УДК 159.9.072
К ВОПРОСУ О КОЛЛАПСЕ СПОРТИВНЫХ КОМАНД В ПСИХОЛОГИИ
№28,
Психологические науки
Зауребаева Александра Олжабековна
Ключевые слова: КОЛЛАПС СПОРТИВНЫХ КОМАНД; ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ЗАРАЖЕНИЕ; СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ; ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ; НЕГАТИВНЫЕ ЭМОЦИИ; COLLECTIVE TEAM COLLAPSE; EMOTIONAL CONTAGION; SPORTS PSYCHOLOGY; MENTAL STATES; NEGATIVE EMOTIONS.
В настоящий момент, несмотря на то, что так называемый “коллапс спортивных команд” (англ. Collective Sport Team Collapse) — широко известное явление в западной психологии, эмпирические масштабные научные работы, посвященные его причинам, в российском сегменте отсутствуют, что говорит об актуальности и своевременности изучения данного аспекта психологической составляющей сферы групповых соревновательных игр. В словаре психиатрических терминов В.М. Блейхер, И.В. Крук (1994 год) существует такое определение коллапса, как — патологическое состояние, характеризующееся угнетением центральной нервной системы с резким снижением артериального и венозного давления, уменьшением массы циркулирующей крови. Отмечаются снижение тонуса мышц, бледность кожных покровов, синюшность губ, снижение температуры тела, глухость сердечных тонов, учащенный пульс слабого наполнения, вплоть до нитевидного, ослабленное дыхание [1]. В данной статье приводится анализ специализированного типа коллапса — возникающего в условиях коллективной спортивной игры у одной из команд.
В одном из первых тематических исследований E. Apitzsch (2009 год) попытался выявить причины коллапса спортивной команды у девяти гандболистов-мужчин, чей состав потерпел поражение в недавнем матче, и пришел к выводу, что неподобающее спортивной этике поведение, спутанность внутриколлективных ролей, командное негативное общение, гибкость тактики соперника и пропущенные голы были превалирующими факторами, которые определяли развитие феномена “коллапса спортивной команды”, что было описано игроками проигравшей команды [7]. Автор также сообщил, что спортивная психология достижений прежде всего обязана ориентироваться на корректирующую работу с негативным мышлением среди членов состава команды, купированием отрицательных аффектов внутри коллектива, снижением общей интенсивности эмоционального заражения с целью предотвращения манифестации вышеуказанного “коллапса”. В последующих исследованиях E. Apitzsch с соавторами (2012 год) провели стандартизированное интервью с девятью гандбольными тренерами элитных женских клубов об их восприятии положительного и отрицательного психологического импульса [10]. Психологический импульс определяется как «изменение сознания, эмоционального состояния, физиологических процессов и стратегий поведения у человека, что вызывается определенным событием или серией событий, которые в конечном итоге приводят к соответствующему сдвигу в продуктивной производительности и изменениям в финальном результате соревнования», также данный импульс может быть носить как положительный, так и отрицательный характер [12]. Так, E. Apitzsch и коллеги обнаружили, что психологический импульс со знаком “—” был связан с определенными характеристиками, относящимися к личностям тренера и отдельных игроков, такими как: пассивное, безынициативное поведение коуча или чрезмерное психоэмоциональное напряжение (дистресс) у членов спортивной команды. Значимая роль тренера в развитии качества спортивных результатов подтверждена также еще на этапе стандартизированных тренировок, например, в научной работе Каеровой Е.В. и Чернявской В.С., где указывается, что уровень адекватности обратной связи от игрового наставника кардинально влияет на «степень правильности» выполнения упражнений, энергетического разогрева действующего спортивного состава [9]. Менее выраженными, но значительными индикаторами возникновения отрицательного психологического импульса был выявлен независимый внешний фактор — решения судьи, а также описаны командные факторы — попытки гандболисток делегировать ответственность за происходящее в настоящей игре на других членов коллектива. Можно предположить, что проведенные эмпирические исследования E. Apitzsch, несмотря на то, что являются основополагающими в феномене “коллапса коллективной команды”, обладают рядом недостатков: например, недостаточность методического аппарата исследования; гендерное неравенство в выборке игроков в проведенной работе; расплывчатое описание понятия “коллапса коллективной команды” с пересечением содержания другого субстрата психической деятельности — психологического импульса.
Для внесения ясности в кристаллизацию термина “коллапс спортивной команды” V.V. Wergin (2018 год) провел комплексный качественный научный анализ [13]. В рамках этого исследования, 10-ть игроков командных видов спорта из разных коллективов и видов данного рода деятельности были опрошены с целью изучения субъективного профессионального восприятия причин и оснований для развития “коллапса спортивной команды”, что им довелось уже испытать в прошлом опыте. Результаты показали, что “коллапс” был вызван очередью хронологических событий, а не отдельными независимыми триггерами. Эта провоцирующая цепь факторов включала в себя “антецеденты” (предшествующие явления, ответственные за расстройство внутригруппового порядка) и “критические ситуации” в настоящий момент игры, что могло каузально обусловить резкое снижение спортивной эффективности или внутригрупповой всплеск эмоционального заражения, и, как следствие, манифестацию “коллапса спортивной команды”. Среди превалирующих антецедентов были выявлены: дефицит устойчивости внимания; повышенная психофизиологическая напряженность; сверхуверенность в собственном успехе; возраст / опыт; физическая измученность; недостаточная подготовка. По мере включения спортсменов в активную часть соревнования (непосредственно происходящая игра) была вероятность создания актуальных критических ситуаций, наиболее стрессогенными из которых являлись: накопление невынужденных игровых ошибок; индивидуальный психофизиологический “коллапс” ключевого участника команды; присуждение очков сопернику; некоторые решения судьи. Ряд научных работ С.К. Нартовой-Бочавер [3; 4; 5] постулирует, что устойчивость личностных границ является принципиальным адаптивным инструментом, управляющим степенью проникающего воздействия на индивида факторов окружающего мира. Прочность личностных границ активизирует протекцию самоощущения человека – сохранению автономности оптимального психофизиологического состояния от прямого или скрытого эффекта стрессоров, в том числе при коммуникации людей друг с другом. Таким образом, можно предположить, что гармонизация и интеграция здоровой идентичности у спортсмена способствует преодолению и стойкости по отношению к “критическим ситуациям” в происходящей игре. V.V. Wergin, продолжая собственную систематическую концепцию коллапса спортивной команды, в 2019-ом году опубликовал новый мета-анализ данных, собранных от психологов профессиональных игровых коллективов, квалифицированных тренеров и непосредственно самих участников состязаний [12]. Так, в антецеденты вошли такие новообразования, как “неуверенность в себе” (как внутриличностный фактор) и “уважение к сопернику” (как внешний фактор). Рассмотрим внимательнее такой предшествующий предиспозиционный индикатор коллапса спортивной команды, как “уважение к сопернику”. Так, согласно V.V. Wergin, в случае очень высокой степени почтительности, признания чужих командных достижений и игровой силы, вероятна актуализация когнитивного паттерна о невозможности обыграть такой мощный коллектив исходя исключительно из ресурсов своего состава, без вероятности посторонней независимой переменной (например, эфемерной удачи или внезапного провала соперника) для победного результата. Это согласуется с концепцией внешнего локус-контроля J.B. Rotter (1966) — индивидуальным глубинным убеждением человека о том, что атрибуция жизненных событий основана на внешних факторах, на которые нельзя повлиять [11]. Таким образом, при взаимосвязанном сочетании паттерна “уважение к противнику” и следующей убежденности во внешнем локус-контроле возможно ускоренное развитие коллапса спортивной команды, демонстрация которого происходит непосредственно в “критической ситуации” напрямую во время сопернического процесса — совершение результативных ошибок, аффективная дестабилизация ключевых игроков.
В список актуальных критических ситуаций V.V Wergin также внес прерывание игры как значимый фактор, провоцирующий эффект коллапса спортивно команды. Так, интервьюирование профессиональных игроков волейбольного клуба позволило предположить, что тайм-аут, объявленный тренером во время одной из сыгранных игры, а также дисфункциональное поведение тренера в этом перерыве, отрицательно трансформировали ритм игры, приведя к коллапсу спортивной команды, находившейся у него в подчинении [6].
По итогу, следствиями подобного сочетания предшествующих и актуальных условий, оказывающих поддержку наступлению “коллапса спортивной команды”, являлись количественные и качественные изменения в психических сферах игроков. В эмоциональном блоке начинала превалировать повышенная тревожность; развивалось отрицательное эмоциональное заражение; агрессивные тенденции. В когнитивном блоке возникало интрапсихическое давление; переживание незащищенности; дистанцирование от следования принципу ответственности; мысленное отчаяние. В поведенческих паттернах актуализировались модели гиперболизированной осторожности в принятии игровых решений; хаотическая организация функциональной спортивной деятельности; снижение внутригрупповой коммуникации; вспышки гнева, направленные на коллег; потеря чувства командной общности. Ивченко М.В. в своем исследовании обнародовала высокие показатели деструктивной агрессии, тревоги и внутреннего «Я-отграничения» у юношей, занимающихся экстремальными видами спорта, что, согласно автору, может стать причиной отсутствия способности реалистичной оценки себя и окружающих, а также способности дифференцировать опасность [2]. Можно предположить, что в “критических ситуациях” подобные психологические особенности могут детерминировать эскалацию отрицательных эмоциональных, когнитивных и поведенческих моделей действий во время состязания, учитывая травматичность и опасность многих командных видов спорта.
Таким образом, V.V. Wergin провел параллель между понятиями “коллапс спортивной команды” и “отрицательный импульс”, описанных ранее [14]. По его мнению, “коллапс” имеет хронологический характер и более насыщенное экстремальное воздействие, определяя невозможность спортивной команды восстановить прежний уровень эффективности и игровой производительности при образовании данного негативного феномена. В отличии от отрицательного импульса, который более краткосрочен, и, как явление, способен перцептивно ощущаться то у игроков одной команды, то у игроков другой на протяжении одного соревновательного матча, коллапс спортивной команды оказывает радикальное и всецелое влияние: команда проигрывает состязание стремительно и односторонне. Таким образом, можно предположить, что дефиниция “коллапс спортивной команды” — это термин, специализированно описывающий развитие внезапной и молниеносной фазы неэффективности игрового коллектива. Коллапс спортивной команды состоит из двух фундаментальных частей: “антецеденты” — предшествующие игре предикторы возможного наступления коллапса; “критические ситуации” — события, происходящие непосредственно в момент соревнования и детерминирующие проявление коллапса и стремительное снижение эффективности и результативности команды. Коллапс спортивной команды по силе воздействия оказывает отрицательное влияние на эмоциональные переживания, продукцию негативных когниций, дезорганизацию коллективной поведенческой спортивной модели.
Таким образом, в современной спортивной иностранной психологии, феномен коллапса спортивной команды является актуальным и многозадачным предметом исследований и последующих вероятных программ коррекции, так как спортивные соревнования служат одними из наиболее масштабных международных событий в мире. Можно предположить, что для купирования и профилактики возникновения вышеизложенного отрицательного спортивного феномена необходима высококвалифицированная работа психологического и исследовательского поля, в том числе изучение характерологических особенностей игрового состава команды.
Список литературы
- Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов . –– Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 640 с.
- Ивченко М.В., Хмелевская О.Е., Довженко А.Ю. собенности агрессии юношей, занимающихся экстремальными видами спорта, с разным уровнем дефицитарной тревоги // Студент. Аспирант. Исследователь. – 2018. – №12 (42). – С. 456-464.
- Нартова-Бочавер С.К. Новая версия опросника «Суверенность психологического пространства 2010» // Психологический журнал. – 2014. – Т. 35. – № 3. – С. 105–119.
- Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность как критерий личностной зрелости // Феномен и категория зрелости в психологии Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. / Под ред. Журавлева А.Л., Сергиенко Е.А.. Москва. – 2007. – С.149–173.
- Нартова-Бочавер С.К.Современное состояние психологии суверенности как учения о личностных границах // У истоков развития Сборник научных статей / Под ред. Обуховой Л.Ф., Котляр (Корепановой) И.А. М.: МГППУ. – 2013. – С. 56–67.
- Apitzsch E. A case study of a collapsing handball team // Dynamics within and outside the lab. 2009. Vol. 1. P. 35–52.
- Apitzsch E. Coaches and elite team players perception and experiencing of collective collapse // Athletic Insight. 2009. Vol.1. P.57-74.
- Cohen S., Janicki-Deverts D., Miller G.E. Psychological stress and disease // Journal of the American edical Association. 2007. Vol. 14. P.1685-1687.
- Chernyavskaya V.S., Kaerova E.V. [Feedback in the Professional Communication of a Sports Coach as a Psychological and Pedagogical Problem]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2010, no. 2, pp. 371–379. (in Russ.)
- Moesch K., Apitzsch E. How do coaches experience psychological momentum? A qualitative study of female elite handball teams // Sport Psychol. 2012. Vol. 26. P. 435–453.
- Rotter J.B. Generalized expectancies for internal versus external control of reinforcement // Psychol Monogr. 1966. Vol. 80(1). P. 1-28.
- Taylor J., Demick A. A multidimensional model of momentum in sports // Journal of Applied Sport Psychology. 1994. Vol. 6. P. 51–70.
- Wergin V.V., Mallet C.G., Mesagno C. When You Watch Your Team Fall Apart – Coaches’ and Sport Psychologists’ Perceptions on Causes of Collective Sport Team Collapse // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. P. 13-25.
- Wergin V.V., Zimanyi Z., Mesagno C., Beckmann J. When Suddenly Nothing Works Anymore Within a Team — Causes of Collective Sport Team Collapse // Frontiers in Psychology. 2018. Vol. 9. P. 2115-2200.