УДК 338.433.4

СФЕРА ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТОДИК УЧЁТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ПРОДУКЦИИ

№27,

Экономические науки

Костина Виолетта Витальевна


Ключевые слова: КАЛЬКУЛЯЦИЯ; ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ; СЕБЕСТОИМОСТЬ; УЧЕТ ЗАТРАТ; ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ; COSTING; INTERNET-TECHNOLOGY; COST; COST ACCOUNTING; SOFTWARE.


Аннотация: В данной статье автор рассматривает продукцию сферы интернет-технологий, как движущую силу развития методик учета затрат и калькуляции себестоимости продукции. Автор доказывает, что продукция интернет-технологий меняет структуру учета затрат, способствуя внедрению инновационных методов учета затрат и калькуляции себестоимости в бухгалтерское дело.

Процессы глобализации, стремительно меняющие мир, были бы невозможны без фундаментального изобретения второй половины XX века – сети интернет. Стремительно разрастаясь, ломая преграды между регионами, странами и людьми интернет способствует изменениям в различных сферах деятельности человека.

Как следует из рисунка 1, только за 15 лет — с 2005 по 2020 годы — количество интернет-пользователей во всем мире выросло на 32%. А это означает, что интернет-продукция становится одной из самых востребованных как на мировых, так и на страновых рынках.


Рис.1.Интернет-пользователи по всему миру

Создание интернет-продукции, по-прежнему, остается выгодным делом, несмотря на кризис 2014 года. В полной мере этот вывод касается и Российских компаний, производителей разнообразных видов продукции и услуг сферы интернет-технологий. Достаточно отметить, что в 2018 году в 500 самых инновационных городов мира Innovation Cities Index вошли 20 городов Российской Федерации, в том числе город Ростов-на-Дону [5, с.48].

Специфика продукции интернет-технологий, связанная с умственной деятельностью человека, выводит на первый план вопросы учета затрат и калькулирования себестоимости в силу изменения самого характера затрат. В сфере материального производства затраты носят материальный характер, а в сфере интернет-технологий они становятся неосязаемыми.

Кроме того, на учет влияет высокая доля затрат на оплату труда сотрудников, создающих программную продукцию. Средние предлагаемые зарплаты за период январь-июнь 2018 года в крупнейших городах России для специалистов в сфере «Информационные технологии, интернет, телеком» представлены в таблице 1 [5, с.269].

Таблица 1.

Средние зарплаты за период для специалистов в сфере «Информационные технологии, интернет, телеком» (январь-июнь 2018 г.)

Города России Средняя зарплата,

тыс.руб.

Динамика вакансий Динамика резюме
Москва 90,6 +34% +6%
Петербург 72,5 +26% +12%
Новосибирск 66 +31% +18%
Тюмень 56,6 +30% +24%
Екатеринбург 58,4 +42% +19%
Казань 48,5 +31% +6%
Ростов-на-Дону 47,8 +38% +11%
Все: 59,8 +45% +13%

Что касается калькулирования себестоимости продукции, то анализ различной научной литературы дает нам право утверждать, что возможности традиционных систем, таких как: позаказный, попередельный, нормативный методы, «директ-костинг», — практически исчерпаны в силу причин, представленных на рисунке 2[6].

Причины изменения методик расчета себестоимости интернет-продукции
Высокая скорость появления новых технологий, продуктов и услуг

 

Необходимость в расчете себестоимости жизненного цикла продуктов в целях стратегического управления ассортиментом и стратегического ценообразования

 

Потребность в прогнозном калькулировании себестоимости на стадии проектирования продуктов

 

Инновации систем производства (например, система «точно в срок») диктуют изменения методик калькулирования

 


Рис.2.Причины, влияющие на изменение методик калькулирования себестоимости продукции

В современной бизнес-среде учет затрат служит средством достижения эффективности осуществляемой деятельности в виде получения прибыли [4, с.43]. Сфера интернет-технологий не является исключением. Но традиционные методы учета затрат: позаказный, попередельный, попроцессный, нормативный, метод учета прямых затрат, метод учета нормативных затрат и комбинирование представленных методов дают возможность только определить их уровень и минимизировать отдельные виды затрат, в то время как специфичная продукция этой сферы ставит задачу оптимизации затрат[1].

Для оптимизации затрат продукции интернет-технологий исследователи предлагают разделить методы учета и управления затратами на две большие группы:

  • методы управленческого учета, состоящие из методов калькулирования себестоимости продукции и методов контроля затрат;
  • методы стратегического управления затратами[4].

Классификация методов управленческого учета представлена в таблице 2[4, с.37].

Классификация методов стратегического управления представлена в таблице 3[4, с.38].

Таблица 2.

Классификация методов управленческого учета

Наименование метода Сущность метода
Фактическая калькуляция Калькуляция, отражающая общую сумму фактически использованных затрат на производство продукции
Плановая калькуляция Отражает планируемые затраты на изготовление продукции на плановый период
Проектная калькуляция Расчет себестоимости новой продукции, возможно, не имеющей аналогов в мире. Требует разработки соответствующей нормативной базы.
Нормативное калькулирование Standard Costing Определение норм и нормативов, которые не изменяются в течение жизненного цикла продукта.
AbsorbtionCosting (АC) Разделение затрат в процессе расчета себестоимости на прямые и косвенные. Выделяют два основных типа AC: заказная система и процессная система. В практической деятельности, как правило, используют смешанные системы, сочетающие элементы как попроцессного, так и позаказного методов учета затрат.
Метод прямых затрат Direct Costing Разделение затрат на постоянные и переменные. В калькуляцию себестоимости включают только переменные затраты.
Бюджетирование Процесс принятия решений, через который предприятие

оценивает целесообразность притока и оттока активов.

 

Таблица 3.

Классификация методов стратегического управления

Наименование метода Сущность метода
I. Методы управления по стадиям жизненного цикла
ActivityBasedCosting (АВС) метод Накладные издержки приписываются к продукту по мере их проявления в процессе реализации конкретного бизнес-процесса, а не локализуются по видам продукции после завершения процесса производства. Учет организуется в несколько этапов:

· разделение производственного процесса на составляющие функции,

· определение затрат по каждой из функций,

· определение носителей затрат по каждой функции,

· отнесение затрат на носители затрат (носителем затрат может выступать продукт или заказ).

Учет затрат жизненного цикла Life Cycle Costing Воздействие на издержки на стадиях, предшествующих производственной стадии, что приводит к систематическому снижению затрат по всему жизненному циклу продукции.
II. Рыночно-ориентированные методы
Кайзен-костинг Руководство устанавливает цели по снижению расходов в

производственном процессе, ставя задачу найти способы достижения этих целей. Особое внимание уделяется накладным расходам и расходам на оплату труда.

Тагет-костинг Формирование себестоимостиновой для предприятия продукции, исходя из планируемой рыночной цены и ожидаемой прибыльности продаж.
Метод лучших показателей (Бенчмаркинг) Оптимизация затрат за счет постоянного сравнения затрат предприятия с аналогичными данными предприятий – конкурентов. Данный метод повышает конкурентоспособность как продукта, так и предприятия.
III. Методы управления стоимостью
Стратегическое управление издержками(Strategic Cost Management) Минимизация издержек по всей «цепочке ценности» бизнеса, а не локально по каждому отдельному звену этой цепочки.
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) Метод направлен на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации продукта при сохранении или повышении его качества и полезности. Все затраты на разработку продукта разделяют на две группы: необходимые для выполнения данным продуктом его функционального назначения и излишние затраты, не нужные для выполнения его функций.

Таким образом, задача увеличения прибыльности продукции сферы интернет-технологий становится движущей силой развития методик калькулирования себестоимости и учета затрат.


Список литературы

  1. Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / Т.А. Сигунова, Н.Б. Кутинова. М.: Директ-Медиа, 2017, — 150 с. (Accounting management accounting: textbook / T. A. Sigunova, N. B. Kutinova. Moscow: DirectMedia, 2017, — 150 p.)
  2. Васильева Н.Ф., Кавура В.Л. Интернет как фактор развития экономики // Вестник института экономических исследований. – 2019. – №1(13) – С. 112-118. (Vasilyeva N.F., Kavura V.L. Internet as a factor of economic development // Bulletin of the Institute of Economic Research. – 2019. – №1(13) – P. 112-118.)
  3. ФетисоваО.А. Развитие теоретико-методических основ калькулирования себестоимости продукции и услуг организаций сферы интернет-технологий– Пермь: 2016. – 186с. (Fetisova O.A.Development of theoretical and methodological foundations for calculating the cost of products and services of organizations in the field of Internet technologies — Perm: 2016. 186 p.)
  4. Хвостикова В.А., Щеголева А.С. Современные методы учета и управления затратами в условиях промышленных предприятий // Экономинфо.– 2014.– №22 – С.37-39. (Khvostikova V. A., Shchegoleva A. S. Modern methods of accounting and cost management in industrial enterprises // Econominfo. – 2014. – № 22 – P. 37-39)
  5. Экспорт российской индустрии разработки программного обеспечения: 15-е ежегодное исследование – М.: НП «Руссофт», 2018. – 345 с. (Export of Russian software development industry: 15th annual report – Moscow, Russoft, 2018. – 345 p.)
  6. Разработан автором на основе анализа научной литературы