УДК 159.9

ОСОБЕННОСТИ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

№25,

Педагогические науки

Попова Ксения Федоровна


Ключевые слова: ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ; ДЕТИ С ОВЗ; ОДАРЕННОСТЬ; ВИДЫ ОДАРЕННОСТИ; ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ С ОВЗ; ОГРАНИЧЕННЫЕ ФИЗИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ; INCLUSIVE EDUCATION; CHILDREN WITH DISABILITIES; GIFTEDNESS; TYPES OF GIFTEDNESS; GIFTED CHILDREN WITH DISABILITIES; PHYSICAL DISABILITIES.


Аннотация: В данной статье рассматриваются особенности одаренности и инвалидности у детей, возникающие одновременно у одного и того же человека. А также рассматриваются вопросы: каких детей называют одаренными детьми с ограниченными возможностями здоровья, виды одаренности, проблема диагностики у детей с ОВЗ.

Проблема одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья в современном мире становится все более актуальной. В стратегии развития российского образования одним из приоритетных направлений является поддержка одарённых и талантливых детей. Проблематика работы с талантливыми детьми со статусом ОВЗ заключается в обеспечении системного подхода в использовании образовательных технологий и методов работы с одаренными детьми.

В современной психологии используются два термина на основе слова «одаренность» – «одаренные дети» и «детская одаренность». Термином «одаренные дети» обычно обозначают особую группу детей, опережающих своих сверстников в развитии. Второй же термин – «детская одаренность», напротив, не предполагает никакой селекции, а указывает на то, что каждый ребенок имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.

По виду деятельности могут быть выделены следующие виды одаренности:
1. Интеллектуальная одаренность. Это дети с врожденными высокими интеллектуальными способностями, для которых стандартная общеобразовательная программа чаще всего не интересна.

2. Академическая одаренность. Дети способные к обучению в широком смысле слова.

3. Лидерская одаренность (коммуникативная одаренность). Это дети с лидерским поведением.
Критерии, отличающие детей с лидерским поведением: в окружении посторонних людей и в любой нестандартной ситуации ребенок сохраняет уверенность в себе; легко приспосабливается к новым ситуациям; генерирует идеи и легко решает социально-лидерские задачи; принимает на себя ответственность, характерную для его возраста.

4. Художественно-эстетическая одаренность. Данный вид одаренности заметен в высоких достижениях художественной деятельности: в музыке, в танце, в скульптуре и т.п.

5. Творческая одаренность. Она проявляется в нестандартном видении мира, в нешаблонном мышлении. Творческие способности детей прямо и непосредственно не связаны с их способностью к обучению.

6. Спортивная одаренность (психомоторная одарённость). Современные исследования доказали, что если у школьников, которые увлекаются спортом, создать соответствующую мотивацию, то они могут превосходно учиться.

7. Духовно-ценностная одаренность. Одаренность в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Дети вместе с одаренностью могут обладать и некоторыми нарушениями здоровья. Дж. Галехер таких детей назвал «дважды особенными». Он считает, что приблизительно 2% детей инвалидов являются одаренными детьми. Это дети – инвалиды с трудностями в обучении, с нарушениями слуха и речи, дети с физическими увечьями, с проблемами с речью и проблемами в эмоциональном плане.

Наиболее часто встречающиеся одаренные и талантливые дети среди «дважды особенных детей» это: дети — аутисты; дети с симптомом Аспергера; дети с признаками гипрелексии; дети с социальными, эмоциональными и проблемами в поведении; дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью; дети неспособные к чтению; дети с синдромом диспраксии.

Очень часто ребенок имеет способности в одной или нескольких областях, и им же необходима помощь в других областях. Инвалидность может скрывать одаренность ребенка и наоборот. Поскольку одаренность часто связывается с академическими успехами ребенка и школьными достижениями, то детей с ограниченными возможностями зачастую бывает трудно идентифицировать таковыми. У одаренных дошкольников с проблемами в обучении — низкая продуктивность в школе (они не умеют писать, читать, записывать); у детей с церебральным параличом и глухотой — отсутствие навыков коммуникации; у детей с нарушениями двигательных функций – часто замедленное письмо, в результате чего ребенок отвлекается от задания, а учитель считает это невнимательностью; у детей с проблемами эмоционального характера — неуправляемое поведение (агрессивность, замкнутость, вспыльчивость, нежелание общаться).

Трудности возникают также и во время тестирования подобного ребенка, поскольку подобным детям часто невозможно предъявить стандартизированный тест. Поэтому зачастую такие дети не охвачены программами для одаренных и талантливых детей. А если такие дети получают образование в специализированных школах, таких как для глухих или слепых детей, то их одаренность и таланты губятся действующей в этих учреждениях учебной программой. Исследования группы ученых детей с ограниченными возможностями показали характерных особенных черт, которые могут позволить учителям раскрыть одаренность ребенка.

Наиболее общую характеристику одаренных детей с ограниченными физическими возможностями представляет С. Виллард-Холд: развитие у них компенсаторных навыков; творчество в поиске альтернативных способов общения и решения задач; впечатляющий багаж знаний; расширенные академические знания и навыки; отличная память; исключительные навыки в решении проблем; быстрое понимание идеи; стремление к долгосрочным целям; большая зрелость по сравнению с возрастом ровесников; хорошее чувство юмора; упорство, терпение; мотивация в достижении цели; любопытство, погруженность в себя; самокритика и перфекционизм; когнитивное развитие таких детей не может быть основано на их непосредственном опыте; возможные трудности с абстрактным мышлением; возможны ограниченные достижения в связи с темпами работы.

Практика инклюзивного подхода предполагает при планировании своих образовательных программ школой или детским дошкольным учреждением учитывать индивидуальные потребности ребенка, разрабатывая Индивидуальный план образования (ИП) одаренного ребенка. Инклюзивное обучение одаренных детей подразумевает то, что дети будут учиться друг у друга, у окружающих их взрослых. Именно при таком подходе к обучению и может быть распознана одаренность, и дети с ограниченными возможностями смогут стать значимыми членами своего учебного сообщества.

Придём к выводу, что для развития способностей детей необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, разрабатывать и проводить мероприятия, по сохранению и дальнейшему развитию способностей, объединяя усилия всех педагогов ДОУ и родителей.


Список литературы

  1. Lovecky, D.V., «Gifted Children with AD/HD». Providence, RI: Gifted Resource center of New England, 1999. Webster’s New Unabridged Universal Dictionary, 1994.
  2. Winebrenner, S. «Teaching Gifted Kids in the Regular Classroom». Free Spirit Publishing, 2001, p.21.
  3. Блинова В.Л., Блинова Л.Ф. Детская одаренность: теория и практика: учебно-методическое пособие. – Казань: ТГГПУ; 2010. – 56 с.
  4. Галлахер Дж. Одаренные дети. — Национальное агентство по воспитанию одаренных студентов: определение приоритетов; 1988г. — С. 55
  5. Одаренные дети как интеллектуально-творческий, инновационный потенциал общества: Материалы Международной научно-практической конференции 25 марта 2011г. г.Бирск / под ред докт.пед.наук, проф., академика МАНПО Ю.И. Юрички.- М.: Бир ГСПА, 2011. — 323 с.
  6. Поескова Г. И. «Дважды особенные» одаренные дети: практика инклюзивного обучения в США // Молодой ученый. – 2012. – №10. – С. 371–374.
  7. Психология одаренности: от теории к практике / Под ред. Д. В. Ушакова — М.: ИП РАН; 2000 г. – 128 с.
  8. Соколова В.Р., Седегова А.Н., Наумов А.А. Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт. – М.; 2013. – 147 с.
  9. Кладова И.С. Проблема одаренности детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2018. №9.