УДК 33

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

№27,

Экономические наукии

Пшеннова Елизавета Андреевна


Ключевые слова: РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА; РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА; СТРАТЕГИЯ-2030; REGIONAL POLICY; REGIONAL SYSTEM; STRATEGY-2030.


Аннотация: Задача модернизации российского образования – одна из самых насущных в России. В одном из Посланий Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации был обозначен постулат о том, что стране нужна конкурентоспособная образовательная система в целях подготовки кадров для инновационной экономики. Образование в современных социально-экономических условиях объективно рассматривается также как один из ведущих факторов комплексного развития региона. Значимость региональной системы профессионального образования особо ощутима в условиях интеграции России в международное пространство. От эффективности модернизации данной системы на региональном уровне зависит во многом состояние рынка труда, динамично развивающегося в силу появления качественно новых современных профессий.

Задача модернизации российского образования – одна из самых насущных в России. В одном из Посланий Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации был обозначен постулат о том, что стране нужна конкурентоспособная образовательная система в целях подготовки кадров для инновационной экономики.

Образование в современных социально-экономических условиях объективно рассматривается также как один из ведущих факторов комплексного развития региона. Значимость региональной системы профессионального образования особо ощутима в условиях интеграции России в международное пространство. От эффективности модернизации данной системы на региональном уровне зависит во многом состояние рынка труда, динамично развивающегося в силу появления качественно новых современных профессий. [3]

Востребованность квалифицированных специалистов, способных эффективно использовать высокотехнологичное оборудование, в свою очередь, требует обновления содержания и технологий профессионального образования, создания возможностей для реализации гибких образовательно-воспитательных программ в соответствии с индивидуальным образовательным запросом.

С изменением социально-экономической ситуации и определением новых задач по инновационному развитию страны на период до 2022 года возникает необходимость внесения корректив в региональную политику и практику развития системы профессионального образования.

В данной статье представляется целесообразным остановиться на оценке эффективности региональной политики и практики развития системы профессионального образования в Волгоградской области.

Институциональный характер трансформации системы профессионального образования в регионе на ближайшие пять лет отражен в долгосрочной областной целевой Комплексной программе развития профессионального образования Волгоградской области на 2017–2022 годы.

Данный документ, предусматривающий среднесрочное планирование региональной политики и практики развития гражданского образования, определяет всех субъектов системы профессионального образования в регионе, причем не только работодателей и учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, но и общественные объединения, профессиональные союзы, благотворительные фонды.

Программа предусматривает мероприятия, реализация которых создает условия для превращения региональной системы профессионального образования в эффективно действующий ресурс социально-экономического развития региона. При этом предусмотрены изменения структурных параметров системы, определяющих профессионально-квалификационный и количественный состав выпускников по всем типам и видам образовательных программ, и качественных параметров, характеризующих востребованность образовательных программ и квалификацию выпускников с позиций конечного потребителя.

Фокусными группами региональной системы профессионального образования выступают обучающиеся и студенты, педагоги и руководители образовательных учреждений, люди «третьего возраста».

Программа фиксирует ключевые принципы развития региональной системы профессионального образования:
– принцип ценностной ориентации, который имеет определяющую жизненную значимость для формирования системы ценностей молодого гражданина, в том числе профессиональных;
– принцип взаимодействия различных общественных институтов, выражающийся во взаимодействии, партнерстве региональных и муниципальных органов управления, коммерческих и некоммерческих организаций, общественных объединений, граждан по вопросам разработки и осуществления мер государственной и региональной политики в области непрерывного профессионального образования;
– принцип комплексности, то есть комплексного учета правовых норм законодательства об образовании: о единстве федерального и регионального культурного и образовательного пространства; государственно-общественном характере управления профессиональным образованием; необходимости учета в содержании образования разнообразия мировоззренческих подходов, способствующих реализации права обучающихся на свободный выбор профессий, специальностей.

Важным принципом развития региональной системы профессионального образования является принцип интеграции, что придает содержанию регионального образования качества целостности и системности. [2]

Одним из важных нововведений в региональной политике Волгоградской области является, то, что премии ректоров вузов будут увязаны с ростом зарплаты преподавателей.

Президентом было принято решение об оплате труда работников высшей школы. Она должна составлять две средних по экономике региона, на деле ситуация складывается таким образом, что заработная плата ассистента, доцента в разы меньше, а иногда до пятнадцати раз, чем заработная плата ректора, проректора.

Есть решение, в соответствии с которым ректоры вузов получают заработную плату с надбавками за выполнение ряда требований.

Они должны выйти на определенные достижения и в области науки, международной деятельности, сотрудничества с другими вузами, то есть ректор может получить премию-надбавку только в том случае, если он будет заниматься повышением оплаты труда рядового преподавательского звена.

На наш взгляд, было бы правильно привязать стимулирующие выплаты ректора к количеству работников университета, не общему показателю выполнения – две средних по экономике региона в целом в коллективе, а к количеству работников университета из категории профессорско-преподавательского состава, которые реально эту заработную плату получают.

Кроме того, необходимо Госдуме обратиться к правительству, поскольку не все вузы подчиняются Министерству образования и науки, а также есть вузы подведомственные другим министерствам — здравоохранения, культуры и т.д.

Рассмотрим эффективность региональной политики Волгоградской области «Профилактика правонарушений и обеспечение общественной безопасности на территории Волгоградской области».

За восемь месяцев 2020 года в Волгоградской области отмечено сокращение количества регистрируемых преступлений в общественных местах (на 12,9%) и на улицах (на 11,9%).

На территории Волгоградской области сохраняется стабильная, прогнозируемая социально-экономическая и санитарно-эпидемиологическая ситуация. В полном объеме обеспечены вопросы безопасности жителей и территорий, в том числе при организации и проведении избирательной кампании.

Продолжается совместное конструктивное взаимодействие по всем направлениям антитеррористической защищенности и обеспечения комплексной безопасности жителей и гостей Волгоградской области, ведется строгий межведомственный контроль. Серьезное внимание уделяется профилактическим мероприятиям. [4]

В тоже время с начала года в регионе был зафиксирован рост случаев телефонного терроризма: возбуждено 32 уголовных дела или на 77,8% больше, чем за 8 месяцев 2019-го.

Такие правонарушения, совершаемые в основном из-за рубежа, нарушают ход спокойной жизни, доставляют серьезные неудобства жителям, требуют отвлечения сил и средств, а также дополнительных затрат на ликвидацию последствий. В этой связи важно усиление профилактической работы, повышение оперативности и эффективности мер реагирования.

Необходимо проработать соответствующие предложения правоохранительных органов и специальных служб Волгоградской области по этому вопросу для рассмотрения на федеральном уровне.

В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в регионах страны особое внимание стоит уделить региональной политике по борьбе с коронавирусной инфекцией.

Санитарно-эпидемиологическая обстановка на территории Волгоградской области стабильная, но остается напряженной.

Продолжается рост количества случаев заболевания коронавирусной инфекцией среди жителей, возвращающихся с отдыха и из командировок. Кроме того, снижение температуры провоцирует рост числа простудных заболеваний. Ситуация обостряется в связи с началом занятий: в отдельных учебных заведениях уже отмечены случаи заражения COVID-19. [5]

В профилактических целях, в настоящее время в инфекционных госпиталях региона проходят плановые дезинфекции; кроме того, ведется подготовка дополнительных мощностей.

При ухудшении санитарно-эпидемиологической обстановки лечебным заведениям Волгоградской области, оказывающим плановую медицинскую помощь, быть в готовности к перепрофилированию в установленные сроки на прием пациентов с коронавирусной инфекцией и гриппом.

Важной мерой противодействия распространению гриппа является предсезонное вакцинирование населения. На сегодняшний день привито уже порядка 300 тысяч жителей Волгоградской области.

Кампанию необходимо завершить в установленный срок с достижением задач, поставленных президентом России. В этом году запланировано охватить не менее 60% жителей, в том числе не менее 75% в группах риска.

Выполнение намеченных мероприятий под жесткий контроль возьмет региональный комитет здравоохранения. Более детально вопросы организации работы лечебных учреждений, задействованных в борьбе с коронавирусной инфекцией, в осенне-зимний период будут рассмотрены с участием профильных специалистов и представителей органов власти на заседании областного клинического Совета.

Вопросам обеспечения пожарной безопасности, особенно в населенных пунктах и лесных массивах, уделено особое внимание в региональной политике Волгоградской области.

В Волгоградской области действует особый противопожарный режим. В целях безопасности введены ограничения на пребывание граждан в лесах. Представители профильных ведомств региона продолжают проводить профилактические рейды.

Вместе с тем в оперативных службах, что сейчас для населенных пунктов угрозы нет. У региона достаточно сил и средств для оперативного реагирования на возгорания.

Заблаговременно на территории региона проведена передислокация лесoпожарной техники к лесным массивам, наиболее подверженным угрозе возникновения пожаров. Кроме того, на сегодняшний день обустроены 86 км дорог противопожарного назначения, почти 8000 км противопожарных минерализованных полос, прочищены более 42000 км противопожарных минерализованных полос, проведено контролируемое выжигание сухой травянистой растительности и других горючих материалов на площади в 2300 га. Кроме того, государственные лесные инспекторы провели почти 12000 рейдов: составлены 200 протоколов об административных правонарушениях. [1]

Добавим, дополнительные задачи по обеспечению пожарной безопасности поставил губернатор Андрей Бочаров. В 2020 году в рамках регионального проекта «Сохранение лесов» нацпроекта «Экология» приобретено более ста единиц лесoпожарной, оборудования и лесoпатрульной техники для местных лесничеств. Обновление специализированного автопарка, своевременно проведенный комплекс профилактических мероприятий позволяют оперативно реагировать на ЧП и минимизировать ущерб.

Кроме того, для успешного решения задач в регионе за последние годы заложена хорошая основа. Предложенная Стратегия-2030 отражает консолидированную позицию федеральных и региональных экспертов, общественности и органов управления. Напомним, в разработке документа принимали участие ученые, общественники, представители бизнеса и органов местного самоуправления.

Этот ключевой документ должен учитывать структуру экономики Волгоградской области и уже существующие проекты, а также федеральные приоритеты развития и вызовы времени. Опираясь на стратегию, будут приниматься решения, от которых зависит будущее региона.

Этот документ на протяжении двух лет прошел тернистый путь обсуждения, каждый мог внести свои замечания, принималась критика. Разработчики последовательно искали опорные точки, которые с учетом поставленных в 2014 году губернатором Волгоградской области ориентиров позволят решить приоритетные задачи. Это, прежде всего, повышение качества жизни каждого гражданина; социально-экономическое развитие не только административного центра региона, но и всей Волгоградской области. [2]

Генеральная цель представленной стратегии Волгоградской области – достижение стабильных лидерских позиций региона среди субъектов Российской Федерации по качеству жизни населения и уровню экономического развития. Ключевыми ориентирами развития Волгоградской области к 2030 году предлагается обозначить устойчиво развивающийся многонациональный регион с комфортной и благоприятной средой; обеспечение единого стандарта качества жизни населения на всей территории региона; экономический рост и уровень доходов населения, превосходящий среднероссийские показатели.

Зафиксированы в качестве ориентиров лидирующие позиции Волгоградской области в сфере химической промышленности и АПК, высокие позиции в инвестиционных рейтингах РФ. Также регион представлен как образовательный центр федерального уровня; крупнейший транспортно-логистический узел Волго-Каспийского бассейна, обеспечивающий потребности развития международной торговли; один из крупнейших центров событийного и круизного туризма на Волге, туристско-рекреационный центр Нижнего Поволжья.

Основные приоритеты стратегии – развитие человеческого капитала, обеспечение экономического роста, создание комфортной среды для жизни, территориально-пространственное развитие региона.

Стоит отметить, что эксперты «Центра экономики инфраструктуры» построили реальную модель развития Волгоградской области c учетом национальных целей и региональных особенностей, а также сформировали механизмы ее реализации, включив в план портфель национальных и региональных проектов. [4]

Важно, что в разработанном документе учтена проводимая регионом с 2014 года системная работа во всех сферах жизнедеятельности Волгоградской области. Предложенная Стратегия-2030 продолжает региональную политику развития, охватывает всю территорию Волгоградской области, а не только региональную столицу или отдельные районы, и она наполнена реальными проектами, многие из которых уже стартовали.

Так, прорывными проектами, предусмотренными Стратегией – 2030, названы уже реализующийся в регионе комплексный проект по созданию инфраструктуры для борьбы с онкологическими заболеваниями; строительство системы гидротехнических сооружений для дополнительного обводнения Ахтубы в летне-осенний период; реализация инвестпроектов на площадке «Химпрома»; создание текстильного кластера в Камышине; уже стартовавшее строительство обхода Волгограда.

Также в числе прорывных направлений обозначены создание научно-образовательного центра в Волгограде; создание туристского кластера «Царицынский круиз»; комплексный проект развития туристической зоны на системе островов Голодный-Сарпинский; реабилитация реки Дон и водных объектов Донского бассейна; создание мультимодального транспортно-логистического центра опорной сети; инвестиционный проект «Технологическая долина»; создание и развитие цифровой модели Волгоградской области. [2]

Волгоградская область готова стать площадкой для реализации пилотного проекта в рамках новой федеральной программы модернизации систем ЖКХ муниципальных образований.

Площадки, которые сегодня осваиваются, имеют длинный горизонт планирования. Важно и то, что в отличии от многих регионов Волгоградская область задействует на них ресурсы сразу нескольких федеральных проектов.

Свыше 30% запланированных на 2020 год объектов уже сданы, восстановлению прав обманутых дольщиков, перевыполнению показателей по расселению аварийного жилого фонда, обновлению коммунальных систем по федеральным проектам «Сохранение и предотвращение загрязнения реки Волги» и «Чистая вода».

Чтобы нарастить темпы по созданию достаточных мощностей для перспективного развития территорий, возможно предложить следующие мероприятия.

Проблемы, связанные с инфраструктурой ЖКХ, есть во всех муниципальных образованиях. Подходить к решению этой задачи легче и проще там, где уже сформированы определенные условия и проведена подготовительная работа, в том числе в формате государственно-частного партнерства. Где есть, на что опереться. С учетом этого Волгоград как город-миллионник, как один из самых протяженных городов России особенно нуждается в такой программе. [5]

И начинать здесь предстоит не с нуля, а на основе уже принятых решений и реализованных проектов. Необходимо рассмотреть возможность реализации этой актуальной задачи в формате новой федеральной программы модернизации систем ЖКХ муниципальных образований в составе соответствующего национального проекта и реализовать пилотный проект.

Сегодня важно начинать готовить площадки под застройку сельских территорий.

Необходимо уделить особое внимание поддержке жилищного строительства в сельской местности, финансирования эксроу, взаимодействия властей, застройщиков и банков в вопросах стимулирования ввода новых квадратных метров согласно поставленной Президентом РФ к 2030 году задаче.


Список литературы

  1. Региональная экономика: учебник для академического бакалавриата / Е. Л. Плисецкий [и др.]: под ред. Е. Л. Плисецкого, В. Г. Глушковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 459 с.
  2. Угрюмова, А. А. Региональная экономика и управление: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А. А. Угрюмова, Е. В. Ерохина, М. В. Савельева. — 2-е изд. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 477 с.
  3. Фетисов Г.Г., Орешин В.П. Региональная экономика и управление: Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 416 с.
  4. www.volgograd.ru
  5. www.volgozdrav.ru