УДК 37

МЕХАНИЗМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ

№27,

Педагогические науки

Нигматзянова Алина Марселевна


Научный руководитель: Хусаинова С.В., канд. экон. наук, доцент.


Ключевые слова: ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ; УПРАВЛЕНИЕ; СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ; СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ; EDUCATIONAL ORGANIZATION; MANAGEMENT; MANAGEMENT SYSTEM; MANAGEMENT IMPROVEMENT.


Аннотация: В статье производится теоретический анализ механизмов совершенствования системы управления образовательной организацией. Авторами рассматриваются такие механизмы как управляемое развитие организации посредством создания и реализации специальных программ; развитие системы управления на основе государственно-общественного управления и социального партнерства; инновационная деятельность.

Развитие образовательной системы в нашей стране в настоящее время во многом зависит от качества деятельности отдельных образовательных организаций, представляющих собой важнейшие социальные институты, от эффективности деятельности которых и достигнутых в ходе ее осуществления результатов зависят интеллектуальные, культурные и нравственные основы современного и будущего общества. Поддержанию роли образовательной организации в современном обществе способствует формирование системы управления, которая регулирует и координирует эффективность осуществляемой ею деятельности. Система управления образовательной организацией направлена на ее совершенствование, модернизацию и развитие на основе принципов качества, единства управленческих воздействий, эффективности, саморазвития.

Таким образом, актуальность проблемы изучения механизмов совершенствования системы управления образовательной организацией состоит в том, что в современном обществе существует социальный запрос на постоянное повышение качества их деятельности, достижение высоких показателей которого невозможно без построения эффективной системы управления, а также без постоянного поиска и внедрения новых механизмов повышения ее качества.

В качестве основных механизмов достижения эффективности системы управления, используемых в работе рассматриваемой организации, могут быть выделены следующие:
— управляемое развитие образовательной организации посредством создания и реализации специальных программ;
— развитие системы управления школой на основе государственно-общественного управления и социального партнерства;
— инновационная деятельность, осуществляющаяся в условиях образовательной организации.

Изучение действия выделенных нами механизмов позволяет говорить о том, что первый из них – управляемое развитие образовательной организации посредством создания и реализации специальных программ – представляет собой одно из ведущих средств совершенствования системы управления школой. Вместе с тем, оно является одним из наиболее распространенных в практике работы образовательных организаций системы общего образования на территории нашей страны, внедряющих в свою деятельность на различных уровнях ее реализации такие средства как проектные технологии, системы управления качеством и использование в управлении школой принципов и подходов, применяющихся в системах управления производственной сферой и другие [2, с. 92].

Практика работы общеобразовательных организаций, вовлеченных в осуществление инновационной деятельности, демонстрирует положительные изменения в системе управления, в частности, в качестве таких изменений могут выступать обновление управленческих практик в соответствии с реализуемыми направлениями инновационной деятельности, которые позволяют, в свою очередь, обеспечить значимое повышение качества образования. Реализация инновационных проектов, кроме того, обеспечивает построение моделей стратегического управления организацией, включающих комплексные программы стимулирования профессионального творчества в деятельности членов педагогического коллектива (в том числе и педагогов, непосредственно включающихся в управление организациями на различных уровнях), повышение степени сформированности их компетенций и, соответственно, обеспечение более высоких показателей результативности их деятельности.

Проведенный нами теоретический анализ механизмов совершенствования системы управления образовательной организацией позволяет сделать вывод о том, что работа, осуществляющаяся в данном направлении, достаточно сложна и требует не только обеспечения ее в полном объеме необходимыми ресурсами, но и подготовленности всех ее участников – сформированности у них достаточного уровня знаний и умений, а также психологический компонент такой готовности. В то же время, осуществление изменений в системе управления образовательной организацией, производимое именно на основе теоретико-методологического их обоснования в дальнейшем обеспечит реализацию возможности получения в новых условиях новых средств управленческой деятельности.

Таким образом, на основе проведенного исследования, мы можем сделать вывод о том, что внедрение рассмотренных механизмов в практику деятельности руководителей, способствует укреплению базовых оснований функционирования системы управления образовательной организацией, обновить используемые управленческие практики, выстроить систему изменений образовательного процесса, способствующих повышению его качества.


Список литературы

  1. Виноградова, В.Л. Командное управление инновационными проектами в образовательном учреждении / В.Л. Виноградова // Человек и образование. – 2012. — № 4. – С. 157 – 160.
  2. Волков, В.Н. Совершенствование практик управления школьной организацией в условиях изменений системы образования / В.Н. Волков // Человек и образование. – 2014. — № 4. – С. 91 – 96.
  3. Карпова, В.С. Системная модель управления проектом в системе образования: понятие, структура и виды / В.С. Карпова, А.Э. Сулейманкадиева // Образование и педагогика: теория, методология, опыт. – 2019. – С. 34 – 40.