УДК 37

ЗНАЧИМОСТЬ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

№26,

Педагогические науки

Попова Ксения Федоровна


Ключевые слова: ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА; ЗДОРОВЬЕ; ИНТЕГРАЦИЯ; СОВОКУПНОСТЬ РАЗВИТИЯ; ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА; ЗАНЯТИЯ; ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ; CHILDREN; HEALTH; INTEGRATION; DEVELOPMENT TOTALITY; PHYSICAL CULTURE; CLASSES; MOTOR ACTIVITY; PHYSICAL DEVELOPMENT.


Аннотация: Данная статья отражает основные направления приобщения детей дошкольного возраста к занятиям физической активности на основе интеграции процесса обучения, направленного на изучение различных предметов в контексте двигательной деятельности, как основы формирования активной жизненной позиции относительно занятий физической культурой, направленных на формирование здоровья.

В дошкольном возрасте формируются основополагающие знания по многим дисциплинам при этом необходимо учитывать, что ребенок дошкольного возраста воспринимает окружающую действительность, языком звуков, красок, эмоций, при этом он мыслит целостно, не отделяя один раздражитель от другого. Поэтому решение целей образовательного процесса в области физической культуры, необходимо увязывать с развитием целостного восприятия дошкольника как активную личность в деятельности.

Сосредоточенность воспитателей и руководителей физической культуры дошкольного образовательного учреждения на интеграции процесса физического воспитания в различные области образования дошкольников должна основываться на следующих предпосылках:

— образованность воспитателей в сфере физической культуры должна основываться на специфике обучения различным направлениям деятельности на основе физической культуры, то есть происходит формирование телесно-двигательной культуры;
— воспитателю необходимо владеть умениями и навыками формирования двигательных действий не только прикладного характера, но и направленного, что будет способствовать оздоровительной составляющей образовательного процесса дошкольников;
— в процессе деятельности руководитель физической культуры должен не только учитывать возрастные физиологические особенности деятельности детей дошкольного возраста, но и их предметно-смысловое развитие;
— воспитателю в собственной деятельности необходимо основываться на интеграции процесса умственной и физической составляющей, что является немаловажным в процессе формирования личности ребенка;
— руководитель физической культуры в процессе деятельности должен применять различные формы и методики развития дошкольников в контексте интеграции различных предметов.

В процессе деятельности как воспитатель, так и руководитель физической культуры являются системообразующими факторами педагогического организационно-интегрирующего обеспечения физкультурного образования дошкольников, их физического воспитания и формирования физической культуры личности. На сегодняшний момент времени многие дошкольные образовательные учреждения пытаются внедрять программы различной направленности, которые не всегда являются эффективными, при этом адаптация программ часто приводит к искажению сути, так как разрабатываясь как инновационные они не всегда отвечают материально-технической базе учреждения, квалификации кадров, применяемым методикам и уровню физического развития детей в конкретном учреждении. При этом необходимо учитывать, что не все применяемые методики способны в полной мере реализовать необходимый объем двигательной активности подрастающего организма. В современной системе образования в области физической культуры реализуются программы, технологии и методики, направленные на снижение уровня заболеваний, повышение физиологических и психологических функций организма ребенка, а, следовательно, и его умственного и образовательного потенциала.

Для всех групп составлен режим двигательной активности, где помимо организованных видов занятий по физической культуре в режиме дня дошкольников значительное место отведено самостоятельным двигательным играм с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Как известно, регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. Занятия проводятся 3 раза в неделю, 2 раза в спортивном зале и 1 раз на улице. Их продолжительность, как и остальных занятий в детском саду, — от 15 до 30 минут. Это связано с тем, что очень сложно удержать внимание ребенка дольше этого времени.

Помимо непосредственно-образовательной деятельности по физической культуре в детском саду ежедневно проводится утренняя гимнастика, которая состоит из поворотов и наклонов головы, махов руками, наклонов туловища, приседаний. Продолжительность утренней гимнастики 5-8 минут. В перерывах между «сидячими» занятиями и после дневного сна тоже проводятся, так называемые, физкультурные пятиминутки, дающие возможность ребенку размять тело.

У ребенка обязательно должна быть специальная форма для занятий физкультурой – это, в первую очередь, вопрос гигиены. В качестве физкультурной формы отлично подойдут шорты и футболка из несинтетических, дышащих материалов. На ноги можно одеть чешки или носочки с прорезиненной (нескользящей) подошвой. Во многих группах физкультурная форма определенного цвета. Это вырабатывает у детей командный дух при проведении эстафет и спортивных праздников.

Большое внимание в процессе непосредственно образовательной деятельности уделяется формированию правильной осанки, двигательных навыков, а также привитию культурно-гигиенических навыков и интереса к физическим упражнениям, что способствует формированию моральных качеств, волевых черт личности, ведению здорового образа жизни.

Поэтому необходимо, чтобы двигательная деятельность ребёнка дошкольного возраста занимала в режиме дня до 50% ежедневного бюджета времени, при этом на основе анализа различных литературных источников мы можем заключить, что это не всегда обоснованно, да и в различных отечественных и зарубежных дошкольных образовательных программах к этому не однозначное отношение, так как программы которые на сегодняшний момент времени реализуются в дошкольных образовательных учреждениях отводят целенаправленной двигательной активности не более 20% общего бюджета времени дневного пребывания ребенка в дошкольном учреждении, что вряд ли может быть достаточным для решения оздоровительных, а, следовательно, и образовательных задач, поскольку эти процессы взаимообусловлены.

Главная цель физического воспитания в дошкольном учреждении состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиваться хорошего уровня здоровья и всестороннего физического развития ребят. А также обеспечивать овладение дошкольниками двигательными умениями и навыками; создавать условия для разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития ребят и воспитания у них потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.

Педагог должен содействовать своевременному и полноценному психическому развитию каждого ребенка, способствуя становлению деятельности путем поощрения двигательной активности ребенка и создания условий для ее развития через развитие основных движений (ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазанье, метание) и физических качеств (быстрота, гибкость, ловкость, сила, выносливость), а также удовлетворения потребности ребенка в движении в течение дня.

Сферу физической культуры характеризуют разные виды деятельности: двигательная, соревновательная, культурно-спортивная, физкультурная и др. Центральным системообразующим фактором, объединяющим все компоненты физической культуры, выступает физкультурная деятельность. Она не ограничивается только развитием и формированием телесных характеристик человека, а находится в тесной взаимосвязи с его духовной деятельностью. Это и определяет специфику физкультурной деятельности, позволяет через нее решать общевоспитательные, общекультурные задачи. В процессе этой деятельности и формируется физическая культура личности каждого конкретного человека.

Таким образом, можно заключить, что двигательная деятельность является основополагающей в дошкольном образовании так как не только формирует естественные двигательные навыки, обеспечивает полноценное физическое развитие, развитие физических качеств и способностей, но и формирует социальный, коммуникативный, мотивационный, потребностный, познавательный, деятельностный, интеллектуальный, и речевой потенциал. Все вышеизложенное в совокупности не только развивает личность в целом, а формирует ценностное отношение дошкольников к собственному здоровью и, следовательно, является основой дальнейшего эффективного развития Российского общества.


Список литературы

  1. Акош, К., Акош, М. Помощь детям с церебральным параличом – кондуктивная педагогика: Кн. для Родителей [текст] / К. Акош, М. Акош /– М.: Улисс, 1994. – 196 с.
  2. Журнал «Современное дошкольное образование. Теория и практика». 6 (38) /2013. Научно-практические конференции ученых и студентов с дистанционным участием. Коллективные монографии. Веб-адрес: http://sibac.info/ Никитина, С. В. «О разумной организации жизни и деятельности детей в детском саду в свете современных требований». М., 2013. — С.45.
  3. Курысь В. Н., Евстигнеева М. И. Содержание и соотношение понятий «физическая культура личности» и «телесно-двигательная культура» Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2013. № 1 (95). С. 84–89.
  4. Курысь В. Н., Сляднева Л. Н., Шиянова Г. В. Образование детей дошкольного возраста в области физической культуры — теорет. аспект : [монография] / В. Н. Курысь, Л. Н. Сляднева, Г. В. Шиянова; М-во образования и науки РФ, М-во образования Ставропол. края. Ставрополь, 2006.
  5. Мавропуло О. С., Кривсун С. Н. Здоровье и двигательная активность человека — Ростов-на-Дону: Материалы сборника научных трудов. Социально-экономические и техникотехнологические проблемы развития сферы услуг. Редколлегия: Ильин В. Г., Минасян Л. А., 2012. С. 73–75.
  6. Сомкова О. Н. «Инновационные подходы к планированию образовательного процесса в детском саду». М., 2013. — С 67.
  7. Трубайчук Л. В. Интеграция как средство организации образовательного процесса. М., 2013. — С. 21.
  8. https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2019/11/30/fizicheskoe-vospitanie-doshkolnikov-kak-osnova-zdorovya