УДК 34.347.1

ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ В НАЛОГОВОЙ СФЕРЕ

№27,

Юридические науки

Дуброва Алена Александровна


Научный руководитель: Маркина М.В., к.ю.н., доцент.


Ключевые слова: АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; СФЕРА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ; ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ; ЭТАПЫ; ПЕРИОДИЗАЦИИ; НАЛОГИ И СБОРЫ; ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY; SCOPE OF TAXATION; HISTORY OF FORMATION; STAGES; PERIODIZATION; TAXES AND FEES.


Аннотация: В данной публикации автором рассмотрены основные этапы становления и развития института административной ответственности за правонарушения в сфере налогов и сборов. Историко-правовой анализ кратко затрагивает законодательство, действующее в период Российской Империи, СССР и основной упор делается на современный этап, в который были приняты основные, действующие и до настоящего момента нормативные правовые акты, регламентирующие ответственность в сфере налогообложения.

Правонарушения в сфере налогов и сборов являются одними из самых древних видов правонарушений, в связи с чем история становления и развития института административной ответственности за данный вид правонарушений имеет довольно глубокие корни. Налоговые споры на территории нашего государства существовали во все времена, что не связано с возникновением СССР, как указывают многие теоретики, проводящие исследования в данной сфере [8, с. 18].

Налоговая система в том виде, в котором мы ее представляем сейчас, была внедрена в конце XIX века. Ее появление связано с переходом нашей страны от натурального хозяйствования к производящему. Реформа, которая была проведена в 1881-1885 гг., отменили подушную подать, соляной налог, но при этом также вводились и новые виды налогов, которые по своей природе характеризовались как косвенные.

Так как налоговая система в тот период была не совершенна, в ней довольно часто возникали споры между административными органами и налогоплательщиками. Наиболее распространенными правонарушениями в сфере налогов и сборов в то время была неуплата акцизов, что связанно с особым местом таможенных пошлин в налоговой системе этого периода. Ответственность за подобные правонарушения регламентировалась в то время Уставом об акцизных сборах 1883 года [12].

В результате революции 1917 года были уничтожены многие объекты налогообложения, и именно из-за этого финансовая система России в целом ослабела, что все же не затронуло сферу ответственности за уклонение от уплаты налогов и сборов.

Для лиц, которые не уплачивали подоходный налог, Декретом о взимании прямых налогов (ст. 71) устанавливались наказания в виде денежных взысканий, а также конфискации имущества, находящегося в собственности [6]. Если же неуплата налога лицом происходила умышленно, то за это грозило реальное тюремное заключение на срок до пяти лет. Данное наказание было применимо в отношении тех лиц, которые были обязаны уплачивать единовременный налог и налог на прирост прибылей одновременно.

Со временем назревала необходимость создания качественно новой налоговой системы, условия для чего возникли в мае 1921 года в связи с переходом государства к новой экономической политике. Проводимая реформа заключалась в следующем:
— продразверстка в сельских поселениях была заменена продналогом;
— использование рынка и различных форм собственности стало использоваться;
— денежная реформа;
— привлечение иностранного капитала.

Однако данная реформа не увенчалась успехом – завышенные ставки налогов и сборов привели к тому, что граждане массово начали уклоняться от их уплаты, а это расценивалось во времена СССР к попыткам срыва мероприятий, проводимых советской властью. Следовательно, за такие деяния предусматривалась уголовная ответственность в соответствии с положениями Уголовного кодекса 1922 года, а именно в раздел «Преступления против порядка управления» были включены следующие статьи:
— ст. 78 «Массовый отказ от внесения налогов денежных или натуральных или от выполнения повинностей»;
— ст. 79 «Неплатеж отдельными гражданами в срок или отказ от платежа налогов, денежных или натуральных, от выполнения повинностей или производства работ, имеющих общегосударственное значение»;
— ст. 80 «Организованное по взаимному соглашению сокрытие или неверное показание о количествах, подлежащих обложению или учету предметов и продуктов» [11].

Затем, в конце 1920-х годов начались существенные изменения в сфере налогообложения [5, с. 62]. Налоговые правоотношения утратили роль и значение в государственной системе после того, как правительство отказалось от дальнейшего проведения НЭП, произошло также и количество взимаемых налогов. К 1931 году прекратил свое существование частный капитал, основными налогоплательщиками при этом стали государственные предприятия. Государство пошло по пути жесткой централизации, применяя при этом административные методы по изъятию прибыли и перераспределению ее между субъектами хозяйствования.

В целом в советский период необходимо отметить то, что с 1961 по 1991 гг. в законодательстве об административной ответственности отсутствовали статьи, которые бы предусматривали ответственность за налоговые правонарушения, в данный период имела место исключительно уголовная ответственность.

90-е гг. ХХ столетия ознаменованы изменением всех сфер государственной деятельности, в том числе и сферы налогообложения. После распада СССР Российская Федерация в статусе независимого государства переняла все же советский опыт сферы налогообложения, использующий административные, а не налоговые, методы по изъятию прибыли. Значительные перемены в налоговой системе РФ были вызваны переходом страны к рыночной экономике. Как указывал М.Ю. Орлов, «создавая новую налоговую систему, следует проводить комплексную реформу, которая охватила бы все ее элементы: установление и введение налогов, их уплата, осуществление налогового контроля, законодательная база ответственности лиц, совершивших налоговые правонарушения или преступления [9, с. 56].

Основы современной налоговой системы определены принятым в декабре 1991 года Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» [4]. С 1 января 1992 года вступили в силу законы, которые регламентируют основные виды федеральных налогов. Большинство исследователей едины во мнении о том, что именно Закон «Об основах налоговой системы РФ» является первым и наиболее существенным нормативно-правовым актом, который призван урегулировать ответственность налогоплательщиков.

В дальнейшем был принят Основной закон государства – Конституция РФ [1], что стало базой для полного изменения налоговой системы, которая будет базироваться исключительно на нормах российского законодательства без применения действующих еще на тот момент советских норм.

Частые изменения, вносимые в налоговое законодательство, мешали нормальному осуществлению хозяйственной деятельности. Сравнивая данный период с советским, стоит отметить значительный рост правонарушений в исследуемой сфере. Первопричину в этом видели в объективных факторах, а именно в переходе страны к рыночной экономике, что повлекло увеличение количества предпринимателей, коммерческих организаций, являющихся налогоплательщиками. Также отмеченное было связано и с тем, что в стране действовало законодательство, имеющее большое количество пробелов и коллизий.

Законодательство об ответственности плательщиков налогов и сборов 90-х годов имело большое количество недостатков. Так, до 1999 года при привлечении к ответственности не учитывалась вина налогоплательщика, и это было очень выгодно для государства, поскольку не было необходимости в доказывании вины. Также законодательством того времени не устанавливалась возможность освобождения лица от ответственности в том случае, если назначаемое наказание было несоразмерным совершенному правонарушению. Также среди недостатков действующего в то время законодательства можно выделить и довольно высокие размеры штрафов, которые назначались иногда и в пятикратном размере. Все недостатки налоговой системы, существующей в конце 90-х гг., свидетельствовали о необходимости существенного пересмотра всего законодательства, регламентирующего ответственность в сфере налогов и сборов.

Основные направления, по которым следовало проводить эту работу, были установлены Президентом РФ в его послании Федеральному Собранию в 1997 году [10]. Первая часть Налогового кодекса РФ была принята 16 июля 1998 года, чему предшествовал длительный этап разработки и обсуждения. Отдельный раздел VI Налогового кодекса РФ посвящен ответственности за совершение налоговых правонарушений [2].

Действующий и в настоящее время Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях был принят 20 декабря 2001 года [3]. Если сравнивать данный нормативный правовой акт с Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, то необходимо отметить такие нововведения, как ответственность за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности, таможенном деле, финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг.

Следовательно, можно провести следующую периодизацию института административной ответственности в сфере налогов и сборов:

1 этап (с 1991 по 1993 год) – отказ от действующий в советский период нормативных правовых актов, формирование новой системы налогообложения, соответствующей внедренной рыночной экономике;

2 этап (с 12 декабря 1993 по 1998 год) – принятие ряда нормативных правовых актов, нацеленных на приведение законодательства о налогах и сборах в соответствие с Конституцией РФ;

3 этап (с 16 июля 1998 года по настоящее время) – принятие Налогового кодекса РФ, КоАП РФ, которые регламентируют ответственность за совершение правонарушений в сфере налогов и сборов, иных нормативных правовых актов, связанных с данной сферой.

В настоящий момент административная ответственность за правонарушения в сфере налогов и сборов так и регламентируется двумя кодифицированными нормативно-правовыми актами – Налоговым кодексом РФ и КоАП РФ. Несомненно, данный факт порождает определенные сложности в правоприменительной сфере, снижает эффективность административно-юрисдикционной деятельности субъектов. Хоть правовая природа мер как административной, так и налоговой ответственности тождественна, но при этом они выполняют различные функции [7, с. 65]. Налоговая ответственность выполняет преимущественно превентивную функцию, тогда как административная – карательную.

Следовательно, на нынешнем этапе, административная ответственность в сфере налогообложения является важной частью публично-правового механизма защиты законных интересов государства и общества, который обеспечивает нормальное существование государственного аппарата и перераспределение благ в обществе. Повышение эффективности административной ответственности за правонарушения в области налогов и сборов должно начаться с приведения в надлежащий порядок соответствующего законодательства.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 10.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1998. — № 31. – Ст. 3824.
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.08.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2002. — № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
  4. Закон РФ от 27.12.1991 № 2118-1 (ред. от 11.11.2003) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (утратил силу с 1 января 2005 года в связи с принятием Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ) // Российская газета. 1992. 10 марта. № 56; Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. 12 марта. № 11. — Ст. 527.
  5. Башашкина Г.Ю. История налогообложения. Налогообложение в России до 1917 года // Транспортное дело России. – 2017. — № 4. – С. 61-63.
  6. Декрет СНК РСФСР от 30.11.1917 «О взиманiи прямыхъ налоговъ» // СУ РСФСР. – 1917. — № 5. – Ст. 71.
  7. Лабутина Н. А. Соотношение административной и налоговой ответственности за нарушение налогового законодательства // Право: история, теория, практика: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 63-67.
  8. Миллер Н.В. История налогообложения России // Вестник Омского университета. – 2010. — № 1. – С. 16-21.
  9. Орлов М.Ю. К вопросу о налоговой реформе в Российской Федерации // Налоговая политика и практика. — 2003. — № 1. — С. 54-59.
  10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 06.03.1997 «Порядок во власти — порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // Российская газета. – 1997. — № 47.
  11. Постановление ВЦИК от 01.06.1922 «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р.» (вместе с «Уголовным Кодексом Р.С.Ф.С.Р.») // СУ РСФСР. – 1922. — № 15. – Ст. 153.
  12. Уставы об акцизных сборах. По официальному изданию 1901 г., измененные и дополненные по действующим Продолжениям и позднейшим узаконениям, с сенатскими и министерскими разъяснениями и с приложением правил и инструкций Министерства финансов / Сост.: Нюренберг А.М. — М.: Правоведение, 1912. – С. 311-329.