УДК 338.433.4
СФЕРА ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТОДИК УЧЁТА ЗАТРАТ И КАЛЬКУЛИРОВАНИЯ ПРОДУКЦИИ
№27,
Экономические науки
Костина Виолетта Витальевна
Ключевые слова: КАЛЬКУЛЯЦИЯ; ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ; СЕБЕСТОИМОСТЬ; УЧЕТ ЗАТРАТ; ПРОГРАММНЫЙ ПРОДУКТ; COSTING; INTERNET-TECHNOLOGY; COST; COST ACCOUNTING; SOFTWARE.
Процессы глобализации, стремительно меняющие мир, были бы невозможны без фундаментального изобретения второй половины XX века – сети интернет. Стремительно разрастаясь, ломая преграды между регионами, странами и людьми интернет способствует изменениям в различных сферах деятельности человека.
Как следует из рисунка 1, только за 15 лет — с 2005 по 2020 годы — количество интернет-пользователей во всем мире выросло на 32%. А это означает, что интернет-продукция становится одной из самых востребованных как на мировых, так и на страновых рынках.
Рис.1.Интернет-пользователи по всему миру
Создание интернет-продукции, по-прежнему, остается выгодным делом, несмотря на кризис 2014 года. В полной мере этот вывод касается и Российских компаний, производителей разнообразных видов продукции и услуг сферы интернет-технологий. Достаточно отметить, что в 2018 году в 500 самых инновационных городов мира Innovation Cities Index вошли 20 городов Российской Федерации, в том числе город Ростов-на-Дону [5, с.48].
Специфика продукции интернет-технологий, связанная с умственной деятельностью человека, выводит на первый план вопросы учета затрат и калькулирования себестоимости в силу изменения самого характера затрат. В сфере материального производства затраты носят материальный характер, а в сфере интернет-технологий они становятся неосязаемыми.
Кроме того, на учет влияет высокая доля затрат на оплату труда сотрудников, создающих программную продукцию. Средние предлагаемые зарплаты за период январь-июнь 2018 года в крупнейших городах России для специалистов в сфере «Информационные технологии, интернет, телеком» представлены в таблице 1 [5, с.269].
Таблица 1.
Средние зарплаты за период для специалистов в сфере «Информационные технологии, интернет, телеком» (январь-июнь 2018 г.)
Города России | Средняя зарплата,
тыс.руб. |
Динамика вакансий | Динамика резюме |
Москва | 90,6 | +34% | +6% |
Петербург | 72,5 | +26% | +12% |
Новосибирск | 66 | +31% | +18% |
Тюмень | 56,6 | +30% | +24% |
Екатеринбург | 58,4 | +42% | +19% |
Казань | 48,5 | +31% | +6% |
Ростов-на-Дону | 47,8 | +38% | +11% |
Все: | 59,8 | +45% | +13% |
Что касается калькулирования себестоимости продукции, то анализ различной научной литературы дает нам право утверждать, что возможности традиционных систем, таких как: позаказный, попередельный, нормативный методы, «директ-костинг», — практически исчерпаны в силу причин, представленных на рисунке 2[6].
Причины изменения методик расчета себестоимости интернет-продукции |
Высокая скорость появления новых технологий, продуктов и услуг
|
Необходимость в расчете себестоимости жизненного цикла продуктов в целях стратегического управления ассортиментом и стратегического ценообразования
|
Потребность в прогнозном калькулировании себестоимости на стадии проектирования продуктов
|
Инновации систем производства (например, система «точно в срок») диктуют изменения методик калькулирования
|
Рис.2.Причины, влияющие на изменение методик калькулирования себестоимости продукции
В современной бизнес-среде учет затрат служит средством достижения эффективности осуществляемой деятельности в виде получения прибыли [4, с.43]. Сфера интернет-технологий не является исключением. Но традиционные методы учета затрат: позаказный, попередельный, попроцессный, нормативный, метод учета прямых затрат, метод учета нормативных затрат и комбинирование представленных методов дают возможность только определить их уровень и минимизировать отдельные виды затрат, в то время как специфичная продукция этой сферы ставит задачу оптимизации затрат[1].
Для оптимизации затрат продукции интернет-технологий исследователи предлагают разделить методы учета и управления затратами на две большие группы:
- методы управленческого учета, состоящие из методов калькулирования себестоимости продукции и методов контроля затрат;
- методы стратегического управления затратами[4].
Классификация методов управленческого учета представлена в таблице 2[4, с.37].
Классификация методов стратегического управления представлена в таблице 3[4, с.38].
Таблица 2.
Классификация методов управленческого учета
Наименование метода | Сущность метода |
Фактическая калькуляция | Калькуляция, отражающая общую сумму фактически использованных затрат на производство продукции |
Плановая калькуляция | Отражает планируемые затраты на изготовление продукции на плановый период |
Проектная калькуляция | Расчет себестоимости новой продукции, возможно, не имеющей аналогов в мире. Требует разработки соответствующей нормативной базы. |
Нормативное калькулирование Standard Costing | Определение норм и нормативов, которые не изменяются в течение жизненного цикла продукта. |
AbsorbtionCosting (АC) | Разделение затрат в процессе расчета себестоимости на прямые и косвенные. Выделяют два основных типа AC: заказная система и процессная система. В практической деятельности, как правило, используют смешанные системы, сочетающие элементы как попроцессного, так и позаказного методов учета затрат. |
Метод прямых затрат Direct Costing | Разделение затрат на постоянные и переменные. В калькуляцию себестоимости включают только переменные затраты. |
Бюджетирование | Процесс принятия решений, через который предприятие
оценивает целесообразность притока и оттока активов. |
Таблица 3.
Классификация методов стратегического управления
Наименование метода | Сущность метода |
I. Методы управления по стадиям жизненного цикла | |
ActivityBasedCosting (АВС) метод | Накладные издержки приписываются к продукту по мере их проявления в процессе реализации конкретного бизнес-процесса, а не локализуются по видам продукции после завершения процесса производства. Учет организуется в несколько этапов:
· разделение производственного процесса на составляющие функции, · определение затрат по каждой из функций, · определение носителей затрат по каждой функции, · отнесение затрат на носители затрат (носителем затрат может выступать продукт или заказ). |
Учет затрат жизненного цикла Life Cycle Costing | Воздействие на издержки на стадиях, предшествующих производственной стадии, что приводит к систематическому снижению затрат по всему жизненному циклу продукции. |
II. Рыночно-ориентированные методы | |
Кайзен-костинг | Руководство устанавливает цели по снижению расходов в
производственном процессе, ставя задачу найти способы достижения этих целей. Особое внимание уделяется накладным расходам и расходам на оплату труда. |
Тагет-костинг | Формирование себестоимостиновой для предприятия продукции, исходя из планируемой рыночной цены и ожидаемой прибыльности продаж. |
Метод лучших показателей (Бенчмаркинг) | Оптимизация затрат за счет постоянного сравнения затрат предприятия с аналогичными данными предприятий – конкурентов. Данный метод повышает конкурентоспособность как продукта, так и предприятия. |
III. Методы управления стоимостью | |
Стратегическое управление издержками(Strategic Cost Management) | Минимизация издержек по всей «цепочке ценности» бизнеса, а не локально по каждому отдельному звену этой цепочки. |
Функционально-стоимостной анализ (ФСА) | Метод направлен на минимизацию затрат в сферах проектирования, производства и эксплуатации продукта при сохранении или повышении его качества и полезности. Все затраты на разработку продукта разделяют на две группы: необходимые для выполнения данным продуктом его функционального назначения и излишние затраты, не нужные для выполнения его функций. |
Таким образом, задача увеличения прибыльности продукции сферы интернет-технологий становится движущей силой развития методик калькулирования себестоимости и учета затрат.
Список литературы
- Бухгалтерский управленческий учет: учебное пособие / Т.А. Сигунова, Н.Б. Кутинова. М.: Директ-Медиа, 2017, — 150 с. (Accounting management accounting: textbook / T. A. Sigunova, N. B. Kutinova. Moscow: DirectMedia, 2017, — 150 p.)
- Васильева Н.Ф., Кавура В.Л. Интернет как фактор развития экономики // Вестник института экономических исследований. – 2019. – №1(13) – С. 112-118. (Vasilyeva N.F., Kavura V.L. Internet as a factor of economic development // Bulletin of the Institute of Economic Research. – 2019. – №1(13) – P. 112-118.)
- ФетисоваО.А. Развитие теоретико-методических основ калькулирования себестоимости продукции и услуг организаций сферы интернет-технологий– Пермь: 2016. – 186с. (Fetisova O.A.Development of theoretical and methodological foundations for calculating the cost of products and services of organizations in the field of Internet technologies — Perm: 2016. 186 p.)
- Хвостикова В.А., Щеголева А.С. Современные методы учета и управления затратами в условиях промышленных предприятий // Экономинфо.– 2014.– №22 – С.37-39. (Khvostikova V. A., Shchegoleva A. S. Modern methods of accounting and cost management in industrial enterprises // Econominfo. – 2014. – № 22 – P. 37-39)
- Экспорт российской индустрии разработки программного обеспечения: 15-е ежегодное исследование – М.: НП «Руссофт», 2018. – 345 с. (Export of Russian software development industry: 15th annual report – Moscow, Russoft, 2018. – 345 p.)
- Разработан автором на основе анализа научной литературы