УДК 37.07

КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№27,

Педагогические науки

Устюжина Ольга Николаевна (Кандидат экономических наук)
Хадиуллина Нафиса Ракиповна


Ключевые слова: АНАЛИЗ; ПЛАНИРОВАНИЕ; СИСТЕМА ПЛАНИРОВАНИЯ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ; УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ; ANALYSIS; PLANNING; PLANNING SYSTEM; EDUCATIONAL INSTITUTION; ADDITIONAL EDUCATION INSTITUTION.


Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей проведения качественного анализа системы планирования в учреждении дополнительного образования.

Планирование представляет собой особую функцию управленческой деятельности в образовательном учреждении, назначением которой является выбор оптимального варианта его развития на определенный период времени. Результатом реализации функции планирования в учреждении дополнительного образования является многоцелевой и сбалансированный план действий, направленных на достижение эффективного использования всех типов ресурсов конкретного учреждения в течение определенного периода времени. Иными словами, план, формируемый в процессе управления, описывает будущее (желаемое) состояние и (или) тенденции развития образовательного учреждения, в то же время включая в себя систему целей и задач его деятельности, механизмов их достижения (мероприятий, задач, ресурсов) и конкретных действий, направленных на их реализацию.

Эффективность планирования может определяться, при этом, на основании процедур оценивания, производимых в формах как внешней, так и внутренней оценки. Наряду с количественной оценкой системы планирования в образовательном учреждении, производимой посредством выставления определенного количества баллов в зависимости от степени ее соответствия ряду критериев и показателей, немаловажное значение для деятельности учреждения дополнительного образования имеет и качественный анализ особенностей реализации данной функции управления. Такой анализ проводится средствами самого образовательного учреждения (то есть, имеет внутренний характер), а основными методами его проведения являются анализ локальной документации и наблюдение за особенностями системы управления, за взаимодействием между администрацией и сотрудниками учреждения, за спецификой профессиональной деятельности педагогов.

В ходе проведения такого анализа важно понимать, что планирование представляет собой своего рода способ достижения целей деятельности организации, основанный на балансе и последовательности операций, осуществляемых всеми членами трудового коллектива [3]. Планирование, таким образом, это – особый инструмент, использование которого необходимо для успешного принятия руководителем управленческих решений. В связи с этим, вне зависимости от того, о каком уровне планирования в образовательном учреждении идет речь, включаемые в план решения и действия должны быть связаны с постановкой целей и задач деятельности учреждения в целом, разработкой стратегий его развития, распределением и перераспределением ресурсов и установлением определенных стандартов для будущей деятельности [1]. Принятие таких решений и представляет собой процесс планирования в самом широком смысле данного понятия. В узком же смысле планирование – это подготовка специальных документов – планов, определяющих конкретные шаги по достижению целей деятельности учреждения [2].

В соответствии с представленным выше подходом к осмыслению теоретической сущности функции планирования в управленческой деятельности, может быть предложен следующий алгоритм проведения его анализа на примере системы планирования в учреждении дополнительного образования.

В первую очередь, проводится анализ целей планирования в образовательном учреждении (например, обеспечение эффективности образовательной деятельности, создание условий для успешной реализации образовательных услуг и т.д.), а также задач, решаемых посредством формирования планов различных уровней. Также необходимо обратить внимание на то, каким проблемам в аспекте планирования коллектив образовательного учреждение уделял особое внимание в течение последних лет.

В целом, анализ планирования в учреждении дополнительного образования может производиться с точки зрения его соответствия принципам системности и комплексности и включать описание возможных нарушений этих принципов.

Важным элементом анализа является и анализ форм реализации планирования в учреждении дополнительного образования: стратегической, тактической и оперативной. При этом, разработка стратегического плана должна включать в себя:

— анализ текущего состояния деятельности учреждения;
— выбор и обоснование выбора стратегии достижения поставленных перед ним целей;
— комплекс задач, которые должны быть решены;
— механизмы распределения ресурсов.

В рамках тактического планирования в образовательном учреждении должна быть разработана краткосрочная стратегия его развития. Значение данной формы планирования обусловлено необходимостью внесения корректив в содержание стратегического планирования и разработки дополнительных планов и указаний, направленных на обеспечение целей и решение задач деятельности учреждения дополнительного образования.

Наконец, оперативное планирование должно включать разработку действий конкретных сотрудников и структур образовательного учреждения с учетом условий, характеризующих его текущую деятельность.

Важным элементом проводимого анализа системы планирования является также изучение используемых в учреждении дополнительного образования методов и форм, среди которых:

— планы образовательной и воспитательной работы – обязательные нормативные документы, регулирующие деятельность педагогов и специалистов учреждения;
— учебные планы по реализации содержания образовательных программ дополнительного образования, реализуемых на базе конкретного учреждения;
— календарно-тематическое планирование, разрабатываемое каждым педагогом и отражающее наименование тем и периодов их реализации; решаемые педагогические задачи; деятельность педагога и обучающихся; варианты и формы проведения текущего и итогового контроля;
— годовой план работы образовательного учреждения в целом.

В соответствии с требованиями ФГОС необходимыми компонентами перечисленных выше планов, наличие которых должно проверяться в ходе соответствующего анализа, являются:

— целевой компонент (цель и задачи образовательной и воспитательной работы, которые, при этом, должны соответствовать требованиям диагностируемости);
— содержательный компонент, который определяется реализуемыми в учреждении программами дополнительного образования;
— организационно-действенный компонент, включающий формы и методы реализации содержания (в ходе анализа здесь необходимо обратить внимание на то, соответствует ли практическая реализация данного компонента в деятельности педагога поставленным в планировании целям и задачам);
— материально-технический компонент, отражающий необходимое для реализации образовательной программы оснащение и дидактическое обеспечение.

Предложенное содержание анализа системы планирования в учреждении дополнительного образования может быть реализовано руководителем в следующей последовательности:

— анализ степени полноты достижения целей и решения поставленных задач в планировании и анализ результатов деятельности коллектива учреждения по решению поставленных задач;
— определение условий, способствующих получению результатов, не отраженных в плане;
— выявление причин, вызвавших недостатки в работе сотрудников учреждения, сбои в реализации планов;
— обозначение путей и средств решения проблем, которые будут положены в основу нового цикла планирования.

Использование данного алгоритма позволяет провести достаточно полный качественный анализ системы планирования в образовательном учреждении. На основе результатов, полученных в ходе анализа, может быть достигнуто повышение эффективности системы управления и получены более высокие результаты в деятельности учреждения в целом.


Список литературы

  1. Геринг Т.М., Аликперов И.М. Бизнес-планирование в образовательных учреждениях: цели, возможности, проблемы // Молодежь в XXI веке: философия, психология, право, педагогика, экономика и менеджмент. – 2016. – С. 135-138.
  2. Жанабатырова Ж.А. Планирование как основа оптимизации ресурсного снабжения образовательного учреждения // Логистика – евразийский мост. – 2016. – С. 265-268.
  3. Филиппова Л.И. Стратегическое планирование как условие обеспечения качества управления образовательным процессом в образовательном учреждении // Прорывные научные исследования: проблемы, закономерности, перспективы. – 2017. – С. 220-224.