УДК 343.5

СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ, ОСНОВАНИЯ И ПРИНЦИПЫ КРИМИНАЛИЗАЦИИ ВОВЛЕЧЕНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В ПРЕСТУПНУЮ ИЛИ ИНУЮ АНТИОБЩЕСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

№27,

Юридические науки

Егорычева Валерия Олеговна


Ключевые слова: КРИМИНАЛИЗАЦИЯ; ПРЕСТУПНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; АНТИОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ; УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ; CRIMINALIZATION; CRIMINAL ACTIVITY; ANTISOCIAL ACTIVITY; MINORS; CRIMINAL LIABILITY.


Аннотация: В данной статье рассмотрены принципы криминализации вовлечения несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность. Также охарактеризован комплекс причин, которые являются основой вовлечения несовершеннолетних в преступную или иную антиобщественную деятельность.

Как известно, законодатель признает общественно опасной не только участие несовершеннолетних вместе со взрослыми в совершении преступления, но и вовлечение несовершеннолетних в антиобщественную деятельность. Такая конструкция нормы объясняется тем, что вовлечение в пьянство, занятие попрошайничеством и азартные игры само по себе признается опасным для формирования гражданского общества и, как правило, предшествует совершению тяжких преступлений, вовлечения несовершеннолетних в преступные группы.

Вся система мер борьбы с вовлечением несовершеннолетних в совершение преступления или иную антиобщественную деятельность должна направляться на устранение причин, способствующих совершению данного вида преступлений, и условий, облегчающих вовлечение.

Говоря о причинах и условиях вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления или иную антиобщественную деятельность, можно отметить, что они состоят из компонентов, которые представляют систему социально-негативных отношений, явлений и процессов, детерминирующих преступность как свое следствие. Только определенный состав экономических, социальных, демографических, идеологических, биологических и других факторов может способствовать втягиванию несовершеннолетних в совершение преступления или иную антиобщественную деятельность [3, c. 24].

Причина вовлечения несовершеннолетних – это не какой-либо отдельно взятый фактор действительности, а их единство. Малопродуктивными представляются попытки четко разграничить факторы действительности на причины и условия преступности, ибо то, что в одном случае – причина, во втором – условие, в третьем – вообще не будет играть никакой роли. Неслучайно в юридической литературе такие категории, как причины, условия, детерминанты, факторы, обстоятельства, довольно часто употребляются как взаимозаменяемые слова – синонимы.

Как известно, каждый из факторов, участвующих во взаимодействии, порождается системой других процессов и явлений и в каждом регионе те или иные социальные факторы по-разному влияют на преступность, причем в каждом регионе эти факторы влияния неодинаковы. Поэтому при изучении причин вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления или иную антиобщественную деятельность анализируется взаимодействие социальной среды и различных типов личности. Выясняются не только условия жизни людей, но и характеристики населения: каков удельный вес в нем лиц, ранее судимых, без постоянных доходов, отмечаемых пьянством, потреблением наркотиков, поддерживающих уголовные связи, и др. [5, c. 29]

На одни и те же условия разные типы личности реагируют по-разному: так, одни несовершеннолетние презирают преступность, другие же пасуют перед преступниками или надеются получить какие-то выгоды, входя в соглашения и вовлекаясь в преступную деятельность.

Причины и условия преступных проявлений среди несовершеннолетних в настоящее время тесно связаны с вовлечением их в совершение преступления или иную антиобщественную деятельность. Процесс вовлечения приобретает самые разнообразные формы и способы. Но всегда вовлечение связано с негативными обстоятельствами нравственного формирования личности правонарушителя, недостатками в идейно-правовом воспитании, в организации культурного досуга несовершеннолетних, размытостью морально-этических норм общества.

Как справедливо заметил Е.3. Брускин, все заметнее место в генезисе правонарушений занимают негативные влияния криминогенной среды, подстрекательство и вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность взрослыми [3, c. 31].

Основными (главными) причинами вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления или иную антиобщественную деятельность являются: тяжелое материальное положение семей и недостатки воспитания в семье; подстрекательство со стороны взрослых, а также лиц, ранее судимых; доступность приобретения алкоголя, наркотиков, порнографической продукции, а также отсутствие четких идейных ориентиров [6, c. 723].

Анализ научных разработок по преступности несовершеннолетних позволяет выделить ее детерминанты. Рассмотрим важнейшие из них, которые необходимо преодолеть или нейтрализовать, поскольку ни одна из причин антиобщественного поведения индивида не действует изолированно от целого комплекса неблагоприятных обстоятельств предыдущего развития личности и ситуации, которая сложилась к моменту совершения преступления.

Без сомнения, семейное неблагополучие вызывает преступное поведение несовершеннолетних обычно во взаимодействии с другими факторами внешней среды. Так, обстоятельства, способствующие неправильному нравственному формированию личности в семье, разделяют на субъективные и объективные.

Субъективными обстоятельствами названы:
а) невыполнение родителями своих обязанностей по надлежащему воспитанию детей;
б) воспитание детей бездельниками, эгоистами и др.;
в) наличие в семье антиобщественных взглядов, нравов и иных вредных пережитков;
г) дурной пример членов семьи, совершение ими преступлений или других правонарушений, аморальный образ жизни, постоянные ссоры, пьянство, наркомания, проституция;
д) вовлечен несовершеннолетних в совершение преступления или другую антиобщественную деятельность.

К объективным обстоятельствам относятся такие, как:
а) неполная семья, болезнь родителей и другие обстоятельства, затрудняющие осуществление эффективного надзора за детьми и их воспитание;
б) материальные трудности, плохие жилищные условия.

Указанные субъективные и объективные факторы неблагоприятного нравственного формирования личности в семье тесно взаимосвязаны и находятся в постоянном взаимодействии. В неблагополучных семьях подростки стараются как можно меньше быть дома, в нездоровой семейной обстановке и попадают под отрицательную влияние старших лиц, в том числе ранее судимых.

Жестокость, садизм, издевательства, царящие в социально неблагополучных семьях, заставляют подростков бежать из дома. Так появилась категория безнадзорных детей. Безнадзорными оказываются дети, кто не был зарегистрирован при рождении. Детей теряют, бросают, воруют, продают. Бесспорно, безнадзорные дети современной России – жертвы экономических, политических преобразований, изменившейся идеологии. Все это плата за те негативные процессы, которые происходят в нашей стране и напрямую влияют на положение несовершеннолетних. Беспризорные дети как бы «идут на дно», забиваются во всевозможные щели, почти не появляются группой на улицах, их дом – подвал и теплотрасса. Они прячутся как можно глубже, что особенно опасно для общества, поскольку затрудняет меры по их спасению. Дело в том, что практически всю работу с безнадзорными детьми ведут органы внутренних дел, которые применяют свои методы, свой стиль решения этих проблем. Главная задача, которую они перед собой ставят, – обнаружить, задержать, вернуть чаще всего туда, откуда несовершеннолетний ушел или убежал, что само по себе является антигуманным, антипедагогичным и, в конце концов, нерезультативным, несмотря на колоссальную трату сил и средств [6, c. 724].

Поэтому необходимо предупреждать и останавливать процесс превращения детей в безнадзорных, составляющих большой пласт несовершеннолетних, вовлеченных в преступную деятельность. Много семей, лишенных средств к существованию, вместе с несовершеннолетними детьми выезжают на заработки в другие города, где фактически попадают в рабство. Детей пичкают снотворным и носят вагонами электропоездов «мамочки», выпрашивая деньги на операцию. Родители сами посылают детей на преступный промысел.

Алкоголизация детей и подростков, приобщение их к употреблению спиртных напитков, токсических и наркотических веществ – еще один показатель последствий алкоголизации взрослых членов семьи. Подростки из неблагополучных семей совершают чаще всего тяжкие преступления, к чему они уже дома психологически подготовлены. Жестокость в семье порождает жестокость уличных групп подростков. Чрезвычайно быстро растет преступность девушек из неблагополучных семей, которые отличаются особой дерзостью и цинизмом [4].

Антиобщественный образ жизни родителей оказывает на воспитание детей прямо-таки разрушительное воздействие. В нездоровом моральном климате семьи у подростков скорее могут сформироваться антиобщественные наклонности.

Для социально неблагополучных семей характерно также генетическое неблагополучие, следствием которого является рождение детей с врожденными психическими аномалиями и болезнями. Вырастая, такие подростки вовлекаются в криминальную среду, используются как «шестерки» у лидеров, мальчики на побегушках или просто как физическая сила для расправы над неугодными.

Для нейтрализации неблагоприятной обстановки в семье, ее негативного влияния на криминализацию подростков нужна государственная программа преодоления всех видов семейного неблагополучия (репродуктивного, экономико-материального, воспитательного, морально-этического и др.).

Алкоголизм, наркомания перестали быть только социальными проблемами. Приводя к биохимическим изменениям в организме человека, эти явления постоянно увеличивают круг лиц, склонных к совершению преступления, и именно несовершеннолетних, употребляющих спиртные напитки и наркотики, легче втянуть в совершение преступления [4].

В. подстрекательство со стороны лиц, ведущих антиобщественный образ жизни. Часто подстрекательство рассматривается как форма вовлечения несовершеннолетних в совершение преступления или иную антиобщественную деятельность.

Лица, ранее судимые, не ставшие на путь исправления, действуют с «далеким прицелом», ведь несовершеннолетних как никого проще втянуть в совершение преступления, создать вокруг себя группу аморальных подростков, готовых к совершению любого преступления согласно установке взрослого преступника.

Недостатки воспитательной работы с несовершеннолетними в учебных заведениях. Одну из основных ролей в воспитании и формировании личности подростка, наряду с семьей, играет школа, функции которой заключаются не только в том, чтобы дать подрастающему человеку знания, но и в создании у ребенка моральных устоев. На самом же деле часто вся воспитательная работа сводится к записи в дневник замечаний относительно его поведения. Сейчас в большинстве учебных заведений практически не ведется работа по воспитанию учащихся, а она особенно необходима для тех, кто требует индивидуального подхода. К сожалению, сегодня у учителей уже нет прежней инициативы, стремление к воспитанию молодого поколения. Дети, чувствуя безнаказанность такого проступка, могут в течение недель и месяцев не ходить в школу. Освободившееся таким образом время они тратят на различные занятия, которые бывают не всегда правомерными.

Очень важно знать круг общения подростков. Часто дети, вытесненные через разные причины из коллектива сверстников, удовлетворяют свою потребность в общении со старшими, ищут в них поддержку, не понимая порой того, что взрослый просто использует его в своих корыстных целях [6, c. 725].

Современная жизненная среда требует от самого подростка агрессивности, готовности к агрессии ради самозащиты или достижения нужных целей. При недостижении целей среда продуцирует раздражительность, нервозность, другие невротические реакции. Происходит то, что психологи и психоаналитики называют фрустрацией личности. Именно таких детей нетрудно втянуть в совершение преступления или другую антиобщественную деятельность.

Итак, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что формально причины и условия, способствующие вовлечению в совершение преступления, устанавливаются согласно представленному порядку в статьях 150-151 УК РФ [2]. Но практическая значимость этой работы остается низкой. Однако выявлять и устранять причинный комплекс, который способствует втягиванию несовершеннолетних в совершение преступления или иную антиобщественную деятельность – это задача не только правоохранительных органов, но и всей общественности. Только так можно будет реально влиять на рассмотренные причины и условия, вырабатывать меры по их устранению, препятствовать их появлению. И это позволит бороться как с этим видом преступлений, так и в целом со всей преступностью.


Список литературы

  1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / К.А. Барышева, Ю. В. Грачева и др. – Москва: Проспект, 2017. – 736 с.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019)
  3. Брускин, Е.3. Проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение: Сб. науч. тр. / Редкол. Г.М. Миньковский, В.В. Панкратов. – М.: Всесоюз. ин-т по изуч. причин и разраб. мер предупреждения преступности, 2018. – 108 с.
  4. Карпец, И.И. Преступность: иллюзии и реальность / И.И. Карпец – М.: Рос. право, 2016. – 431 с.
  5. Степанян, С.Р. Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. / С.Р. Степанян. – Спб.: Академия, 2016. 111 с.
  6. Шмидт, Е.В. Особенности личности несовершеннолетнего, вовлеченного в совершение преступлений и антиобщественных действий // Молодой ученый. – 2016. – №28. – С. 723-725.