УДК 37

ПРИЗНАКИ И ПРИЧИНЫ ГИПЕРАКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

№27,

Педагогические науки

Попова Ксения Федоровна


Ключевые слова: ГИПЕРАКТИВНОСТЬ; ДЕЗАДАПТАЦИЯ; ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ; СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ СДВГ; ПРАВИЛА РАБОТЫ ИМПУЛЬСИВНОСТЬ; НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ; HYPERACTIVITY; MALADAPTATION; PSYCHOEMOTIONAL STATE; ATTENTION DEFICIT DISORDER ADHD; WORK RULES IMPULSIVITY; INATTENTION.


Аннотация: В данной статье представлены признаки гиперактивного ребенка в социальной адаптации.

Синдром гиперактивности у детей — очень распространенное поведенческое и эмоциональное нарушение у детей. Синдром гиперактивности сразу заметен на фоне окружающих. Ребенок ни минуты не сидит на месте, постоянно находится в движении, никогда не доводит дело до конца, бросает и тут же принимается за другое.

Синдром гиперактивности у детей выражается в завышенной подвижности. Ребенок не способен усидеть на месте, постоянно крутится, сейчас он занимался одним делом, через минуту – другим, а потому не удивительно, что все остается незавершенным. Ребенок с признаками гиперактивности постоянно находится в движении, когда к нему обращаешься, кажется, не слышит или не обращает внимание. Из-за неусидчивости плохо воспринимает материал, слабо обучается.

Синдром нарушения внимания с гиперактивностью ранее называли минимальной дисфункцией головного мозга, минимальным повреждением головного мозга, гиперкинетическим синдромом, синдромом гиперактивного ребенка. Это одно из самых частых детских поведенческих расстройств, а у многих оно сохраняется и в зрелом возрасте.

Не представляя опасности для жизни, синдром нарушения внимания является серьезнейшей угрозой для правильного формирования личности ребенка, для выработки нужных социальных связей, интеллектуального развития.

Спровоцировать развитие такой патологии могут многочисленные факторы, включая образ жизни матери при беременности. Иногда гиперактивность у дошкольников путают с активностью. Радуясь, что ребенок подвижен, взрослые не подозревают, что за этой чрезмерной неугомонностью может таиться проблема. Слишком активные проявления могут стать проблемой не только для других, но и для самого ребенка, для его полноценного развития. Отсутствие навыков самоконтроля приведет к агрессивности, а суетливость не позволит успешно выполнять задания взрослого. Гиперактивность у ребёнка становится заметной уже в дошкольном возрасте. Всё более отчётливо проявляется неспособность сосредоточиться на каком-нибудь предмете или явлении: ребёнок разбрасывает игрушки, не может спокойно дослушать сказку, досмотреть мультфильм.

Большинство исследователей отмечают три основ¬ных блока проявления гиперактивности:
1. дефицит вни¬мания,
2. импульсивность,
3. повышенная двигательная ак¬тивность.

Несмотря на то, что этой проблемой занимаются многие специалисты (педагоги, дефектологи, логопе¬ды, психологи, психиатры), в настоящее время среди родителей и педагогов все еще бытует мнение, что ги¬перактивность — это всего лишь поведенческая про-блема, а иногда и просто «распущенность» ребенка или результат неумелого воспитания. Причем чуть ли не каждого ребенка, проявляющего в группе детского сада или в классе излишнюю подвижность и неусидчи¬вость, взрослые причисляют к разряду гиперактивных детей. Такая поспешность в выводах далеко не всегда оправданна, так как синдром гиперактивности — это медицинский диагноз, право на постановку которого имеет только специалист. При этом диагноз ставится только после проведения специальной диагностики, а никак не на основе фиксации излишней двигательной активности ребенка.

Признаки повышенной активности у ребенка проявляются не сразу. До 2-3 лет ребенок может вести себя обычно и даже быть чрезмерно спокойным.

Развивающуюся гиперактивность у детей можно заподозрить, если развивается:
 плохой ночной сон – длительное и беспокойное засыпание, вскрикивания и движения в кровати, разговоры, частые просыпания, плач, недосыпание;
 днем повышенная суетливость, неусидчивость, неспособность доводить до конца начатое дело, излишнее беспокойство;
 неустойчивость (лабильность) эмоциональной сферы, вспышки импульсивности;
 игнорирование просьб родителей, неадекватное поведение;
 болезненная забывчивость, невнимательность, отсутствие сосредоточения на деятельности, склонность к разбрасыванию вещей.

Существует множество мнений по причинам проявления у детей гиперактивности. Наиболее распространенные из них:
 генетическая предрасположенность (наследственность);
 биологические (родовые травмы, органические повреждения мозга малыша во время беременности);
 социально-психологические (алкоголизм родителей, микроклимат в семье, условия проживания, неправильная линия воспитания).

К сожалению, родители иногда полагают, что поступление в дошкольное учреждение и появление новых обязанностей положительно скажется на ребенке, и он изменится. Однако их ожидания не оправдываются. Зачастую начало посещения детского сада только провоцирует проблемы ребенка, ведь изменяются требования к ребенку при нахождении в детском коллективе и требования к ребенку в семье: изменения режима, изменения в социальном окружении (требования к питанию, организованные занятия, правила коллективного взаимодействия), «отрыв» от матери.

Ребенку трудно справляться с новой ситуацией, с новыми правилами, он начинает проявлять проблемное поведение, что приводит к неуспешности, а иногда и к отставанию от сверстников. Расторможенный, неуправляемый ребенок может поставить в тупик взрослых, которые, как правило, его наказывают, ругают, упрекают, стыдят и одергивают. Ребенок и сам себе не рад, да ничего не может с этим поделать, не может без помощи родителей изменить свое поведение.

Чем больше запретов и ограничений, рамок и границ, тем настойчивее желание растущего человека попробовать то, что «нельзя», узнать то, что «еще рано», проникнуть туда, куда «запрещено». Конечно же, мы не имеем в виду полную свободу действий, полную дозволенность и бесконтрольность – это в свою очередь также имеет свои нежелательные последствия. Мы говорим о необходимых условиях развития ребенка, которые создаем мы с Вами, взрослые. Удовлетворяя познавательную активность ребенка в том объеме, который он сам нам определяет, мы с вами закладываем фундамент прочных, доверительных отношений с нашим ребенком. Затраченное терпение окупится плодотворным общением и станет залогом нашего с Вами спокойствия в дальнейшем. Это особенно важно в возрасте от 3 до 4 лет, когда ребенок про себя начинает говорить: «Я» и экспериментирует со своей самостоятельностью. Просто нужно быть всегда рядом для того, чтобы в нужную секунду оказать необходимую помощь, подсказать, объяснить, поддержать. Доверяя миру, испытывая удовлетворение от своей нужности, малыш будет радовать вас своим развитием.

Для того чтобы помочь малышу справиться с ситуацией, нужно найти истинную причину его тревоги и страхов и направить основные усилия на ее устранение.


Список литературы

  1. Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. М.: Книголюб, 2003. Буянов М. И. Беседы о детской психиатрии. М.: Просвещение, 1986. Гиперактивные дети: психолого-педагогическая помощь / Г.Б. Монина, Е.К. Лютова-Робертс, Л.С. Чутко. – СПб.: Речь, 2007.
  2. Афонина А.В., Груздева Н.В. «Пойми меня и действуй правильно!»: Методическое пособие для психологов, педагогов и родителей. Иваново, 2005.
  3. Байярд Роберт, Байярд Джин. Ваш беспокойный подросток. Практическое руководство для отчаявшихся родителей / Пер. с анг. М.:Просвещение, 1991. 224 с.
  4. Брязгунов И.П., Касатикова Е.В. Непоседливый ребенок, или все о гиперактивных детях. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001. 96 с.
  5. Гиперактивный ребёнок. Как найти общий язык с непоседой / Гульнара Ломакина. Москва, Центрполиграф, 2009.
  6. Дробинский А.О. Синдром гиперактивности с дефицитом внимания // Дефектология. № 1, 1999. С. 31-36.
  7. Заваденко Н.Н. «Факторы для формирования дефицита внимания и гиперактивности у детей», Мир психологии №1, М., 2000.
  8. Заваденко Н.Н. Диагноз и дифференциальный диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивность у детей // Школьный психолог. 2000. № 4. — С. 2-6.
  9. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  10. Сунцова, Т. А. Гиперактивный ребенок / Т. А. Сунцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 13.1 (199.1). — С. 61-64.