УДК 33

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

№26,

Экономические науки

Старкова Наталия Иожефовна


Ключевые слова: БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ; БЮДЖЕТНОЕ НАРУШЕНИЕ; ОРГАНИЗАЦИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ; BUDGET CONTROL; BUDGET VIOLATION; ORGANIZATION OF INTERNAL FINANCIAL CONTROL.


Аннотация: В статье раскрыты основные контрольные процедуры на существующих этапах бюджетного процесса.

Бюджетный контроль — это регламентированная нормами права деятельность уполномоченных субъектов по выявлению степени соответствия формирования, распределения и использования бюджетных средств, исходя из принципов законности и эффективности. Это необходимо для поддержания правопорядка в бюджетной сфере.

Предметом контроля эффективности использования бюджетных средств служат финансово-бюджетные операции, возникающие в процессе контроля за движением бюджетных средств.

Муниципальный финансовый контроль сам по себе выступает одним из этапов бюджетного процесса. Он предназначен для реализации муниципальной финансовой политики, соблюдению целесообразности, эффективности и законности использования средств местного бюджета.

Финансовый контроль реализуют органы, созданные представительными органами власти. Они наделены правами реализовывать контроль за исполнением бюджетов, осуществлять экспертизы проектов бюджетов, целевых программ.

Цель бюджетного контроля достигается решением таких задач, как: соблюдение действующего финансового законодательства, соблюдение бюджетного процесса, контроль над реализацией системы межбюджетных отношений, пресечение и предупреждение правонарушений в бюджетной сфере, проверка и координация деятельности контрольных органов.

Бюджетным нарушением считают совершенное финансовым органом, исполнительным органом власти, главным администратором бюджетных средств, либо муниципальным заказчиком деяние, представленное на рисунке 1.

Процедуры внутреннего финансового контроля (далее ВФК) регулируются постановлением Правительства РФ от 17.03.2014 № 193.


Рисунок 1 – Виды потенциальных бюджетных нарушений, выявляемых силами бюджетного контроля

Текущая схема организации ВФК, внутреннего финансового аудита (далее ВФА) и мониторинг качества финансового менеджмента (далее МКФМ) представлена на рисунке 2.


Рисунок 2 — Текущая схема организации ВФК и ВФА, МКФМ

Организация внутреннего финансового контроля возложена на руководителя, либо заместителя руководителя главного администратора бюджетных средств (далее ГРБС), его суть представлена на рисунке 3.


Рисунок 3 – Типовые процедуры ВФК

В рамках одной аудиторской проверки могут быть реализованы сразу несколько направлений аудита, например, оценка надежности ВФК и оценка экономности и результативности использования бюджетных средств (рисунок 4).


Рисунок 4 – Суть проведения аудиторских проверок

На основании п. 3 части 5 статьи 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, вправе подписывать инспекторы Счетной палаты РФ, уполномоченные должностные лица контрольно-счетных органов. При выявлении нарушений в ходе контрольных мероприятий протоколы также вправе составлять и должностные лица Федерального казначейства, должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющих муниципальный финансовый контроль.

Таким образом, предложены, уточнены и скорректированы контрольные процедуры обязательств на существующих этапах бюджетного процесса — от формирования до исполнения и подведения итогов контрольных мероприятий, что позволяет своевременно выявлять и предупреждать в будущем основные нарушения и недостатки в бюджетной сфере.


Список литературы

  1. Алекесеев А.В., Стерледева Л.А., Вагонов М.В. Организационно-правовые вопросы внутреннего муниципального контроля. //Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. 2018. – Курган, 2018. – 245 с.
  2. Гинзбург Ю.В. Бюджетное законодательство и новые подходы к управлению местными финансами. //Муниципальная служба: правовые вопросы. -2019. — № 4. –С. 25-30.
  3. Долматова Н.Г. Бюджетные риски на стадии исполнения бюджетов. //Финансовое право. -2019. -№ 7. –С. 5-11.
  4. Козлов С.Н. Действующая система формирования контроля исполнения муниципального бюджета. –Учебное пособие. –М.: Норма, 2019. – 236 с.
  5. Соколова Э.Д. Правовое регулирование финансовой деятельности государства и муниципальных образований: 2-е издание, переработанное и дополненное. – М.: Юриспруденция, 2019. – 248 с.
  6. Финансовый мониторинг: Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры: том 1. /под ред. Ю.А. Чиханчина, А.Г. Братко. – М.: Юстицинформ, 2020. – 285 с.