УДК 101.1

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

№27,

Философские науки

Громов Егор Валерьевич (Кандидат философских наук)


Ключевые слова: ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА; ОХРАНА ПРИРОДЫ; ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ; ENVIRONMENTAL CULTURE; ENVIRONMENTAL POLICY; NATURE PROTECTION; ENVIRONMENTAL EDUCATION.


Аннотация: Статья посвящена анализу ключевых факторов формирования экологической культуры.

Формирование экологической культуры – длительный и сложный процесс, невозможный без наличия целого ряда предпосылок. В качестве таких предпосылок, как правило, указывают исторически сложившиеся традиции, в том числе традиции повседневного взаимодействия с окружающей средой, законодательные мероприятия, регулирующие отношения в сфере использования и восстановления природных ресурсов, научные знания, эстетическое восприятие природы и т.д. Кроме того, формирование экологической культуры обусловлено целым рядом факторов, таких, как влияние экологического сознания, действие системы воспитания и образования и им подобные. вопрос о факторах формирования экологической культуры неоднократно ставился в отечественной и зарубежной философии. Этот вопрос обрел новое значение в связи с принятием концепции устойчивого развития в качестве основной глобальной и национальной социально-экологической стратегии.

Традиционно среди факторов формирования экологической культуры первое место отводится экологическому просвещению[1; с. 15]. Оно включает в себя развитие системы экологических знаний, экологическое воспитание и образование, популяризацию знаний об окружающей среде и об её взаимодействии с обществом через средства массовой информации и коммуникации и через деятельность общественных природоохранных организаций. Все эти компоненты экологического просвещения также могут рассматриваться в качестве особых факторов. Из них наиболее исследованной является роль системы образования и воспитания в развитии экологической культуры общества и отдельного человека. Это объясняется тем влиянием, которое формирующаяся экологическая культура оказывает на процесс становления человеческой личности. Формирование экологической культуры должно начинаться с самого раненого возраста, когда важнейшую роль играет деятельность окружения ребенка во взаимодействии со средой обитания, так как в этом возрасте основу деятельности ребенка составляет под¬ражание окружающим взрослым. В области отношений со средой обитания это проявляется в подражании их эколо¬гической деятельности и, отчасти, в участии в ней. По мере расширения круга общения ребенка при взрослении, он усваивает не только навыки экологической деятельности своей семьи, но и способы хозяйствования всех социальных систем, в которые он со временем включается. Усваивая их, ребенок усваивает и тот уровень развития экологической культуры или ее предпосылок, который характерен для данного общества. Не менее важна роль системы образования и воспитания в качестве социального института, обусловливающего непрерывность традиций природопользования и преемственность тенденций становления экологической культуры. Именно благодаря деятельности институтов образования происходит передача накопленных экологических знаний и опыта оптимального взаимодействия с окружающей природной средой между поколениями. Одной из важнейших задач, которую должна решать система образования в этом процессе — выработка умения соотносить экологические знания с повседневной деятельностью, а также выбирать между обыденными и теоретическими знаниями.

Система экологических знаний сама по себе также является важным фактором формирования экологической культуры. Хотя в полном объеме этими знаниями, как и знаниями в других областях науки, обладает лишь относительно небольшое число специалистов в данной области, именно их точка зрения должна оказывать наибольшее влияние на процессы экологизации культуры всего общества. Кроме того, доступность информации в современном обществе способствует расширению круга людей, владеющих этими знаниями хотя бы поверхностно. Наконец, именно носители теоретического знания о законах функционирования отдельных экосистем и всей биосферы в целом играют роль экспертов при выработке глобальных и национальных стратегий устойчивого социально-экологического развития, разрабатывают модели мировой динамики, провозглашают основные идеи и ценности ноосферного экологического сознания и дают оценку существующим тенденциям взаимодействия общества и природы. Результаты их деятельности проявляются в освещении экологической проблематики средствами массовой информации, в доктринах международной и государственной экологической политики, в программах образования и экологического воспитания. Так, например, модели мировой динамики серии «Мир», разработанные и примененные Дж. Форрестером, легли в основу, последовательно, постулатов доклада «Пределы роста» [3; с.9], концепции экоразвития, выводов «Нашего общего будущего», модели устойчивого развития и сформированных на ее основе национальных экологических доктрин, включая Экологическую доктрину Российской Федерации от 2002 года. Все вышеперечисленное делает представителей данной группы специалистов своеобразными лидерами в процессе формирования экологической культуры.

Сложнее оценить роль, которую играют в формировании экологической культуры обыденные экологические знания, стихийно вырабатываемые в процессе природопользования. С одной стороны, именно они являются отправной точкой в процессе формирования теоретического знания, а для многих людей обыденное экологическое знание в течение всей их жизни имеет больший вес по сравнению с теоретическим. С другой, как справедливо отметил Дж. Даймонд, их роль сокращается в процессе становления индустриального общества: охотники-собиратели Новой Гвинеи обладают значительно более всеобъемлющими знаниями о полезных свойствах различных растений и животных, чем жители земледельческих районов острова, а те, в свою очередь, превосходят в этом отношении приезжих европейцев[2; 218-219]. Таким образом, обыденное экологическое знание играет существенную роль в условиях преобладания природоодухотворенного экологического сознания, тогда как становление развитой экологической культуры неизбежно связано с усилением и актуализацией ноосферных элементов.

Знания играют важную роль в формировании экологической культуры и в качестве одного из источников общественного мнения. Последнее формируется, главным образом, под влиянием средств массовой информации и под влиянием общественных природоохранных организаций. Первые информируют население о наиболее насущных экологических угрозах, создавая тем самым благоприятную среду для принятия экологических культурных ценностей и императивов. Через посредство СМИ осуществляется ознакомление населения с постулатами социально-экологических стратегий, становятся общеизвестными принципы экологически корректной и безопасной деятельности, распространяются сведения о работе природоохранных организаций. СМИ также участвуют в распространении и популяризации экологических знаний, хотя их деятельность в данном направлении не может быть однозначно оценена. Эта ее неоднозначность определяется, во-первых сочетанием широкого распространения лженауки в современном обществе с низким уровнем научной культуры многих деятелей СМИ, во-вторых, экономической и политической конъюнктурой, обусловливающей зачатую неполное, искаженное или одностороннее освещение многих экологических проблем.

Столь же неоднозначной представляется и роль экологических общественных организаций в качестве фактора формирования экологической культуры. С одной стороны, многие такие организации сыграли безусловно положительную роль в осознании мировым сообществом степени опасности, связанной со чрезмерной антропогенной нагрузкой на окружающую среду. Так, деятельность Римского клуба привела к выработке ряда важнейших принципов развития человечества, занявших одно из центральных мест в экологической культуре современного общества. Однако, с другой стороны, зачастую эпатаж, сопровождающий деятельность таких организаций, только вредит освещению экологических проблем и препятствует усвоению обществом ценностей экологической культуры. В этом отношении особенно негативный эффект имеет деятельность многочисленных маргинальных организаций, для которых экологические лозунги являются лишь частью экстремистской социальной, политической или религиозной идеологии, что характерно, например, для различных групп, примыкающих к движению «New Age».

Координирующую и стимулирующую роль по отношению к различным факторам формирования экологической культуры играет международная и государственная политика. Так, деятельность наиболее авторитетных общественных природоохранных и глобалистических организаций развивается в рамках, определенных «Повесткой дня на XXI век» [4]. На государственном уровне разрабатывается и активно пропагандируется Экологическая доктрина, которая организует и направляет взаимоотношения общества и природы.

Государство создает единую систему экологического мониторинга, экологической экспертизы. Особую роль в формировании экологической культуры может играть законотворческая деятельность, насаждающая в обществе представления об ответственности за причинение ущерба окружающей среде. Однако это возможно лишь при условиях, во-первых, единства и последовательности государственной политики в данной области, во-вторых, наличия у государства политической воли для твердого и решительного приведения в исполнение принятых решений.

Таким образом, необходимыми факторами формирования экологической культуры являются экологическое просвещение, включающее соответствующую ориентацию системы воспитания и образования, наличие и распространение теоретических экологических знаний, наличие в обществе группы носителей таких знаний, деятельность СМИ и общественных организаций, а также присутствие экологического императива в политике. Подавляющее большинство указанных факторов возникли лишь в двадцатом столетии. При этом, спецификой России является их более позднее проникновение в культурное пространство по сравнению с мировым сообществом.


Список литературы

  1. Алексеев С.В. Формирование экологической культуры как механизм социализации подрастающего поколения // Формирование экологической культуры и развитие молодежного движения / Под. ред. В.М. Захарова — М.: Акрополь, Центр экологической политики и культуры, Центр экологической политики России, 2008. С. 15-25.
  2. Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь: судьбы человеческих обществ. Пер. с англ. М. Колопотина. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА: CORPUS, 2010. – 720 с.
  3. Медоуз Д. Пределы роста. 30 лет спустя. Пер. с англ. – М.: ИКЦ «Академкнига», 2007. – с. 359.
  4. Повестка дня на XXI век // Организация Объединенных Наций: официальный сайт/ Документы/ Декларации и конвенции/ Декларации. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/riodecl.shtml (дата обращения: 29.08.2020).