УДК 342.5

ОСОБЕННОСТИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№27,

Юридические науки

Мавричева Юлия Витальевна


Ключевые слова: КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ; ПОПРАВКИ; КОНСТИТУЦИЯ; CONSTITUTIONAL COURT OF THE RUSSIAN FEDERATION; AMENDMENTS; CONSTITUTION.


Аннотация: В статье проводится ретроспективный и правовой анализ в период становления и развития Конституционного Суда РФ. Автор рассматривает изменения в составе исследуемого суда, расширение полномочий и увеличение срока пребывания судей, связи с принятием новой редакции Конституции РФ.

Инициатива создания специального надзорного органа, основной задачей которого являлось бы охрана конституционного строя государства и должного исполнения основных норм «Основного закона государства», принадлежит М.С Горбачеву. Так, был создан Комитет конституционного надзора СССР.

1 декабря 1988 года, после переработки и дополнения статьи 125 Конституции СССР, эта идея была реализована. Его численность была порядком 23 членов, ими были влиятельные и высококвалифицированные граждане из пятнадцати союзных республик, из правовой и политической областей и занимающие высокое положение в обществе.

Председателем и заместителем этого органа стали С.С. Алексеев и Б.М. Лазарев. Впоследствии численность комитета была увеличена.

Его полномочия базировались на проверке конституционности основных законов СССР, различных законопроектов, актов органов исполнительной власти и т.д.

Комитет конституционного надзора (далее – ККН) СССР был выборным органом, с переизбранием его членов Съездом народных депутатов каждые 10 лет.

Члены ККН были обеспокоены сложившийся напряженной ситуацией в 1991 году, каждый выступил с заявлением к Верховному совету СССР (на тот момент их было 5), с собственным идеями по поводу разрешения проблем того времени, СМИ исказили заявления членов, по этому основными массами эта инициатива была воспринята как одобрение действий ГКЧП, или не противоречие им. Комитет конституционного надзора СССР был наречен «Комитетом конституционного позора», что отрицательно сказалось на репутации членов ККН. За свою деятельность в период с мая 1990 года по декабрь 1991 года Комитет конституционного контроля принял 23 важных решения, связанных с их прямой деятельностью, проверкой конституционности неопубликованных законопроектов, тем самым по их инициативе многие акты, так и не были приняты. ККН прекратил свою деятельность, в связи с распадом СССР 26 декабря 1991 г.

Первое упоминание о Конституционном суде датировано 15 декабря 1990 года. Законопроект о конституционном суде РСФСР был утвержден лишь пятым съездом народных депутатов, который состоялся 12 июля 1991 года, до этого вопрос об организации этого судебного органа долго не принимался, по различных причинам. Конституционный суд должен был избираться Съездом РСФСР, его деятельность должна осуществляться в соответствии с Законом Верховного Суда РСФСР от 12.07.91 № 1599-1 «О Конституционном суде РСФСР»[4]. 29-30 октября 1991 года были избраны первые судьи, их было 13 из 15. Сразу же состоялось первое рабочее совещание, которое состоялось 30 октября 1991 года, а 14 января 1992 года – первое заседание.

На первом заседании Конституционный Суд рассмотрел дело о проверке конституционности Указа Президента РСФСР «Об образовании Министерства безопасности и внутренних дел РСФСР», которым он объединил в один орган министерства государственной безопасности и внутренних дел.

По решению Конституционного Суда РФ данный указ был признан не соответствующим, по мнению суда, президент превысил свои должностные полномочия. Конституционный суд так же издал постановление, в котором говорилось, что деятельность правоохранительных органов связана с реальными ограничениями прав и свобод граждан, в том числе естественных прав (неприкосновенность личности, жилища, тайны переписки, телефонных переговоров). Разделение и взаимное сдерживание служб государственной безопасности и внутренних дел призвано обеспечить демократический строй и является одной из гарантий против узурпации власти.

Самым противоречивым делом, вызвавшим массу споров и негодования в сфере политике, а так же оно признано самым продолжительным. Стало разбирательство, связанное с Коммунистической партией, сначала ее деятельность была приостановлена, а позже и вовсе прекращена.

КПСС была признана незаконной. Подобное решение Конституционного суда связано с тщетными попытками примирить бушующие противоречия сторон того времени. В его постановлении были следующие строки «сращивание партийных структур с государственной властью недопустимо». Таким образом, КС вывел из-под удара рядовых партийных членов. И самым драматическим делом, которое окажется последним для этого конституционного суда, стало решение по вопросу о признании незаконным Указа Президента от 7 октября 1993 года № 1400 «О роспуске Съезда народных депутатов». После которого президент Ельцин приостановил деятельность Конституционного суда РСФСР.

Следующими этапов в развитии суда «по вопросам Конституции», уже была новая Конституция от 12 декабря 1993, принятая на всенародном референдуме, заложившая основы деятельности Конституционного Суда [1].

Еще одним и важных решений было увеличение числа судей до 19 посредством издания Федерального конституционного закона от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации»[3], ставшим новой нормативной базой для деятельности Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ вправе осуществлять свою деятельность при наличии в его составе не менее трех четвертей от общего числа судей.

Порядок деятельности Конституционного суда РФ, определялся настоящим федеральным законом: Конституционный Суд РФ рассматривает и разрешает дела в пленарных заседаниях и заседаниях палат Конституционного Суда РФ. Конституционный Суд РФ состоит из двух палат, включающих в себя соответственно десять и девять судей. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки, порядок проведения которой устанавливается Регламентом Конституционного Суда РФ. В пленарных заседаниях участвуют все судьи Конституционного Суда РФ, в заседаниях палат – судьи, входящие в состав соответствующей палаты.

Новой стадией в истории конституционного суда является февраль 1995 года, так как в этот период суд был полностью укомплектован и запущен и функционирует по сей день.

Новейшее время примечательно постоянным совершенствованием законодательства Российской Федерации, что отражается и на деятельности Конституционного Суда РФ. Так, сначала, срок полномочий судий был продлен на 3 года, теперь это период равнялся 15 лет. Позже были внесены некоторые поправки в Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» Советом Федерации по представлению Президента Российской Федерации, в котором снимались ограничения на срок полномочий судий конституционного суда, был лишь установлен предельный возраст семидесяти лет. Так же было утверждено место пребывания Конституционного суда, им стал город Санкт-Петербург.

Далее был введен ряд так же немаловажных поправок в нормативную базу Конституционного Суда РФ. В июне 2009 года было произведено изменение порядка назначения на должность председателя и его заместителей. Число заместителей было увеличено до двух, должность судьи-секретаря была упразднена. В соответствии с данной поправкой председатель и его заместители назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Срок их деятельности составляет 6 лет, по истечению которого они могут быть назначены на новый срок. Предельное количество сроков не определено.

Следующие поправки, направленные на конституционное судопроизводство, были внесены в ноябре 2010 года. Они затронули процедуру слушания, а именно Конституционному суду РФ были даны полномочия выносить постановления по определенным решениям, что повысило эффективность работы суда.

Новой ступенью развития Конституционного суда, стал 2014 год. В Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» были внесены поправки, расширяющие компетенцию суда. В соответствии с действующими международными договорами.

Последние изменения ознаменовались посредством принятия новой редакции Конституции РФ. Так, уже в сентябре 2020 года Президентом РФ внесен законопроект о поправках в ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», предусматривающий сокращение состава Конституционного Суда РФ до 11 судей. Также предусматривается, что Конституционный Суд Российской Федерации разрешает вопрос о возможности исполнения решений межгосударственных органов, принятых на основании положений международных договоров РФ в их истолковании, противоречащем Конституции РФ, а также о возможности исполнения решения иностранного или международного суда[2].

В завершении хотелось бы отметить, что законодательство Российской Федерации не стоит на месте, оно строится на основе происходящих изменений общественной жизни, отсюда многочисленных дополнения и поправки к уже изданным нормативным актам. Конституционный суд является базовым элементом стабильности государственных органов Российской Федерации, главной задачей которого является охрана конституционного строя, находящийся на особом месте в системе законодательства страны, т.е. он является гарантом обеспечения демократизма, равноправия и существенными элементом построении правового государства.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (ред. от 14.03.2020) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2020. 4 июля.
  2. Закон РФ о поправке к Конституции РФ от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ // Российская газета. 2020. 4 июля.
  3. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018). — URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/bc18f52b80604825487100e6aaf18beeb5eb2553/ (дата обращения: 10.10.2020).
  4. Авакьян С.А. Конституционный Суд Российской Федерации: неоднозначные законодательные новеллы // Конституционное и муниципальное право. 2011. № 1. С. 6-8.