УДК 34

НОТАРИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

№27,

Юридические науки

Усенко Мария Юрьевна


Ключевые слова: НОТАРИАТ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ; ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ, ЕДИНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА; NOTARY; INFORMATION TECHNOLOGY; ELECTRONIC DOCUMENT, UNIFIED INFORMATION SYSTEM.


Аннотация: В данной статье показаны основные направления развития нотариата связанные с информационными технологиями.

Современный этап развития информационного общества диктует необходимость совершенствования правовых законодательных норм, регулирующих, в том числе, нотариальные действия. Нотариальная деятельность сегодня требует как четкого законодательного регулирования, так и четкой нормативно-правовой регламентации порядка и правил совершения нотариальных действий, организации делопроизводства, содержания архива. Так, в частности имеется ввиду совершенствование нотариальных действий с электронными документами, ведения электронного нотариального делопроизводства и электронных реестров нотариальных действий, создания электронного архива нотариальных документов. Также необходимость соотнесения, как правовых норм, так и технических принципов реализации электронного взаимодействия в нотариальном сообществе с внешними информационными базами данных, прежде всего информационными базами федеральных органов государственной власти и судами.

В 2016 году вступила в силу ст. 44.2 «Основ законодательства РФ о нотариате» [1], которая закрепила право нотариусов совершать нотариальные действия в электронной форме. Данное право реализовывается наличием согласия лица, обратившегося за совершением нотариального действия. Заметим, нотариальное удостоверение договора в электронном виде имеет равную юридическую силу с традиционным письменным вариантом сделки.

Приказ Минюста России от 16.04.2014 № 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» (далее Правила) закрепил раздел, регламентирующий «Особенности работы с электронными документами» (раздел XIV Правил) [2].

Согласно пункту 197 Правил нотариусом принимаются, создаются и используются:
— электронные документы, исходно создаваемые в электронной форме без предварительного документирования их на бумажном носителе;
— электронные образы документов, полученные в результате сканирования документов на бумажных носителях.

Юридическая значимость электронных документов подтверждается усиленной квалифицированной электронной подписью.

Согласно Приказу Минюста России от 21.12.2017 № 265 «О внесении изменений в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата [3], регистрация нотариального действия в реестре нотариальных действий единой информационной системы осуществляется сразу после совершения нотариального действия. Данное нововведение способствует большей защиты законных прав и интересов граждан, обратившихся за совершением нотариального действия.

Следует отметить появившуюся у нотариуса возможность в порядке ст. 102 «Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» обеспечивать доказательства посредством нотариального протокола осмотра электронного почтового ящика. Данный протокол есть надлежащее доказательство достоверности документов, которые получены посредством электронной переписки, что подтверждается правовой позицией ВАС РФ.

Документы, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, в том числе с использованием информационной телекоммуникационной сети «Интернет». Документы, подписанные электронной подписью, допускаются в качестве письменных доказательств в случаях и в порядке, которые установлены АПК РФ (п. 3 ст. 75 АПК РФ) [4].

Отсутствие соглашения об обмене электронными документами между сторонами переписки, как и отсутствие электронной цифровой подписи в отправляемых и получаемых документах не является нарушением требований закона (ч. 2 ст. 50 Конституции Российской Федерации [5] и ч. 3 ст. 64 АПК РФ) при доказывании неправомерных действий.

В связи с быстрыми темпами развития электронно-информационных технологий подлежит рассмотрению вопрос о введении процедуры оформления наследственных дел в электронной форме, возможно созданию электронного архива наследственных дел. Который позволит ускорить и упростить документооборот в рамках наследственного дела. Например сократить время передачи наследственного дела по принадлежности от нотариуса нотариусу или предоставить копию наследственного дела по запросу суду, не прибегая к изготовлению копии на бумажном носителе и отправки её с помощью курьера или почтовым отправлением, которое также несёт финансовые затраты.

Также есть потребность уменьшить количество запросов от государственных органов, банковских организаций или других нотариусов в бумажном виде. На сегодняшний день для этого создан специальный электронный инфопортал для обмена информацией между нотариусами и другими государственными структурами – «InfoNot». С помощью него нотариусы онлайн направляют обращения в Росреестр, в реестр уведомлений о залогах, в реестр списков участников ООО, делают запрос на розыск счетов наследодателя и т.д.

В заключение хотелось бы отметить, что в настоящее время большинство органов государственной власти перешли на использование электронного документооборота и оказание государственных услуг в электронной форме, в том числе и нотариат. Поскольку цифровая сфера проникла во все сферы нашей жизни, нотариат не может отставать от развития общества. Российский нотариат полностью перешел на регистрацию нотариальных действий в электронном реестре. Нотариусам обеспечен бесперебойный доступ в режиме онлайн к Государственным реестрам, базам ЗАГС и ФМС. Сегодня уже точно можно утверждать, что будущее за электронным нотариатом.


Список литературы

  1. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 № 4462-1) (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.05.2020)
  2. Приказ Минюста России от 16.04.2014 № 78 (ред. от 05.07.2019) «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства» (вместе с «Правилами нотариального делопроизводства», утв. решением Правления ФНП от 17.12.2012, приказом Минюста России от 16.04.2014 № 78) (Зарегистрировано в Минюсте России 23.04.2014 № 32095)
  3. Приказ Минюста России от 21.12.2017 № 265 «О внесении изменений в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации» от 17.06.2014 № 129 (вместе с «Изменениями, вносимыми в Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации» от 17.06.2014 № 129, утв. решением Правления ФНП от 15.11.2017 № 13/17) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.12.2017 № 49457)
  4. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 08.06.2020)
  5. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 14.03.2020) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2020. 4 июля.