УДК 376.42

ЗНАЧИМОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

№26,

Педагогические науки

Попова Ксения Федоровна


Ключевые слова: ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА; ПАМЯТЬ; КОРРЕКЦИЯ И РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ; ДЕТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ; ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ; DIDACTIC GAME; MEMORY; CORRECTION AND DEVELOPMENT OF MEMORY; PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH VISUAL IMPAIRMENTS; PLAY ACTIVITIES.


Аннотация: В данной статье раскрыта значимость дидактической игры как средства развития памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения; определены психолого- педагогические условия её использования в работе по коррекции и развитию памяти обучающихся названной категории.

В психологии игра рассматривается как ведущая развивающая деятельность в детском возрасте, в рамках которой возникают основные новообразования данного возраста. Существенно, что из развития самой игры можно понять те «психические особенности, которые появляются и формируются у ребенка в период, когда данная деятельность выступает в качестве ведущей».

По мнению Е.В. Карповой, дидактические игры — это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. Автор отмечает, что эти игры направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.

Основываясь на определениях, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является самостоятельной деятельностью, методом и формой обучения и воспитания, средством коррекции и развития высших психических функций.

Дидактическая игра имеет исключительное значение в коррекции памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями зрениями. Игра выступает как деятельность, имеющая ближайшее отношение к потребностной сфере ребенка.

Многообразные элементы занимательности дидактической игры вызывают у детей чувство удивления, внутренний положительный отклик, истинный интерес к процессу познания, способствуют появлению инициативы и целеустремленности. Живое, яркое, эмоциональное преподнесение с помощью дидактической игры учебного материала, даже при его содержательности, делает его доступным для детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

В процессе коррекции памяти детей с нарушениями зрения дидактическая игра позволяет эффективно реализовывать индивидуальный подход, что заключается в подборе посильных для каждого ребенка заданий с учетом его умственных и психофизических возможностей; дает взрослому возможность руководить мнемической деятельностью, не показывая открыто дидактическую позицию.

Среди дидактических игр различают игры в собственном смысле слова и игры-занятия, игры–упражнения. Для дидактической игры характерно наличие игрового замысла или игровой задачи. Существенным элементом дидактической игры являются правила. Выполнение правил обеспечивает реализацию игрового содержания. Наличие правил помогает осуществить игровые действия и решить игровую задачу. Таким образом, ребенок в игре учится непреднамеренно. В дидактической игре формируется умение подчиниться правилам, т. к. от точности соблюдения правил зависит успех игры. В результате игры оказывают влияние на формирование произвольного поведения, организованности. По характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

Игровая деятельность младших школьников с нарушениями интеллекта имеет ряд специфических особенностей. Общее психическое недоразвитие при умственной отсталости обусловливает качественное своеобразие целей, мотивов и средств игровой деятельности. Школьники, особенно младших лет обучения, не всегда могут подчинить свои действия поставленной перед ними цели. Выполняя относительно сложное задание, они, как правило, не осмысливают его полностью, не намечают общего плана реализации. Дети начинают действовать, не учитывая всех содержащихся в инструкции условий и требований. Предложенная им задача оказывается подмененной другой, обычно сходной, но упрощенной.

Игровая деятельность умственно отсталых младших школьников в значительной степени зависит от окружающей их ситуации. Дети часто бывают импульсивными, слабо регулируют свое поведение. Наряду со многими фактами, свидетельствующими о кратковременности мотивов их деятельности, встречаются отдельные примеры того, что аффективно окрашенные, хотя и неосознанные мотивы деятельности могут сохраняться и реализоваться детьми в течение довольно длительного срока. Успешность воспитания и обучения ребенка в значительной мере обеспечивается созданием устойчивой мотивации, которая адекватна поставленной задаче.

В связи с этими особенностями развития умственно отсталые дети в еще большей мере, чем нормально развивающиеся, нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого. Спонтанное усвоение общественного опыта, особенно в раннем возрасте, у них практически не происходит. Ученые, исследующие особенности развития детей с нарушением интеллекта, в первую очередь отмечают у них патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений, активизацию их познавательной деятельности.

Таким образом, дидактическая игра может рассматриваться как эффективное средство коррекции недостатков памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения. Детям с нарушениями зрения значительно легче усвоить и запомнить информацию, опосредованную игровым мотивом. Вместе с тем следует заметить, что при использовании дидактической игры в качестве инструмента коррекции памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения высокие результаты будут достигаться только при соответствующей организации и соблюдении ряда психолого-педагогических условий.


Список литературы

  1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Академия, 2009. 208 с.
  2. Газман О.С., Харитонова Н.Е. В школу – с игрой. М.: Просвещение, 1991. — 96 с.
  3. Головина Т.П. О некоторых особенностях узнавания объектов слабовидящими школьниками // Специальная школа. – 1958. – Вып. 4. – С. 6–10.
  4. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении, воспитании и коррекционной работе. М.: ЦГЛ, 2002. — 78 с.
  5. Карпова Б.В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997. — 240 с.
  6. Пидкасистый П.И., Хайдаров Ж.С. Технология игры в обучении и развитии : учеб. пособие. М.: Рос. пед. агентство, 1996. — 269 с.
  7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
  8. https://moluch.ru/archive/56/7715/