ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ И ОСНОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РФ

№2,

Юридические науки

Ситников Евгений Сергеевич


Ключевые слова: ПРИНЦИПЫ; ОСНОВАНИЯ; ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ; СУБЪЕКТ РФ; PRINCIPLES; FOUNDATIONS; ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES; THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION.


Аннотация: Автор данной статьи рассматривает общие принципы и основания деятельности органов государственной власти в субъектах РФ. По итогам изучения положений федерального и регионального законодательства формулируется вывод о том, что рассмотренные правовые нормы не противоречат друг другу, однако при этом принципы, закрепленные в федеральном законодательстве, более точно определяют границы и приоритеты дальнейшей деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с положениями Конституции РФ [1] вопросы установления общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом. В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений.

Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти; высший исполнительный орган государственной власти; а также иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) субъекта РФ.

Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии с принципами: государственной и территориальной целостности РФ, распространением суверенитета России на всю ее территорию; верховенства Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России; единства системы государственной власти; разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов; самостоятельного осуществления органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежащих им полномочий.

Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184–ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2].

Название органа, а также его структура устанавливаются конституцией (или же уставом) субъекта РФ с учетом того, что каждый субъект может иметь свои особенности в историческом развитии, свои национальные традиции.
Численность депутатов законодательного органа определяется в конституции (уставе) субъекта РФ. Срок полномочий депутатов в одном созыве не может превышать пяти лет. Что касается числа депутатов, которые работают постоянно, то их количество устанавливается законодательным органом автономно.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ:
— правомочен принимать конституцию (или же устав) субъекта РФ, а также и поправки к ним;
— обязан утверждать бюджет субъекта РФ и производить отчет о его исполнении; составляет программы по социально – экономическому развитию субъекта РФ;
— устанавливает налоговые сборы, которые отнесены к ведению субъекта РФ, описывает порядок их взыскания; порядок управления имуществом субъекта; порядок проведения референдума в субъекте, а также выборов как в законодательный орган власти, так и на должность руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ;
— имеет право устанавливать административно-территориальное устройство субъекта и утверждать систему управления субъектом;
— производит регулирование иных вопросов, связанных исключительно с ведением субъекта.

Постановлением законодательного органа назначаются на должность и освобождаются от должности отдельные должностные лица субъекта РФ; оформляется решение о недоверии (доверии) руководителям органов исполнительной власти субъекта РФ, в назначении которых законодательный орган принимал участие. Законодательный орган осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов субъекта РФ, исполнением бюджета субъекта РФ.

В срок, не превышающий 14 календарных дней, принятые законодательным органом законы направляются высшему должностному лицу субъекта РФ для обнародования. В случае отклонения закона он может быть одобрен в ранее принятой редакции не менее чем 2/3 голосов от установленного числа депутатов. Одобренный таким образом закон не может быть повторно отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ и подлежит опубликованию в установленный срок.

«Полномочия законодательного органа государственной власти субъекта РФ могут быть прекращены досрочно в случаях:
1. принятия решения о самороспуске;
2. роспуска высшим должностным лицом субъекта РФ;
3. вступления в силу решения суда о неправомочности данного состава депутатов, в том числе в связи со сложением ими своих полномочий» [2].

Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе досрочно прекратить полномочия законодательного органа в случае принятия им нормативного правового акта, который противоречит существующей Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу) субъекта РФ, если такие противоречия установлены соответствующим судом и не устранены законодательным органом. Президент РФ вправе предупредить законодательный (представительный) орган, а при повторном нарушении внести в Государственную Думу РФ проект закона о его роспуске и прекращении полномочий.

В субъекте РФ устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти.

Руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ избирается населением этого субъекта на основе всеобщего равного и прямого избирательного праве при тайном голосовании на срок не более 5 лет, не более двух сроков подряд. В случае признания выборов несостоявшимися, недействительными, неизбрания ни одного из баллотировавшихся кандидатов повторные выборы проводятся не позднее чем через 6 месяцев.

Высшее должностное лицо субъекта РФ:
1. представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ;
2. обнародует законы или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ;
3. формирует высший исполнительный. орган государственной власти субъекта РФ;
4. вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного органа государственной власти субъекта РФ; участвовать в его работе с правом совещательного голоса;
5. осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РФ и субъекта РФ.

Высшее должностное лицо субъекта РФ издает указы (распоряжения), обязательные к исполнению на территории субъекта РФ.
Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в определенных случаях прекращаются досрочно, в том числе в связи: с выражением недоверия ему со стороны законодательного органа государственной власти субъекта РФ; с признанием судом недееспособным; с утратой гражданства РФ и др. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случаях издания им актов, противоречащих законодательству РФ и субъекта РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение месяца со дня вступления в законную силу судебного решения, иного грубого нарушения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа о недоверии влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти.

«Президент РФ может применить к высшему должностному лицу субъекта РФ меры воздействия: предупреждение, отрешение от должности. В случае отрешения от должности, а также временного отстранения Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ» [3, с. 97].

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативных правовых актов России и ее субъектов. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии.

Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития, непосредственно в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в постановление законодательного органа либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке. Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законопроектных работ и проекты законов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата законодательного органа.

«Законодательный орган может участвовать в формировании высшего исполнительного органа субъекта РФ, согласовании назначения на должность отдельных должностных лиц высшего исполнительного органа. Он вправе выразить недоверие руководителям органов исполнительной власти, в назначении которых принимал участие, что влечет их немедленное освобождение от должности» [4, с. 473].

Возможные споры между законодательными и высшими исполнительными органами по вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии с установленными в уставе согласительными процедурами (создание согласительной комиссии) либо в судебном порядке.

Разграничение полномочий представительных и исполнительных органов государственной власти осуществляется на основе принимаемых в субъектах РФ законов об органах государственной власти. Границы независимости каждой ветви власти определяются в уставах субъектов. В каждом субъекте РФ эти и другие вопросы полномочий разрешаются в соответствии с действующим законодательством субъекта РФ.

Для выполнения функций исполнительной власти в администрации создаются структурные подразделения. К примеру, такими подразделениями являются: управление культуры; управление муниципальным имуществом; управление финансов; управление экономики и иные. В каждом субъекте РФ их состав определяется с учетом местных конкретных условий.

В рамках полномочий, определенных Конституцией РФ, договорами и соглашениями, субъекты РФ самостоятельны и независимы в своих действиях от органов федеральной власти.
Субъект РФ обладает территорией и своими полномочиями зависимо от его вхождения в какую-либо другую территорию России. Так, край (область) и расположенный в его границах автономный округ являются равноправными субъектами РФ, вхождение округа в состав края не меняет его правового статуса. Конституционный Суд РФ постановил, что органы власти таких субъектов РФ должны строить отношения на основе договоров и соглашений, в которых определять все направления самостоятельной и совместной деятельности края (области) и автономного округа [5].

В составе субъекта РФ обычно выделяются города и районы в качестве административно-территориальных единиц. «Конституционный Суд РФ подтвердил право создавать на уровне района, города республиканского значения органы государственной власти с включением их в единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Территориальные единицы иного уровня (город районного подчинения, другие городские и сельские населения, районы города в городах республиканского значения) не имеют такого статуса и в них не могут быть созданы органы государственной власти» [6, с. 32]. На этом уровне публичная власть осуществляется посредством местного самоуправления и его органов, не входящих в систему органов государственной власти.

Проанализировав конституционные принципы деятельности органов государственной власти в субъектах Российской Федерации, закрепленные в Конституции РФ, и общие принципы, которые отражены в федеральном законе «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации», можно сделать вывод о том, что они не противоречат друг другу, однако принципы, закрепленные в федеральном законе, более точно очерчивают границы и направления деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, что представляется правильным.


Список литературы

  1. Конституция Рос. Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ, от 5 января 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. – № 31, ст. 4398.
  2. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах Российской Федерации : Федеральный закон Рос. Федерации от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ : принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 сент. 1999 г. : в ред. Федер. закона Рос. Федерации от 3 июля 2016 г. № 298-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1999. – 18 окт.; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru. – 2016. – 4 июля.
  3. Голубок, С. А. Конституционное право России : учеб. пособие. / С. А. Голубок. — Изд. 6-е доп. и перераб. – М.: РИОР, 2010. – 160 с.
  4. Авакьян, С.А. Конституционное право России : учеб. пособие / С. А. Авакьян. Изд. 4-е доп. и перераб. – М.: Инфра-М, 2010. – 928 с.
  5. По делу о толковании содержащегося в части 4 статьи 66 Конституции Российской Федерации положения о вхождении автономного округа в состав края, области: Постановление Конституционного Суда Рос. Федерации от 14 июля 1997 г. № 12-П // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1997. – 21 июля. – № 29.
  6. Черепанов, В. А. О принципах разделения государственной власти между Российской Федерацией и её субъектами / В. А. Черепанов // Журнал российского права. – 2006. – № 9. – С. 32.