УДК 349.2
МЕСТО СОСТАВА «ПРЕВЫШЕНИЕ ДОЛЖНОСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ» В СИСТЕМЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПО ДЕЙСТВУЮЩЕМУ РОССИЙСКОМУ УГОЛОВНОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
№27,
Юридические науки
Бережной Александр Евгеньевич
Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА; ДОЛЖНОСТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ; ПРЕСТУПЛЕНИЯ; КВАЛИФИКАЦИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ; ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ; ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО; ПРЕСТУПЛЕНИЕ; ПОЛНОМОЧИЯ; PUBLIC SERVICE; OFFICIAL POWERS; CRIMES; QUALIFICATION OF CRIMES; ABUSE; OFFICIAL; CRIME; POWERS.
Превышение должностных полномочий в отечественном уголовном праве всегда считалось одним из самых опасных должностных преступлений, требующих немедленной и суровой реакции.
Одной из гарантий успешного функционирования государства и гражданского общества является надлежащее создание условий эффективной деятельности государственного аппарата власти и управления.
Кузнецов А. В. Считает, что «объект рассматриваемого типа преступлений выражается в совокупности отношений, создающих предпосылки для стабильной работы конкретного направления централизованной власти, определенного государственного учреждения, федеральной организации, учреждения, отвечающего за управление силовыми структурами страны, армейскими частями, военизированными службами в России» [9].
«Негативные последствия, представляющие собой определенную опасность для общества, наступающие вследствие превышения должностных полномочий, представляют собой значительные нарушения прав и законных свобод как физических, так и юридических лиц, охраняемых законодательно» [9].
Причиняемый ущерб при совершении подобных нарушений бывает как материальным, так и нематериальным. Отличия среди указываемых обоих типов преступлений состоят в методах, приемах, посредством которых наносится ущерб объекту злодеяния.
В настоящее время в правоприменительной практике встречаются проблемы четкого разграничения видов должностных преступлений при их квалификации. Должностные преступления объединены в главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» по близким признакам.
Среди преступлений, ответственность за которые представлена главе 30 УК РФ статья 285 УК РФ, является общей и задает направление построения специальных норм. При квалификации преступлений, связанных с злоупотреблением должностными полномочиями, возникают проблемы квалификации при разграничении их со смежными составами[11].
Чтобы разграничить хищения, которые совершаются виновными лицами, благодаря их служебному положению, превышая полномочия, злоупотребляя ими или служебным подлогом, нужно конкретно разграничить, какие признаки преступлений существуют – предусмотренные главой 30 УК РФ, чтобы избежать всех вероятных ошибок в разрезе судебно-следственной практики [4].
Уровень результативности в данном виде деятельности напрямую зависит от изменений, происходящих в институтах политического, экономического, общественного, правового характера, а также от динамики, структуры преступности. Важная составляющая по указанным причинным факторам – это преступления, которые совершают лица, идя против власти и интересов государственной службы.
Рассматривая уголовно-правовую охрану по работе с должностными лицами, также есть место криминализации деяний, которые и совершают должностные лица.
Это связано не только с тем, что деятельность должностных лиц носит публичный характер, но и с тем, что данная деятельность имеет всеобъемленное воздействие, в ходе оказания прав и защиты законных интересов граждан и отдельных компаний, общества, государства [10].
Анализируя уголовные дела, связанные с преступностью коррупционного направления, у органов предварительного следствия возникает ряд проблем, квалифицируя преступления, которые указаны в статьях 285, 286 УК РФ. Немаловажная проблема заключается в том, что необходимо достичь четкого разграничения по указанным составам преступлений.
Таким образом, злоупотребляя полномочиями, должностное лицо сталкивается с незаконным применением прав и полномочий, которые ему принадлежат, превышая их. Превышая полномочия, незаконность поведения является очевидной, а вот в случае со злоупотреблением, данной очевидности нет.
Анализируя полученные практические данные, рассматривая служебные интересы и долг, не обращая на которые должностное лицо использует служебные полномочия, определяют, в каком объеме выражены обязанности лица, которые сформированы определенными нормативными актами, трудовыми договорами, подписанными с государственными, другими компаниями, которые работают в рамках закона [7].
Когда должностное лицо проводит все действия вопреки интересам службы, то предполагается, что эти действия противоречивы законности, могут быть нарушены особые обстоятельства их проведения [4].
Если сотруднику правоохранительных органов удалось скрыть преступления, не вводя его в официальный учет, фальсифицировав материалы доследственной проверки, в последующем, необоснованно вынеся постановление отказа в возбуждении уголовного дела, списав материалы в номенклатурное дело, не принимая процессуальных решений, действия виновного могут быть классифицированы ч. 1 ст. 285 УК РФ или ч. 1 ст. 286 УК РФ.
Мероприятия, направленные на профилактику противоправного поведения, состоят из таких ответвлений в деятельности:
— совершенствовать критерии по оценке результатов работы сотрудников правоохранительных органов, чтобы минимизировать злоупотребления, превышение служебных полномочий, оптимизировать профессиональную статистику;
— повысить внутренний контроль внутри правоохранительных органов;
— развить общественный контроль в работе правоохранительных органов;
— передать субъектам общественного контроля особые полномочия, которые нужны для того, чтобы они осуществили данную деятельность;
— увеличить требования, чтобы поступить на службу в правоохранительные органы; усовершенствовать правовую базу.
Мы считаем, что вышеуказанные меры по своему характеру направлены на снижение числа должностных преступлений.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Сборник законов РФ. – 04.08.2014. – № 31. – Ст. 4398.
- Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 27.12.2019) // Сборник законов РФ. – 09.03.2015. – № 10. – Ст. 1391.
- Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 07.04.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020)
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020)
- Пикалов, И.А. Уголовно–процессуальное право Российской Федерации: учебное пособие / И. А. Пикалов. – Москва: Юрлитинформ, 2016. – 438 с.
- Уголовно–процессуальное право: практикум: учебное пособие / Н. А. Колоколов и др. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2017. – 663 с.
- Уголовный процесс: учебное пособие / И. И. Сыдорук и др. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА , 2017.– 447 с.
- Кузнецов А. В. Злоупотребление должностными полномочиями: проблемы классификации // Общая теория квалификации преступлений. — 2015. — №10. — С. 28-32.
- Аксюк А.В. Место должностных преступлений в системе преступлений против военной службы в российском уголовном законодательстве /А.В. Аксюк. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-dolzhnostnyh-prestupleniy-v-sisteme-prestupleniy-protiv-voennoy-sluzhby-v-rossiyskom-ugolovnom-zakonodatelstve
- Боровкова И.С. Отдельные проблемы квалификации злоупотребления должностными полномочиями // Закон и право. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otdelnye-problemy-kvalifikatsii-zloupotrebleniya-dolzhnostnymi-polnomochiyami (дата обращения: 05.06.2020).