УДК 373.2

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№26,

Педагогические науки

Попова Ксения Федоровна


Ключевые слова: ОСОБЕННОСТЬ ВНИМАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ; ВИДЫ ВНИМАНИЯ; ВНИМАНИЕ; РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ; ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; FEATURE OF ATTENTION IN PRESCHOOLERS; TYPES OF ATTENTION; ATTENTION; ATTENTION DEVELOPMENT; PRESCHOOL CHILDREN.


Аннотация: В данной статье анализируется проблема развития внимания у детей дошкольного возраста. Актуальность темы заключается в том, что многие трудности связаны с низким уровнем развития внимания и от того, насколько эффективно будет организовано занятие для ребенка, зависит формирование внимания.

Во время всего дошкольного возраста происходит развитие свойств внимания и его произвольности. Ребёнок приобретает навык регулировать себя и осознанно обращать свое внимание на конкретный предмет. При этом применяются внешние средства такие как слово, указательные жесты взрослых, т. е. внимание является опосредованным.

Вырабатывание свойств и форм внимания дошкольника в значительной мере зависит от значения, эмоциональности, а также интереса, который представляет материал и от характера деятельности, выполняемой ребёнком. Показатели внимания в большой мере повышаются благодаря сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Формирование внимания находится в тесной взаимосвязи с вырабатыванием воли и произвольности поведения, способности регулировать свое поведение.

Кроме того, развитие внимания является одним из важнейших дальнейших приобретений ребенка, связанных с формированием у него волевых качеств. К концу дошкольного периода появляются зачатки произвольного, активного внимания связанного с сознательно поставленной целью.

При плохо развитом внимании ребенку сложно сконцентрироваться на одном деле, при выполнении любой работы он будет выполнять ее не до конца или с большим количеством ошибок. Ребенку трудно переключаться с выполнения одного вида деятельности на другой.

Внимание дошкольника отображает его интерес к предметам окружающей действительности и осуществляемым с ними действиям. Ребёнок сосредоточен до того времени, пока не пропадет его интерес. Появившийся новый предмет тут же переключает внимания ребенка на него. По этой причине дети нечасто долгое время останавливаются на одном и том же занятии.

По активности человека в организации внимания психологи выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное. Внимание характеризуется различными качествами и свойствами, имеет сложную функциональную структуру, основанную взаимосвязями его важнейших свойств, которые делятся на первичные (объем, устойчивость, концентрация или сосредоточенность, распределение) и вторичные (переключаемость).

Так как базой непроизвольного внимания являются интересы, то для его продуктивного формирования нужно сначала повысить интерес ребенка. Но все-таки выстраивать обучение на одном непроизвольном внимании неверно, как и непрестанно вызывать усиленное произвольное внимание у детей, не включая никакую опору.

Формирование внимания напрямую связано с убеждениями взрослого во взаимодействии с детьми дошкольного возраста, а еще от того, насколько эффективно будет организовано занятие для ребенка». Значительную роль в развитии внимания детей будет иметь и распорядок дня, который формирует базу в жизни детей, выступает внешним орудием ее организации, способствует более легкому переключению, распределению, концентрации внимания.

При плохо сформированной переключаемости внимания ребенку тяжело переключаться с выполнения одного рода занятий на другой. Для устранения данных несовершенств требуется, как показывают исследования, специально организованная работа с детьми.

Таким образом, одним из актуальных вопросов, связанных с развитием внимания детей дошкольного возраста, является своевременно начавшаяся диагностическая и развивающая работа.


Список литературы

  1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: психологическое исследование / Л.И. Божович. М.: Просвещение, 1998. 464 с.
  2. Гальперин П. Я. К проблеме внимания. Хрестоматия по вниманию. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. С. 220–228.
  3. Григорьева Л. П., Психофизиология развития внимания у детей в норме и со сложными сенсорными нарушениями. // Дефектология. — № 1. — 2012. — С. 3.
  4. Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания / Педагогика, 2006. № 8. С. 12-32.
  5. Лурия А.Р. Внимание и память. М.: Просвещение, 2001. — 436 с.
  6. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. — Т. I. — М.: Академия, 2010. Хомская Е. Д. Проблемы нейропсихологии. — М.: Сфера, 2012, — С. 167.
  7. Черемошкина Л. В., Развитие внимания детей — Ярославль: Академия развития, 2013. Омельченко Н. А., Казаков И. С. Педагогические условия формирования внимания у старших дошкольников // Молодой ученый. 2016. № 9–3 (113). С. 22–24.
  8. Куркина Екатерина Александровна Проблема развития внимания старших дошкольников // Проблемы педагогики. 2017. №9 (32).