Нартова-Бочавер С.К. Новая версия опросника «Суверенность психологического пространства 2010» // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 3. – С. 105–119.
  4. Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность как критерий личностной зрелости // Феномен и категория зрелости в психологии Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. / Под ред. Журавлева А.Л., Сергиенко Е.А.. Москва. – 2007. – С.149–173.
  5. Нартова-Бочавер С.К.Современное состояние психологии суверенности как учения о личностных границах // У истоков развития Сборник научных статей / Под ред. Обуховой Л.Ф., Котляр (Корепановой) И.А. М.: МГППУ. – 2013. – С. 56–67.
  6. Apitzsch E. A case study of a collapsing handball team // Dynamics within and outside the lab. 2009. Vol. 1. P. 35–52.
  7. Apitzsch E. Coaches and elite team players perception and experiencing of collective collapse // Athletic Insight. 2009. Vol.1. P.57-74.
  8. Cohen S., Janicki-Deverts D., Miller G.E. Psychological stress and disease // Journal of the American edical Association. 2007. Vol. 14. P.1685-1687.
  9. Chernyavskaya V.S., Kaerova E.V. [Feedback in the Professional Communication of a Sports Coach as a Psychological and Pedagogical Problem]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2010, no. 2, pp. 371–379. (in Russ.)
  10. Moesch K., Apitzsch E. How do coaches experience psychological momentum? A qualitative study of female elite handball teams // Sport Psychol. 2012. Vol. 26. P. 435–453.
  11. Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychol Monogr. 1966. Vol. 80(1). P. 1-28.
  12. Taylor J., Demick A. A multidimensional model of momentum in sports // Journal of Applied Sport Psychology. 1994. Vol. 6. P. 51–70.
  13. Wergin V.V., Mallet C.G., Mesagno C. When You Watch Your Team Fall Apart – Coaches’ and Sport Psychologists’ Perceptions on Causes of Collective Sport Team Collapse // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. P. 13-25.
  14. Wergin V.V., Zimanyi Z., Mesagno C., Beckmann J. When Suddenly Nothing Works Anymore Within a Team — Causes of Collective Sport Team Collapse // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. P. 2115-2200.