УДК 37.088

ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

№27,

Педагогические науки

Уланова Татьяна Сергеевна


Научный руководитель: Устюжина О.Н., канд. экон. наук, доцент.


Ключевые слова: ТРУДОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ РАБОТНИК; ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; РАБОТОДАТЕЛЬ; ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ; LABOR LEGISLATION; TEACHING STAFF; EDUCATIONAL ORGANIZATION; EMPLOYER; LABOR RELATIONS.


Аннотация: В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление особенностей применения трудового законодательства в системе образования. Анализ трудового законодательства и практики деятельности образовательных организаций позволяют сделать вывод о том, что в настоящее время на должном уровне определены лишь основные принципы реализации трудового законодательства в системе образования, в то время как частные аспекты его применения нуждаются в дополнительной разработке и совершенствовании.

В современных условиях модернизации отечественной системы образования и формирования рынка образовательных услуг, одним из ключевых условий успешного поступательного развития образовательной организации любого уровня становится эффективная деятельность по управлению трудовым коллективом. Выступая в данном случае в качестве работодателя, образовательная организация состоит с каждым из работников в трудовых правоотношениях, регламентирующихся действующим на территории нашей страны трудовым законодательством и подзаконными федеральными нормативными правовыми актами.

Руководитель образовательной организации как представитель работодателя для успешного осуществления управленческой деятельности должен хорошо ориентироваться в особенностях применения трудового законодательства при принятии решений относительно деятельности коллектива организации. Особое значение данный аспект управления приобретает в том случае, если учреждение осуществляет инновационную деятельность, ориентируется на развитие и совершенствование организации труда педагогических работников.

Вместе с тем, анализ практики деятельности образовательных организаций демонстрирует, что их руководители зачастую недостаточно компетентны в этих вопросах, слабо ориентируются в трудовых правоотношениях, допускают ошибки при работе с педагогическими кадрами и вспомогательным персоналом организации. Все это обусловливает актуальность изучения проблемы особенностей применения трудового законодательства в системе образования: ее научная разработка поспособствует повышению эффективности управленческой деятельности в аспекте управления персоналом образовательной организации.

Целью проводимого исследования является выявление особенностей применения трудового законодательства в системе образования.

Объектом исследования является трудовое законодательство, регулирующее отношения субъектов российской образовательной системы. Предмет исследования – особенности трудового законодательства в системе образования.

Трудовое законодательство в системе образования представляет собой систему нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые отношения между работодателем и работниками в образовательной организации. Данная сфера включает в себя следующее содержание категориально-понятийного аппарата[1]:

— основные понятия трудового права;
— правовые конструкции трудового договора, коллективного договора и договора социального партнерства;
— порядок заключения, изменения, расторжения трудового договора, правила заполнения трудовых книжек для работников системы образования;
— рабочее время, установленное законом для педагогических работников и используемое в образовательных учреждениях, виды отпусков и правила их предоставления;
— системы оплаты труда, в учреждениях образования;
— основания и правила дисциплинарного взыскания, правила и процедуры обжалования действий работодателя.

В соответствии с этим, для повышения результативности трудовых правоотношений, существующих в системе образования, руководитель образовательной организации как представитель работодателя должен обеспечить успешность следующих направлений реализации данной системы отношений[2]:

— правовая оценка ситуациям, возникающим в отношениях с работниками организации;
— достижение оптимальной правовой позиции в конфликтных и потенциально конфликтных ситуациях;
— эффективное применение в образовательной организации установленных законом процедур при совершении юридически значимых действий;
— успешное применение установленных законом процедур при внесении изменений в технологические и организационные условия труда в образовательной организации;
— составление и утверждение локальных правовых актов и договоров, необходимых для регулирования трудовых отношений в учреждении системы образования;
— обеспечение собственных юридических средств разрешения конфликтных ситуаций в трудовом коллективе.

Применительно к образовательной системе наибольший интерес представляют особенности трудовых правоотношений с педагогическими работниками, так как именно они имеют определяющую роль в модернизации российской системы образования, осуществляющейся в настоящее время. Особенности регулирования труда педагогических работников в настоящее время определены в части четвертой раздела XII главы 52 Трудового кодекса Российской Федерации. В частности, здесь определяются следующие особенности осуществления трудовых правоотношений, возникающих в системе образования: право на занятие педагогической деятельностью; срок действия трудового договора с педагогическими работниками образовательных организаций; продолжительность рабочего времени педагогических работников; ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск данной категории работников; длительный отпуск педагогических работников; дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником[3].

Применительно к трудовой деятельности педагогических работников, осуществляемой в образовательных организациях, в современных условиях модернизации системы образования в нашей стране одной из приоритетных становится задача совершенствования и повышения уровня эффективности правового регулирования их статуса. Необходимость решения данной задачи обусловлена, в первую очередь, тем, что действующее российское законодательство, закрепляющее особенности труда педагогических работников образовательных организаций имеет ряд недостатков, препятствующих повышению социального статуса и профессионализма данной категории лиц. К числу таких недостатков могут быть отнесены, например, допуск к осуществлению педагогической деятельности лиц, ограниченных в дееспособности и лиц, лишенных или ограниченных в родительских правах на основании решения суда. Наличие таких ограничений не способствует повышению престижа и качества образования, так как они не имеют никакого отношения ни к воспитательной, ни к образовательной деятельности, осуществляемой конкретным субъектом трудового права. Также и ограничения рабочего времени учителей-совместителей не в полной мере учитывают интересы педагогических работников.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в настоящее время на должном уровне определены лишь общие принципы реализации трудового законодательства в системе образования, в то время как отдельные частные аспекты его применения нуждаются в дополнительной разработке и совершенствовании. В целях повышения социального статуса, престижа и достижения высокого уровня профессионализма педагогических работников необходимо осуществлять дальнейшее совершенствование правового регулирования в данной сфере.


Список литературы

  1. Вавилов, А.И. Трудовое законодательство в сфере образования / А.И. Вавилов. – М.: АПК и ППРО, 2017. – 56 с.
  2. Фоменко, Т.О. Правовое регулирование образования и осуществление деятельности комиссии по трудовым спорам / Т.О. Фоменко // Современные проблемы конституционализма. – 2018. – С. 69 – 72.
  3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/ (14.02.2020).
  4. Пискарева, Ю.М. Особенности регулирования труда педагогических работников / Ю.М. Пискарева // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2004. — № 24. – С. 2 – 14.