УДК 34

ЗАЩИТА ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ УЧАСТНИКОВ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ КАК ИНСТИТУТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

№28,

Юридические науки

Щербакова Виктория Владимировна


Научный руководитель: Пономарев А.В.


Ключевые слова: УЧАСТНИКИ; ЗАЩИТА; РЕГУЛИРОВАНИЕ; БЕЗОПАСНОСТЬ; ДОРОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ; ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА; АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА; БЕЗОПАСНОСТЬ; ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ; PARTICIPANTS; PROTECTION; REGULATION; SAFETY; TRAFFIC; LEGAL PROTECTION; ADMINISTRATIVE LAW; VEHICLES; SAFETY; TRAFFIC ACCIDENT.


Аннотация: В статье рассматриваются основные вопросы института защиты прав и законных интересов участников дорожного движения; проводится основной обзор законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, рассмотрены основные пути повышения эффективности защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.

Актуальность исследования. Права и законные ценности человека и гражданина все еще не стали в Российской Федерации реальной ценностью. Так, на протяжении последних лет отмечается рост жалоб и обращений граждан в целях защиты своих прав и законных интересов, пострадавших от деятельности или бездействия органов государственной власти и должностных лиц, в различных сферах.

Вопросам правовой защиты прав и законных интересов личности в разных аспектах уделялось внимание, в том числе в сфере защиты прав и законных интересов участников дорожного движения такими учёными, как А.Б. Агапов, С.С. Алексеев, Амеличкин A.B. и др.

Основной материал. Одной из наиболее острых проблем в современном российском обществе является обеспечение прав и законных интересов человека и гражданина в сфере дорожного движения. Ежегодно ущерб от дорожно-транспортных происшествий исчисляется несколькими десятками тысяч погибших, сотнями тысяч травмированных людей и многими триллионами рублей материального ущерба. Настораживает динамика роста дорожно-транспортных происшествий и количество лиц, в них погибших или пострадавших.

Так, согласно статистическим данным за 2018 год, в Российской Федерации произошло произошло 168.099 ДТП, что на 0.8% меньше, чем за аналогичный период 2017 года. Снижение аварийности на дорогах России хоть и не носит значительного характера, но видно, что принимаемые государством меры продолжают положительно действовать на безопасность участников дорожного движения [4].

В 2018 году количество аварий и пострадавших в них по вине водителей ТС (из-за нарушения ПДД последними) возросло на 3.3%. При этом основная часть происшествий – более 119 тыс. – была совершена водителями легковых автомобилей, из которых находились в состоянии опьянения 12.483 человек, что, превышает аналогичный показатель за 2017 год на 1.4%.

Масштабы потерь в сфере дорожного движения и другие негативные явления в указанной сфере свидетельствуют, о низкой правовой защищенности участников дорожного движения, в том числе таких прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации, как право на жизнь, на охрану здоровья, на условия труда, отвечающие требованиям безопасности, и право беспрепятственного передвижения по территории РФ. Таким образом, современное состояние обеспечения безопасности дорожного движения в рассматриваемом нами аспекте характеризуется наличием ряда проблем, разрешение которых предполагает обращение к науке [2].

Проблемой в сфере правового регулирования безопасности дорожного движения, защиты прав и законных интересов участников дорожного движения является отсутствие законодательного определения понятия условий безопасности дорожного движения, что приводит к дезориентации органов администрирования, уполномоченных организовывать и осуществлять защиту прав участников дорожного движения.

Под административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения, понимается деятельность, регулируемая нормами административного права, направленная на предупреждение, пресечение нарушений прав и законных интересов участников дорожного движения, восстановление нарушенных прав и законных интересов участников дорожного движения, привлечение виновных лиц к установленной ответственности, проводимая установленными законом способами и средствами, в рамках определенных законом сроков. 4. Механизм защиты прав и законных интересов участников дорожного движения представляет собой систему средств и способов защиты, направленную на пресечение, предупреждение нарушения прав и законных интересов участников дорожного движения, восстановление нарушенных прав и законных интересов участников дорожного движения, а также привлечение виновных лиц к установленной ответственности.

Доминирующую роль при правовом регулировании дорожного движения играет цель защиты, так как применение отдельных средств и способов защиты должно исходить именно от цели, ради которой эти инструменты используются[3].

Анализ правовых средств, используемых в административно-правовой защите прав и законных интересов участников дорожного движения, даёт основания для вывода о том, что основными системами или совокупностями юридических средств, используемыми при административно-правовой защите прав и законных интересов участников дорожного движения, являются: административно-правовое нормирование, контроль и надзор, административно-юрисдикционная деятельность, административная юстиция.

Административная ответственность участников дорожного движения является одним из средств обеспечения безопасности дорожного движения и защиты прав и законных интересов всех участников дорожного движения. В диссертации выявлены особенности административных правонарушений в области дорожного движения как по порядку привлечения к ответственности, так и по видам применяемых санкций. Специфической особенностью этих правонарушений является то, что их субъект выступает в качестве определенного участника дорожного движения, а именно, он должен быть водителем, пассажиром или пешеходом [5].

В целях совершенствования административно-правовой защиты прав и законных интересов участников дорожного движения необходимо внести изменения в административное законодательство:

— дополнить ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следующим понятием: «условия безопасного движения по дорогам — формирующаяся под воздействием различных факторов деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, выражающаяся в последовательных и необходимых действиях органов исполнительной власти, проводимых путем закрепления требований в области обеспечения безопасности дорожного движения, направленных на защиту прав и законных интересов всех участников дорожного движения»;

— дополнить ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» следующими принципами: приоритет защиты прав и законных интересов наиболее незащищенных участников дорожного движения перед остальными; объединение усилий государства и общества при решении проблем в области безопасности дорожного движения; внедрение в практику достижений науки и техники, способствующих обеспечению безопасности дорожного движения.

Выводы.

На наш взгляд, в основе обеспечения безопасности дорожного движения должны лежать такие принципы, которые бы имели основной своей целью защиту прав и законных участников дорожного движения, что в свою очередь помогло создать условия, при которых дорожное движение стало безопасным для всех участников дорожного движения.

Поэтому для построения наиболее эффективной системы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения необходимо на законодательном уровне дополнить ст. 3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» следующими принципами: использование международного опыта в области обеспечения безопасности дорожного движения; приоритет защиты прав и законных интересов наиболее незащищенных участников дорожного движения перед остальными; постоянная пропаганда безопасности дорожного движения; системный мониторинг дорожно-транспортной обстановки и анализ причин и условий дорожно-транспортных происшествий; объединение усилий государства и общества при решении проблем в области безопасности дорожного движения; внедрение в практику достижений науки и техники, способствующих обеспечению безопасности дорожного движения.

Таким образом, подводя итог вышеизложенному, можно определить понятие административно-правовой защиты прав и законных интересов участника дорожного движения как деятельность, регулируемую нормами административного права, направленную на предупреждение, пресечение нарушения прав и законных интересов участников дорожного движения, восстановление нарушенных прав и законных интересов участников дорожного движения, привлечение виновных лиц к установленной ответственности, осуществляемой способами и средствами, не запрещенными законом, в административном или судебном порядке в рамках установленных законом сроков.


Список литературы

  1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Сборник законодательства РФ. – 2019. — № 388. – Ст.3.5
  2. Амеличкин А.В. Защита прав и законных интересов участников дорожного движения – институт административного права /А.В. Амеличкин. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zaschita-prav-i-zakonnyh-interesov-uchastnikov-dorozhnogo-dvizheniya-institut-administrativnogo-prava
  3. Козлов Ю.Н. Административное право /Ю.Н.Попов : учеб. / под ред. Л.Л. Попова М., 2014- 234 с.
  4. Статистика ДТП за 2018 год . Режим доступа: http://www.1gai.ru/publ/522047-gibdd-opublikovala-godovuyu-statistiku-dtp-za-2018-god.html
  5. Амеличкин A.B. Защита прав и законных интересов участников дорожного движения в рамках ФЗ № 196 от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения» // Сборник материалов научной конференции курсантов, слушателей, студентов и адъюнктов — практической конференции «Совершенствование административно-правового обеспечения деятельности сотрудников органов внутренних дел» ОрЮИ МВД России 20 октября 2011 года. — Орел, 2012. -156 с.