УДК 34.347.1

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ

№27,

Юридические науки

Дуброва Алена Александровна


Научный руководитель: Маркина М.В., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; СФЕРА НАЛОГОВ И СБОРОВ; РЕСПУБЛИКА КРЫМ; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ШТРАФ; УВЕЛИЧЕНИЕ ШТРАФА; ПРОЖИТОЧНЫЙ МИНИМУМ; МИНИМАЛЬНЫЙ РАЗМЕР ОПЛАТЫ ТРУДА; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; TAX LEGISLATION; SCOPE OF TAXES AND FEES; REPUBLIC OF CRIMEA; ADMINISTRATIVE FINE; INCREASE IN FINE; LIVING WAGE; MINIMUM WAGE.


Аннотация: В настоящей публикации автором проводится исследование законодательства Республики Крым, регламентирующего административную ответственность за нарушение налогового законодательства. Проведенный анализ статистических показателей за 2018 и 2019 год позволяет утверждать о том, что на региональном уровне имеет место тенденция уменьшения количества правонарушений в исследуемой сфере. Наиболее часто назначаемым административным наказанием за правонарушения в сфере налогов и сборов на территории Республики Крым является административный штраф, однако его довольно низкие размеры не позволяют покрывать все издержки – от составления протокола до рассмотрения дела об административном правонарушении судом, в связи с чем автором обращается внимание на необходимость пересмотра размеров штрафов в сторону их увеличения.

25 июня 2016 г. в соответствии с требованиями ст. 72 Конституции РФ [1] и ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях [2] в Республике Крым был принят Закон Республики Крым «Об административных правонарушениях в Республике Крым» [8] (далее – Закон РК № 117-ЗРК/2015), который предусматривает административную ответственность в виде предупреждения или административного штрафа для граждан, должных лиц или юридических лиц за правонарушения во всех важнейших сферах жизнедеятельности Республики Крым, не предусмотренные КоАП РФ.

Однако, следует отметить, что законами субъектов РФ об административных правонарушениях не могут устанавливаться виды административных наказаний, порядок производства по делам об административных правонарушениях и порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний — эти вопросы отнесены исключительно к ведению РФ и могут быть установлены только КоАП РФ. Также не может быть установлена административная ответственность за нарушение норм, имеющих федеральное значение (ст. 1.3 КоАП РФ).

На основании статьи 75 Конституции РФ общие принципы налогообложения в России устанавливаются федеральным законом. Таким законом является Налоговый кодекс РФ. Таким образом, административные правонарушения в сфере налогов установлены только КоАП РФ и не могут быть закреплены в законодательстве субъектов РФ, в том числе в законодательстве Республики Крым.

Следовательно, все вопросы административной ответственности за налоговые правонарушения закреплены в федеральном законодательстве. На уровне Республики Крым принимается только законодательство, регулирующее непосредственно уплату региональных и местных налогов.

Региональное законодательство Республики Крым в сфере налогообложения имеет свои особенности, так как для Крыма во многом установлены более льготные режимы налогообложения. К основным нормативно-правовым актам в сфере налогообложения Республики Крым относятся:
— Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 61-ЗРК/2014 «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым» [6];
— Закон Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций» [3];
— Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 59-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым» [4];
— Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 62-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении патентной системы налогообложения на территории Республики Крым» [7];
— Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым» [5].

Помимо вышеперечисленного, муниципальные образования может принимать ряд законодательных актов, влияющих на работу субъектов предпринимательской деятельности. Например: Решение Симферопольского горсовета Республики Крым от 28.11.2014 № 95 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» [9].

Таким образом, обобщая исследование данного вопроса, определим, что административные правонарушения в сфере налогов установлены только КоАП РФ и не могут быть закреплены в законодательстве субъектов РФ, в том числе в законодательстве Республики Крым.

Все вопросы административной ответственности за налоговые правонарушения закреплены в федеральном законодательстве. На уровне Республики Крым принимается только законодательство, регулирующее непосредственно уплату региональных и местных налогов.

Региональное законодательство Республики Крым в сфере налогообложения имеет свои особенности, так как для Крыма во многом установлены более льготные режимы налогообложения.

Дела об административных правонарушениях в сфере налогов и сборов (статьи 15.3-15.6, 15.11) рассматриваются судьями — это установлено частями 1 и 3 статьи 23.1 КоАП. Должностное лицо налогового органа должен направить протокол и другие материалы дела судье в течение трех суток с момента составления протокола (часть 1 статьи 28.8 КоАП).

Привлечение к административной ответственности за налоговые правонарушения является достаточно распространенным в судебной практике Республики Крым. Данные правонарушения составляют порядка 10% от всех дел, рассмотренных судами региона [10].

Правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (глава 15 КоАП РФ) в структуре рассмотренных районными судами дел за 2019 год составили 0,9 % в отношении 7,7 тыс. лиц, 33,7% оконченных производством дел переданы по подведомственности или подсудности, подвергнуто 11 административным наказаниям 52,0 %, из них 88,9 % назначен штраф. Сравнивая данные показатели с 2018 годом, отметим уменьшение количества дел по этой категории в 2,3 раза: в 2018 году было рассмотрено 16,1 тыс., или 1,9 % в структуре дел, из них наказано – 68,0 %, подвергнуто штрафу – 87,8%. По ст. 15.5, 15.6 КоАП РФ в 2019 году число рассмотренных дел составляет порядка 3,6 тыс. (в 2018 году – 4,8 тыс.) [11].

Таким образом, наиболее часто применяемыми составами административных правонарушений в отношении должностных лиц налогоплательщиков являются:
— нарушение сроков представления налоговой декларации (статья 15.5 ни Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях);
— непредставление (несообщение) сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 15.6 КоАП РФ).

На территории Республики Крым доля протоколов, предусматривающих ответственность в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ, составляет более 29% за 2019 год, статьей 15.6 КоАП РФ – 55,5% от всех правонарушений по главе 15 КоАП РФ [10].

Основной мерой ответственности за совершение административного правонарушения в сфере налогообложения является административный штраф. К сожалению, закрытость информации не позволяет сделать детальный анализ обо всех суммах штрафов, взысканных по данной группе правонарушений. В то же время низкий размер штрафов делает актуальным вопрос их увеличения.

Например, сейчас за несвоевременную сдачу отчетности в ИФНС должностных лиц могут оштрафовать на сумму от 300 до 500 рублей. При этом затраты в судах Республики Крым на процедуру привлечения виновного лица к ответственности, по оценке экспертов, составляют около 2500 рублей, то есть в пять раз больше, чем сумма максимального штрафа. В связи с этим, предлагается повысить штраф до такого уровня, чтобы он покрывал хотя бы все издержки (от составления протокола до рассмотрения его судом).

Исчисление штрафа, как указано в действующем законодательстве, производится в абсолютных величинах. Следует признать правильным мнение, высказанное Б.В. Россинским, который предлагает отказаться от установления размеров административных штрафов исключительно в абсолютных величинах, а необходимо все же вернуться к старой практике – установления административных штрафов в относительных величинах. В таком порядке необходимо руководствоваться не только минимальным размером оплаты труда, а и критериями, характеризующими динамику доходов граждан, а также дифференциацию этих доходов в разных регионах нашего государства. В качестве критерия можно избрать такой показатель, как средняя заработная плата на территории определенного региона. Если такое правило будет закреплено на уровне федерального законодательства, то субъекты федерации смогут самостоятельно предусматривать размеры штрафных санкций [12, с. 28]. Прожиточный минимум не является информативным показателем – это всего лишь выражение стоимости некоторых категорий товаров и услуг. В настоящее время для расчета величины прожиточного минимума используются совокупные расходы на продукты питания, отдельные группы непродовольственных товаров, а также оплата за жилое помещение. Исходя из этого, получить определенные объективные показатели уровня благосостояния граждан, опираясь на величину прожиточного минимума, не представляется возможным. Несущественные корреляции данного показателя приводит к тому, что число граждан, находящихся за чертой бедности, резко падает или резко возрастает, но при этом качество жизни остается неизменным в целом.

При помощи такого показателя, как минимальный размер оплаты труда, устанавливается размер оплаты за труд неквалифицированного работника, который отработал в полном объеме норму рабочего времени, при этом выполняя трудовую функцию, заключающуюся в выполнении простой работы в нормальных условиях труда. Отмеченный показатель применим также для установления величие обязательного социального страхования.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается на уровне отдельных регионов государства, что отнесено к их самостоятельных полномочиях. Следовательно, данный показатель вполне может отличаться от МРОТ, установленного на федеральном уровне.

Подытоживая вышеизложенное, укажем, что было бы логично устанавливать размер штрафных санкций на уровне отдельных регионов, при этом в обязательном порядке учитывать специфику данного региона. В частности, все же следовало предусмотреть на законодательном уровне привязку к относительным величинам среднего уровня доходов населения, что применимо в полном объеме и к Республике Крым.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. — № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
  3. Закон Республики Крым от 19.11.2014 № 7-ЗРК/2014 «О налоге на имущество организаций» (принят Государственным Советом Республики Крым 12.11.2014) // Крымские известия. – 2014. — № 231 (5642).
  4. Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 59-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении упрощенной системы налогообложения на территории Республики Крым» (принят Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014) // Крымские известия. – 2014. — № 255 (5666).
  5. Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 60-ЗРК/2014 «Об установлении ставки единого сельскохозяйственного налога на территории Республики Крым» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://crimea.gov.ru/textdoc/ru/7/act/60z.pdf (дата обращения: 26.09.2020).
  6. Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 61-ЗРК/2014 «Об установлении ставки по налогу на прибыль организаций на территории Республики Крым» (принят Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014) // Крымские известия. – 2014. — № 255 (5666).
  7. Закон Республики Крым от 29.12.2014 № 62-ЗРК/2014 «Об установлении ставки налога, уплачиваемого при применении патентной системы налогообложения на территории Республики Крым» (принят Государственным Советом Республики Крым 24.12.2014) // Крымские известия. – 2014. — № 255 (5666).
  8. Закон Республики Крым от 25.06.2015 № 117-ЗРК/2015 «Об административных правонарушениях в Республике Крым» (принят Государственным Советом Республики Крым 17.06.2015) // Крымские известия. – 2015. — № 126 (5792).
  9. Решение Симферопольского горсовета Республики Крым от 28.11.2014 № 95 «О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности» видов деятельности» // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn91/taxation/taxes/envd/6733551/ (дата обращения: 26.09.2020).
  10. Аналитическая информация о рассмотрении дел районными, городскими судами Республики Крым. Официальный сайт Верховного Суда Республики Крым // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vs.krm.sudrf.ru/modules.php?name=docum_sud&rid=4 (дата обращения: 24.09.2020).
  11. Сведения о налоговых правонарушениях и мерах ответственности за их совершение в Республике Крым // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nalog.ru/opendata/7707329152-taxoffence/ (дата обращения: 25.09.2020).
  12. Россинский Б.В. О полномочиях Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области установления административной ответственности // Административное право и процесс. – 2015. – № 6. – С. 26-31.