УДК 342.5

ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

№26,

Юридические науки

Фоменко Татьяна Олеговна


Ключевые слова: ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК; МУНИЦИПАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ; ВИДЫ; LAND; MUNICIPAL PROPERTY; TYPES.


Аннотация: В статье рассматриваются теоретические положения о правовом статусе земель муниципальной собственности. Автор раскрывает понятие и перечисляет виды земельных участков муниципальной собственности.

Статья 12 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление [1]. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

Гражданским кодексом РФ (далее, — ГК РФ) установлено применение к муниципальным образованиям положений, определяющих участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов [2].

Отношения муниципальной собственности на земельные участки регламентируются нормами различной отраслевой принадлежности, в совокупности составляющими комплексный правовой институт. Это обусловливает сложность и коллизионность правового регулирования отношений в сфере муниципальной недвижимости, требующих теоретического осмысления и выработки предложений по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики.

Решение этих проблем и установление оптимального механизма правового регулирования отношений муниципальной собственности на земельные участки позволит создать надлежащие гарантии экономических основ местного самоуправления и сформировать условия реализации органами местного самоуправления стоящих перед ними задач по решению вопросов жизнеобеспечения населения муниципальных образований.

В Российской Федерации, согласно Конституции РФ, признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Пра­во муниципальной собственности является видом права собствен­ности.

Как пишет А.А. Кучин, «земля, безусловно, представляет большой коммерческий интерес, что, в свою очередь, создает условия для всевозможных нарушений: невозможность получить земельный участок в установленном законом порядке обусловливает распространение случаев их самовольного использования, незаконного их предоставления» [6].

В настоящее время земельный участок может быть рассмотрен как объект и земельных, и гражданских правоотношений. В последнем случае это вовлеченный в оборот объект недвижимости, отношения по поводу которого составляют предмет гражданского права. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ в ч. 3 ст. 6 закрепляет, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных данным кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи [3]. В случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом, могут создаваться искусственные земельные участки.

А.Ф. Пацкалев поясняет: «земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования»[7].

К муниципальной собственности могут относиться земельные участки из состава большинства категорий земель, в том числе:

  1. Земли сельскохозяйственного назначения (занимают 23,5% земельного фонда России). В состав данной категории входят земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. Большая часть земель сельскохозяйственного назначения находится (реально или потенциально) в частной собственности граждан и юридических лиц (в виде земельных участков либо земельных долей). Часть таких земель находится у муниципальных унитарных предприятий и учреждений. Всего в муниципальной собственности числится 1582,2 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения. В сравнении с другими видами публичной собственности это немного (например, в собственности субъектов Российской Федерации находится 5750,1 тыс. га).
  2. Земли населенных пунктов (1,2% земельного фонда страны). К данной категории относятся земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий и не могут пересекать границы муниципальных образований либо выходить за их пределы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам (ст. 83 ЗК РФ). В муниципальной собственности находится 165,7 тыс. га таких земель.

Земельный интерес муниципалитета состоит вовсе не в том, чтобы получить максимальное количество земли, а в том, чтобы получить с земель населенных пунктов максимальное количество земельного налога (отнесенного ст. 15 Налогового кодекса РФ к числу местных) в свой бюджет. Сделать это можно следующим образом: за счет собственных средств (либо выделенных вышестоящими органами публичной власти) произвести формирование земельных участков под многоквартирными домами.

  1. Земли промышленности и иного специального назначения (1,0% от площади земельного фонда России). К ним относятся земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.

В составе данной категории земель муниципальные земли занимают всего 18,4 тыс. га (что совсем немного, поскольку (для сравнения) в федеральной собственности находится 10124,2 тыс. га). В основном в муниципальной собственности числятся земли промышленности и земли транспорта. Так, согласно ст. 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в муниципальной собственности могут находиться автомобильные дороги общего и необщего пользования. Следовательно, со временем в муниципальную собственность еще будут переданы дополнительные участки.

  1. Земли особо охраняемых территорий и объектов (занимают 2,0% площади земельного фонда России). В муниципальной собственности находится всего 2,8 тыс. га (для сравнения: в федеральной собственности находится 21139,4 тыс. га). Согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», особо охраняемые природные территории местного значения являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления. К числу таковых могут быть отнесены лечебно-оздоровительные местности и курорты местного значения, территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты и другие.
  2. Земли лесного фонда (64,7% площади земельного фонда России). В муниципальной собственности не находятся.
  3. Земли водного фонда (1,6% площади земельного фонда России). В муниципальной собственности находится 0,1 тыс. га [4].

Тем самым, по замыслу законодателя основной формой собственности на земельные участки является федеральная собственность, площадь которой превышает площади всех остальных частных и публичных земель, вместе взятых.

Острота и масштабность проблем в сфере управления муниципальной собственностью, постановка вопроса о необходимости их комплексного решения обусловили потребность совершенствования законодательства в сфере управления муниципальной собственностью. Муниципальная собственность – «экономическая категория, ее статус и правосубъектность определяются установленными правилами, соответственно разграничивая экономический и юридический аспекты понятия «муниципальная собственность», необходимо подчеркнуть приоритет экономической природы данного феномена»[8].

Исходя из вышеизложенного, можно прийти к выводу о том, что значение муниципальной собственности как правового института состоит в том, что этот институт играет важную роль в становлении гражданского общества и правового государства, повышении эффективности системы взаимодействия между ними. Именно благодаря справедливому решению вопросов собственности становится возможным удовлетворение жизненных потребностей населения, которые стоят перед органами публичной власти всех уровней, включая местный.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993. № 237.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть I): Федеральный закон РФ от 30.11.1994 № 51-ФЗ // Собрание законодательства Рос¬сийской Федерации. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
  3. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 29.10.2001. — № 44. — Ст. 4147.
  4. Анисимов А.П., Рыженков А.Я., Сотникова М.С. Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации: вопросы теории и практики: монография. М.: Новый индекс, 2010. С. 68-69.
  5. Ермошина Е. Проблемы изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд // ЭЖ-Юрист. 2017. № 27. С. 11
  6. Кучин А.А. Надзор за исполнением законов в сфере землепользования // Законность. 2015. № 1. С. 14
  7. Пацкалев А.Ф. О проблемах оценки стоимости земельных участков, изымаемых для государственных и муниципальных нужд // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2017. № 10. С. 45.
  8. Шаломенцева Е.Г. Некоторые аспекты правового регулирования процесса управления муниципальной собственностью // Конституционное и муниципальное право. 2019. № 10. С. 52.