УДК 373.1

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ШКОЛЕ

№27,

Педагогические науки

Софина Евгения Миркурьевна


Научный руководитель: Бахвалов С.Ю., доцент, кандидат экономических наук.


Ключевые слова: ШКОЛА; ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА; ЦИФРОВИЗАЦИЯ; НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ; SCHOOL; DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT; DIGITALIZATION; LEGAL SUPPORT.


Аннотация: В статье рассматриваются проблемы и перспективы нормативно-правового обеспечения цифровой образовательной среды современной образовательной организации. Целью данной статьи является определение понятия «цифровая образовательная среда образовательной организации», указаны основные принципы и направления ее функционирования.

Развитие современной цифровой среды – приоритетный проект в области образования в РФ. Целью данного проекта является создание качественного и доступного онлайн-обучения граждан с помощью цифровых технологий.

Видится необходимым сказать, что же представляет из себя понятие «цифровая образовательная среда». Цифровая образовательная среда (далее – ЦОС) представляет собой открытый набор информационных систем, которые применяются для решения различных задач в образовательном процессе. Слово «открытый» означает способность и право использовать информационные системы как часть ЦОС. Существует ряд федеральных проектов в области образования, один из них – цифровая образовательная среда. Целью проекта является создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, которая обеспечивает высокое качество и доступность образования всех типов и на всех уровнях [1].

Цели формирования и использования ЦОС отражают интересы учителя, обучаемого, а также родителей и предусматривают следующее.

Для ученика:
— расширение возможностей построения образовательной траектории;
— доступ к новейшим образовательным ресурсам;
— растворение рамок образовательных организаций до масштабов всего мира.

Для родителя:
— расширение образовательных возможностей для ребенка;
— снижение затрат, вызванное усилением конкуренции на рынке образовательных услуг;
— увеличение прозрачности образовательного процесса;
— облегчение общения со всеми участниками образовательного процесса;
— сокращение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
— повышение удобства мониторинга образовательного процесса
— формирование новых условий мотивации учащихся при создании и выполнении заданий, организация условий для выработки индивидуальной образовательной траектории учащегося.

Для учителя:
— снижение бюрократической нагрузки за счет автоматизации;
— повышение удобства мониторинга образовательного процесса;
— формирование новых условий мотивации учащихся при создании и выполнении заданий, организация условий для выработки индивидуальной образовательной траектории учащегося.

При этом цифровая образовательная среда, будучи открытой, формирует умения конкурировать в цифровом пространстве, кооперировать (сотрудничать), взаимообучать, давать объективную оценку и вносить коррективы с учетом возможностей учащихся [2].

В эпоху цифровизации всех сфер общественной жизни государство должно идти в ногу со временем, меняя систему образования путем инициирования приоритетных проектов.

Считается, что образовательный климат в России все больше и больше подвергается влиянию современного цифрового мира. Использование новых технологий в школах и университетах также дает доступ к образованию для тех, кто ранее был исключен из него. Российская система образования находится на пути к инновациям. В некоторых источниках информации указывается, что к 2020 году в нашей стране будут созданы многочисленные новые профессии и курсы, такие как специалисты по метеорологической энергетике, IT-врачи, генетические консультанты, разработчики цеппелина, эко-аудиторы, космические биологи и космические геологи. Более того, Агентством стратегических инициатив и Московской школой управления Сколково был издан «Атлас новых профессий», представляющий новые сферы деятельности россиян в ближайшем будущем. Однако, как считают многое современные исследователи, для того, чтобы сделать российскую систему образования конкурентоспособной на международном уровне, необходимы инновационные методы обучения в дополнение к адаптации к мировым стандартам [2].

Всем известно, что далеко не все образовательные учреждения в нашей стране имеют одинаковый доступ к инновационному образованию. Пока это далеко не норма. Хотя в некоторых информационных выпусках упоминаются научно исследовательские центры, которые намного опережают время с точки зрения доступа к информации и технологиям. Стало известно, например, что студенты Московского государственного технического университета оцифровали одну из университетских лабораторий. Теперь они работают из цифрового облака, доступного из любой точки России и разрабатывают интерактивные учебные программы для студентов, используя свой собственный опыт. Но такие успехи, к сожалению, не являются пока нормой в других уголках нашей страны.

Для развития данного направления 9 мая 2017 г. Указом Президента Российской Федерации № 203 была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 — 2030 годы», которая определила цели, задачи и меры по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации в сфере применения информационных и коммуникационных технологий, направленных на развитие информационного общества, формирование национальной цифровой экономики, обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов.

В целях реализации Стратегии, в 2017 году распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р была утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В связи с тем, что эффективное развитие рынков и отраслей (сфер деятельности) в цифровой экономике возможно только при наличии развитых платформ, технологий, институциональной и инфраструктурной сред, одним из базовых направлений Программы определены «кадры и образование».

Современный институт образования [5] не только выполняет функцию социализации личности, но и является важным каналом социальной мобильности, стратегическим ресурсом конкурентоспособности государства в рамках глобальных процессов информатизации. Новые информационно-коммуникационные технологии уверенно проникают во все сферы жизни. Необходимым условием востребованности и профессионального роста молодых специалистов становится высокий уровень информационно-коммуникационной компетентности, поэтому в рамках реализации российской образовательной политики большое внимание уделяется вопросам повышения качества образования на основе его информатизации.

Под информатизацией образования принято понимать процесс внедрения информационных технологий в учебный процесс, целями которого являются повышение эффективности образовательной деятельности на основе информационно-коммуникационных технологий и повышение качества подготовки обучающихся в соответствии с потребностями современного информационного общества [4].

Повышение качества образования на основе развития и использования информационных технологий выступает основным направлением деятельности в Государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313).

В 2016 году протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам был утвержден паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» [3]. Данный проект нацелен на создание возможностей для получения качественного образования гражданами разного возраста и социального положения с использованием современных информационных технологий. За счет развития российского цифрового образовательного пространства и активного расширения информационно-коммуникативных компетенций всех категорий участников образовательного процесса, включая руководителей образовательных организаций, педагогических работников, обучающихся и их родителей, планируется достичь системного повышения качества и расширения возможностей непрерывного образования для всех категорий граждан.

В рамках реализации основных задач программы «Цифровая экономика Российской Федерации» в декабре 2017 года премьер-министр России Дмитрий Медведев, предложил проект «Цифровая школа», который должен помочь внедрить современные технологии в образовательный процесс. В рамках проекта предполагается полностью обеспечить условия для онлайн и дистанционного образования, включая учебные заведения в труднодоступных районах [6].

Проведенный анализ развития российской законодательной базы, нормативных и организационных мероприятий, направленных на развитие цифровой образовательной среды, позволяет отметить, что существует ряд проблем, которые требуют дополнительной законодательной регламентации, разъяснения и уточнения. К ним, на наш взгляд, следует отнести:
— действующая в Российской Федерации нормативная правовая база определяет лишь основные положения по использованию электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
— недостаточность нормативно-правовое обеспечения процесса электронного обучения и защиты авторского права в цифровой среде;
— несовершенство законодательство в части использования персональных данных граждан и обеспечения их защиты;
— отсутствие единый понятийно-категориальный аппарат в правовых документах по обеспечению информационной безопасности на уровне федерального законодательства;
— неразвитость системы стандартизации и сертификации электронных ресурсов, обеспечивающих совместимость учебных материалов различных учебных заведений;
— отсутствие государственных стандартов, обеспечивающих единый уровень требований к подготовке педагогических кадров для работы в условиях цифровой образовательной среды;
— отсутствие единых требований к компетенциям педагогов, направленным на эффективное использование цифровой образовательной среды в образовательной деятельности;
— отсутствуют единые требования к организационно-техническому и методическому обеспечению ЦОС;
— отсутствуют требования к ЦОС, направленных на сбережение здоровья участников образовательного процесса;
— несовершенна организация контроля в онлайн-образовании, включая аутентификацию пользователя;
— недостаточность количества пилотных «цифровых» школ, допускающих трансляцию передового опыта в использовании цифровых образовательных технологий школам региона;
— отсутствуют требования и стандарты, обеспечивающие единообразие при создании, внедрении и эксплуатации информационных образовательных систем на всех уровнях управления образованием;
— недостаточно финансирование разработки электронных учебных пособий и их последующее обновление;
— отсутствует залепленный в федеральных образовательных стандартах механизм использования цифровой образовательной среды.

Таким образом, цифровая образовательная среда, являясь открытой, должна учитывать социальные механизмы – конкуренцию, кооперацию, взаимообучение и взаимооценивание. Во время работы на онлайн-платформе обучаемый выходит за рамки класса, образовательного учреждения. Ресурс дает возможность не только сравнить свои результаты с потенциалом одноклассников, но и осуществить самооценку, что порождает желание расширять собственные знания, конкурировать, быть лучшим. Возникает необходимость взаимодействовать с новыми социальными институтами, выстраивать коммуникативные связи. Таким образом, формируются метапредметные умения и навыки. При этом нужно учитывать возрастные особенности школьников на разных ступенях образования в целях сохранения психического здоровья учащихся.

Цифровая образовательная среда, безусловно, выступает требованием времени, будущим образования. В связи с этим перед современными педагогами стоит задача научиться грамотному использованию возможностей образовательных платформ, тем самым совершенствуя не только практическую деятельность, но и профессиональную компетентность. Кроме того, необходимо раскрыть для родителей преимущества и возможности ЦОС как инструмента, позволяющего не только повысить образовательный уровень ребенка, но и научить его взаимодействию, мобильности в быстроразвивающемся мире.


Список литературы

  1. Козлова Н.Ш. Цифровые технологии в образовании / Н.Ш. Козлова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. Науки об образовании. – №1\40. – 2019. – С.85
  2. Куркина Н.Р., Стародубцева Л.В. Цифровые технологии как фактор повышения эффективности образовательного процесса / Н.Р. Куркина, Л.В. Стародубцева // Вестник Самарского университета. – № 1. – Т. 9. – 2019. – С. 14–16
  3. Паспорт приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 25 октября 2016 г. №9) // [Электронный ресурс] URL: http://static.government.ru/media/files/8SiLmMBgjAN89vZbUUtmuF5lZYfTvOAG.pdf
  4. Петрова, Н.П.; Бондарев. Г.А. Цифровизация и цифровые технологии в образовании/ Н.П. Петрова, Г.А. Бондарев // Мир науки, культуры, образования. Науки об образовании. – №5(78). – 2019. – С.87
  5. Пономарева М.Н. Цифровая образовательная среда профессиональной образовательной организации: направления развития // Инновационное развитие профессионального образования. – 2019. – № 1 (21). – С. 59–65
  6. Терелянский П.В.; Кузнецов Трансформация образования в цифровую эпоху / П. В. Терелянский, Н. В. Кузнецов, К. В. Екимова, С.А. Лукьянов // Университетское управление: практика и анализ. – 2018. – Том 22. — № 6. – С. 36-43