УДК 371.1

МОДЕЛЬ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

№27,

Педагогические науки

Сюнина Дарья Сергеевна
Устюжина Ольга Николаевна (Кандидат экономических наук)


Ключевые слова: МОДЕЛЬ; СИСТЕМА; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА; ПЕРЕПОДГОТОВКА; ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ; ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ; MODEL; SYSTEM; PROFESSIONAL TRAINING; RETRAINING; ADVANCED TRAINING; EDUCATIONAL INSTITUTION.


Аннотация: В статье представлена модель системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации в образовательном учреждении. Также определяются планируемые результаты реализации данной модели.

Приоритетные направления развития российского образования, утвержденные Правительством Российской Федерации и актуальные на сегодняшний день, предполагают реализацию работы, направленной на удовлетворение растущих потребностей педагогических работников в постоянном повышении квалификации или профессиональной переподготовке, а также на создание соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей возможности равного доступа сотрудников образовательных учреждений к непрерывному профессиональному образованию.

Это, в свою очередь, делает систему профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации одной из наиболее значимых в сфере управления образовательным учреждением. Именно поэтому в настоящее время вопросы обновления и поиска новых подходов к построению модели реализации данных процессов и формирования кадрового потенциала системы образования приобретают особую актуальность.

Целью статьи является построение модели подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников в образовательном учреждении. Объект исследования – процесс постдипломного образования педагогических кадров; предмет – модель реализации перечисленных процессов на примере МБОУ «Гимназия № 1» г. Лаишево.

Повышение уровня подготовки сотрудников образовательных учреждений может осуществляться в различных формах, таких как «переподготовка, прохождение курсовой подготовки или участие в семинарах, конференциях, практикумах, конкурсах» [1, с. 42] и так далее. Сами же программы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации направлены на освоение новых видов профессиональной деятельности сотрудниками образовательного учреждения и предоставление возможности к занятию новых должностей в учреждениях образования (в том числе, руководящих). В основе всех этих форм работы лежит идея о том, что имеющегося у специалиста базового профессионального образования, полученного в период обучения в вузе, недостаточно для успешной деятельности на протяжении всей жизни, и, следовательно, имеющиеся у педагогов компетенции необходимо постоянно пополнять в соответствии с актуальными требованиями социальной действительности.

Концепция непрерывного образования, отражающая данную идею, представляет собой систему взаимосвязанных между собой подходов к развитию образовательной практики и определяет процессы подготовки, переподготовки и повышения квалификации как неотъемлемую часть человеческого образования в целом [3]. В связи с этим в деятельности представителей администрации образовательных учреждений сегодня возникает необходимость построения целостной и согласованной модели реализации всех этих процессов и их пополнения новыми элементами.

На примере МБОУ «Гимназия № 1» г. Лаишево, основной целью такой модели, выстраиваемой в деятельности специалистов системы управления образованием, является определение оснований и направлений их деятельности по развитию кадрового потенциала образовательного учреждения и его обеспечения подготовленными управленческими кадрами, способными успешно реализовать в своей деятельности инновационные стратегии развития образования [2].

Достижение данной цели обеспечивается посредством решения следующих задач:
— оптимизация усилий администрации образовательного учреждения, направленных на ресурсную поддержку процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников;
— поиск новых, современных форм и методов обучения;
— развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений при реализации программ постдипломного образования;
— информатизация процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации и их перевод в дистанционный формат;
— разработка и внедрение механизмов независимой оценки качества образовательных услуг в сфере постдипломного образования.

Модель подготовки, переподготовки и повышения квалификации, выстраиваемая в МБОУ «Гимназия № 1» г. Лаишево для решения поставленных задач и достижения сформулированной цели, предполагает на уровне администрации учреждения проведение трех основных направлений работы:
— определение ведущих теоретико-методологических подходов к организации постдипломного обучения;
— оптимизация ресурсной базы образовательного учреждения и обеспечение полноты ресурсной поддержки процессов подготовки, переподготовки и повышения квалификации сотрудников;
— обновление содержания и форм подготовки, переподготовки и повышения квалификации, используемых в деятельности образовательного учреждения.

Основными результатами практической реализации такой модели станут:
— повышение квалификации и расширение профессиональных компетенций сотрудников образовательного учреждения;
— повышение качества системы управления и пополнение ресурсной базы учреждения;
— удовлетворение потребности работников в повышении квалификации и профессиональной переподготовке;
— развитие социального партнерства и взаимодействия организаций, деятельность которых направлена на повышение качества образования в регионе.

Таким образом, модель подготовки, переподготовки и повышения квалификации в образовательном учреждении может выступать в качестве основы для разработки программы мероприятий, направленных на достижение высокого уровня результатов в рамках задач, решаемых образовательным учреждением в сфере управления кадрами. Реализация модели обеспечивает развитие самого образовательного учреждения и системы управления образованием, взаимодействие с общественными структурами, способствует обновлению содержания, форм и методов в системе образования.


Список литературы

  1. Гришина И.В., Волков В.Н. Актуальные вопросы совершенствования системы дополнительного профессионального образования управленческих кадров на примере системы образования Санкт-Петербурга // Управление образованием: теория и практика. – 2011. – № 3. – С. 37–52.
  2. Поташник М.М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. – М.: Центр педагогического образования, 2013. – 448 с.
  3. Формирование инновационного ресурса педагогических кадров системы образования через развитие системы повышения квалификации: сборник рекомендаций / под ред. А.Г. Каспржак, Е.Я. Коган, О.Е. Лебедева и др. – М.: Университетская книга, 2007. – 288 с.