УДК 159.9

ОБЩЕНИЕ КАК ПОТРЕБНОСТЬ

№27,

Педагогические науки

Попова Ксения Федоровна


Ключевые слова: ОБЩЕНИЕ; ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ; УМЕНИЕ ОБЩАТЬСЯ; ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ; ВОСПРИЯТИЕ; ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ; COMMUNICATION; INTERACTION; ABILITY TO COMMUNICATE; NEED TO COMMUNICATE; PERCEPTION; EMOTIONAL STATE.


Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению общения, как средства необходимости и потребности. Показаны особенности психологии общения с точки зрения её актуальных проблем.

Данная тема является актуальной в настоящее время, т.к. общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа – люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным.

Овладение искусством общения необходимо для каждого человека независимо от того, каким видом деятельности он занимается или будет заниматься. Каждый, кто стремиться добиться успехов в жизни, успешно продвигаться по карьерной лестнице, эффективно и грамотно общаться с людьми должен овладеть определенными знаниями и навыками в области межличностного и делового общения. Но особенно важно умение общаться для деловых людей: предпринимателей, менеджеров, людей, занятых в сфере управления.

В настоящее время ни для кого не будет открытием то, что межличностные отношения между людьми — это абсолютно необходимое условие в жизни. Без данного вида общения невозможно полноценное формирование у человека высших психических функций, а также развития личности в целом. Факт общения свойственен всем высшим живым существам, однако на уровне человека оно включает в себя самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредствованным речью. У человека содержание общения намного шире, чем у животных. В процессе общения, люди обмениваются друг с другом различной информацией, передают свой богатый жизненный опыт, знания, умения, навыки, их способности, представления о том или ином событии, ситуации. Целью общения считается то, ради чего у человека возникает данный вид активности. Количество целей может увеличиваться. Помимо вышеперечисленных целей, сюда можно включить: обучение, воспитание, согласование людей в их совместной деятельности, установление тех или иных межличностных отношений и прочее.

Потребность в общении, как считают психологи, относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Значимость общения как базовой потребности определяется тем, что «она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные (жизненные) потребности». Общение – необходимое условие нормального развития человека как члена общества и как личности, условие его духовного и физического здоровья. Хотя человеческое общение всегда лежало в основе социального бытия людей, прямым объектом психологического и социально-психологического анализа оно стало только в XX в.

В психологии общение определяется как взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного (т.е. эмоционально-оценочного) характера.

Общение – это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие.

Особенности общения:
 общение – вид самостоятельной деятельности;
 общение сопровождает другие виды деятельности;
 общение – взаимодействие субъектов.

Содержание общения – информация, которая передается от одного субъекта другому вербальными или невербальными средствами.

Средства общения – способы передачи информации от одного субъекта другому. Информация может передаваться с помощью органов чувств, речи и других знаковых систем, письменности, технических средств записи и хранения информации.

Вступая в общение, т.е. взаимодействуя друг с другом, люди обычно преследуют конкретные цели:
 обмен или передача информации;
 формирование профессиональных умений и навыков;
 развитие личностных и деловых качеств;
 формирование отношения к себе, к другим людям, к обществу в целом;
 организация и обмен деятельностью, инновационными приемами и техниками, средствами и технологиями;
 осуществление коррекции, изменение мотивации поведения;
 обмен эмоциональными состояниями и чувствами;
 познание себя и партнера в процессе общения.

Вы совершенствуете свое восприятие, когда активно интересуетесь его точностью, находите больше информации для проверки восприятия, говорите с теми людьми, о которых вы хотели бы получить определенное представление, осознаете, что восприятие людей нуждается в постоянном изменении и проверяете восприятие словами, прежде чем отреагировать на человека.

Под восприятием в психологии общения подразумевается не просто формирование целостного образа на основе оценки его внешнего вида и поведение, но и понимание партнера по общению. При этом понимание рассматривается с двух сторон: как отражение в сознании партнеров по общению целей, позволяющее установить взаимоотношения. Поэтому в общении целесообразно говорить не вообще о социальной перцепции, а о межличностной перцепции, или межличностном восприятии.

Проблема общения в психологической науке и по сегодняшний день остаётся актуальной. В настоящее время изучению подверглись далеко не все аспекты этого явления, как у человека, так и у животных. Существует огромное количество спорных вопросов в этой области, на которые до сих пор не найдено исчерпывающих ответов. В любом случае общение — это недостаточно изучено явление, более тщательное и глубокое его изучение в сочетании с современными информационными технологиями может дать просто поразительные результаты, которые могут перевернуть наше сегодняшнее представление об обучении и его методиках.

Придём к выводу, что общение — это взаимодействия и взаимоотношения, возникающие между различными субъектами: между отдельными личностями, личностью и группой, личностью и обществом, группой (группами) и обществом.


Список литературы

  1. Вердербер Р. Психология общения. – СПБ.: прайм- ЕВРОЗНАК, 2016. – 412 с.
  2. Вердербер Р., Вердербер К. Психология общения. – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2005. – 320 с.
  3. Грейдина Н.Л. Основы коммуникативной презентации – М.: АСТ: Восток-Запад, 2014. – 380с.
  4. Ефимова Н.С. Социальная психология: учебное пособие. – М.: ИД «ФОРУМ»; ИНФРА-М, 2015. – 192с.
  5. Кошевая И.П., Канке А.А. Профессиональная этика и психология делового общения: учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 304 с.
  6. Панфилова А.П. Теория и практика общения. – 4-е изд., стер. – М.: Академия, 2015. – 288с.
  7. Робер М., Тильман Ф. Общие сведения о коммуникации / Хрестоматия по социальной психологии. — М., 2015. — С. 167–186.
  8. https://moluch.ru/archive/198/pdf/1085/