УДК 378.147

ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

№27,

Педагогические науки

Гапсаламов Алмаз Рафисович (Кандидат экономических наук)
Гаранина Оксана Владимировна
Митрофанова Анна Владимировна


Ключевые слова: КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ; ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА; СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО; СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ; СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ; EDUCATION QUALITY; EXTERNAL AND INTERNAL QUALITY ASSESSMENTS; SOCIAL PARTNERSHIP; NETWORK INTERACTION; EDUCATIONAL STANDARDS; HIGHER EDUCATION SYSTEM.


Аннотация: В данной статье рассматривается модель организации системы внутренней оценки качества образования в Елабужском институте КФУ, осуществляющем социально – деловое партнерство на основе принципов сетевого взаимодействия. Одним из компонентов системы внутренней оценки качества образования является оценка индивидуальных достижений обучающихся. В качестве инструментария мониторинга предлагается критериально-ориентированный подход к оценке качества образования.

Исходя из того, что одной из важнейших задач современной образовательной политики государства выступает организация новых подходов к образовательному процессу, в том числе к развитию всестороннего партнерства, изменились и социальные требования к подготовке выпускников. Это, в свою очередь, предполагает наличие соответствующего кадрового обеспечения, специальных учебных кабинетов и технических средств обучения, что не всегда можно обеспечить в пределах одной образовательной организации. Одним из путей решения проблемы является организация сетевого взаимодействия между образовательным учреждением, предприятиями города и районов, заинтересованными в подготовке необходимых кадров.

С нашей точки зрения, развитие сетевого взаимодействия является наилучшим вариантом для социального партнерства, так как сегодня сетевое взаимодействие понимается как система горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающих изменчивость образования, открытость образовательных организаций, повышение качества обучения, компетентность профессорско – преподавательского состава и использование современных информационных и коммуникационных технологий.

Сетевая организация совместной деятельности рассматривается как наиболее актуальная, оптимальная и эффективная форма достижения целей в любой области, в том числе в образовательной. Сетевое взаимодействие предлагает участникам отношения, основанные на равенстве и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений, что также обеспечивает эффективность образовательной организации в достижении образовательных целей.

Одной из особенностей сетевого взаимодействия является установление партнерских отношений не только с образовательными организациями, но и с предприятиями, которые предоставляют образовательные услуги.

Актуальность создания модели сетевого взаимодействия образовательных организаций связана с решением ряда задач:
— проблемы повышения качества предоставления образовательных услуг не отдельным учебным заведением, а системой в целом, что продиктовано, прежде всего, потребностями экономики;
— проблемы нехватки используемых ресурсов и отсутствия технологий технологического управления;
— проблемы интеграции образовательных учреждений в целях создания единого образовательного пространства для социализации учащихся в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта;
— проблемы развития и повышения уровня медиакультуры учителей;
— проблемы развития социального партнерства.

Сетевое взаимодействие имеет ряд преимуществ. Прежде всего, сотрудничество двух организаций в сети – это больше, чем просто сумма их ресурсов. Это также увеличение количества различных видов идей. Еще одно преимущество сетей: у них есть дополнительные организационные ресурсы, которых нет у каждой организации отдельно. Учителям очень полезно встречаться и обмениваться опытом. Практически невозможно организовать конференцию или семинар высокого уровня в рамках одного учебного заведения, а при реализации сетевого взаимодействия могут быть реализованы эти и другие формы работы.

Отличительные особенности модели сетевого взаимодействия образовательных организаций определяются целевыми ориентирами, содержанием и позволяют добиться следующих качественных изменений при реализации образовательных программ:
– обновление содержания, форм и средств организации образовательного процесса на основе совместной коллективной распределенной деятельности участников сети;
– обеспечение условий выявления, поддержки и развития одаренных обучающихся;
– повышение доступности образования для обучающихся с ОВЗ;
– обеспечение удовлетворенности потребностей современных обучающихся;
– создание и распространение лучших управленческих и педагогических практик;
– формирование условий инновационного поведения всех участников образовательного процесса.

Оценка качества образования в Елабужском институте Казанского (Приволжского) Федерального университета осуществляется на основе конкретных показателей, выступающих критериальной основой образовательных результатов.

Главной функцией оценочно – аналитической деятельности является диагностика, которая включает контроль, сбор статистических данных, прогноз и выявление динамики и тенденций.

Трудоустройство выпускников является одним из важных показателей востребованности кадров и удовлетворенности работодателей качеством образования. Поэтому профессиональное образование в Елабужском институте КФУ также реализуется в условиях социального партнерства с целью практических навыков обучающихся:
– с предприятиями Особой экономической зоны промышленно – производственного типа «Алабуга»;
– с организациями (ПАО «Ак Барс», ПАО «Сбербанк России», ОАО «Татэнергосбыт», Елабужский государственный музей – заповедник, ГАПОУ «Елабужский колледж культуры и искусств», городской отдел образования – средние общеобразовательные школы и гимназии города Елабуга, международная школа «Алабуга», центр дополнительного образования для детей).

В рамках сетевого взаимодействия на базе школ проводятся практические занятия со студентами, предоставляется площадка для отработки студентами трудовых действий или отдельных компонентов трудовых действий, проводятся исследования прикладной направленности, результаты которых используются школой для совершенствования образовательного процесса. Университет активно занимается продвижением своей деятельности, привлекая новых партнеров по сотрудничеству для организации учебного процесса студентов.

В Елабужском институте КФУ разработана методика оценки индивидуальных достижений студентов с учетом специфики профессионального образования; созданы контрольно-измерительные материалы на основе компетентностного подхода по всем направлениям подготовки с учетом требований государственных образовательных стандартов третьего поколения, создана инфраструктура, обеспечивающая оценку индивидуальных достижений в профессиональном образовании при ведущей роли работодателей и на основе профессиональных стандартов.

Образовательными эффектами реализации модели сетевого взаимодействия в Елабужском институте являются расширение спектра предоставляемых образовательных услуг для разных категорий обучающихся; обеспечение достаточного выбора образовательных программ, их вариативности и соответствия потребностям и запросам учащихся; повышение доступности качества образования.

Экономическими эффектами реализации модели сетевого взаимодействия выступают эффективное распределение и использование финансовых, материально – технических и кадровых ресурсов; соответствие учебно – материальной базы реализуемым образовательным программам.


Список литературы

  1. Адамский, А. И. Модель сетевого взаимодействия [Электронный ресурс] / А. И. Адамский. — Режим доступа : http://upr.1september.rU/2002/04/2.htm., свободный.
  2. Багина, С. Н. Организация сетевого взаимодействия как условие успешного развития инновационного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / С. Н. Багина. — Режим доступа : http://festival.1september.ru/., свободный.
  3. Серкова, Г. Г. Сетевое взаимодействие образовательных учреждений : современная инновационная технология развития учреждений профессионального образования [Текст] / Г. Г. Серкова // Инновационное развитие профессионального образования. — Челябинск, 2012. — № 2(02). — С. 62-67.
  4. Суртаева, Н.Н., Суртаева, О.Н. Распределённые модели сетевого взаимодействия учреждений педагогического образования для обеспечения согласованного непрерывного образования педагогических и управленческих кадров // Человек и образование №1, 2016 С.95-99.
  5. Шилова, О.Н. Вызовы сетевому взаимодействию учреждений педагогического образования. С,7-15// Особенности и специфика сетевого взаимодействия в сфере образования СПб.: ИПООВ РАО .-2014 .- 155с./ отв. ред. С.В. Кривых.