УДК 33
ВНЕДРЕНИЕ БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ
№25,
Экономические науки
Кузнецова Екатерина Владимировна
Ключевые слова: БЛОКЧЕЙН; ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ; ПРЕИМУЩЕСТВО; КОНТРОЛЬНЫЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ЗНАКИ; ТАМОЖЕННЫЙ БЛОКЧЕЙН; BLOCKCHAIN; CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION; INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGIES; ADVANTAGE; CONTROL IDENTIFICATION MARKS; CUSTOMS BLOCKCHAIN.
Одной из перспективных технологий на сегодняшний день является технология «единого окна» на актуальной сегодня платформе «блокчейн» (Blockchain).
«Блокчейн» — это способ хранения данных или цифровой реестр транзакций, сделок, контрактов — всего, что нуждается в отдельной независимой записи и при необходимости в проверке. Здесь можно хранить данные практически обо всем. При этом главным его отличием и преимуществом является то, что этот реестр не хранится в каком-то одном месте, а распределен среди нескольких тысяч компьютеров во всем мире.
Использование технологии «блокчейн» представляет собой ряд преимуществ при взаимодействии таможенных органов в рамках «единого окна» и осуществлении информационного обмена между таможенными органами:
˗ сокращение затрат (распределенный реестр для государственных функций позволит уйти от ведомственной монополии на информационные ресурсы и реализовать механизм «единого окна»);
˗ снижение коррупции (достоверность полученных данных);
˗ обеспечение безопасности товаров за счет механизма прослеживаемости.
Следует отметить, что применение системы прослеживаемости является также перспективным направлением развития таможенной службы.
К примеру, с 1 апреля 2016 года подлежат маркировке все меховые изделия товарной позиции 4303 ТН ВЭД ЕАЭС «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» (в частности из норки, нутрия, писца, лисы, кролика, зайца, енота, овчины). Начиная с этой даты запрещается приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа на территории ЕАЭС юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этих товаров без контрольных знаков либо с нанесенными на них знаками в нарушение установленного порядка, за исключением транспортировки товаров в специализированные складские помещения и хранения там. Товары, не маркированные контрольными идентификационными знаками, подлежат конфискации и последующему уничтожению. Контролирующие функции возложены на торговые инспекции, а также на инспекции Федеральных налоговых служб, управления и отделы ФТС.
Маркировка контрольными идентификационными знаками (далее –КиЗ) – это нанесение на товары бирок, которые представляют собой защищенные бланки строгой отчетности с наличием на них радиочастотной метки и представление сведений в государственную информационную систему маркировки товаров, в том числе описание товара, а в случае наличия на товаре КиЗ представление таких сведений в информационную систему.
В свою очередь, КиЗ является бланком строгой отчетности с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), содержащим встроенную радиочастотную метку, предназначенным для маркировки товаров.
При проведении таможенного контроля должностные лица используют специальные RFID-считыватели, которые бывают: настольными; ручными; стационарными; мобильными. Они обходимы для считывания штрих-кодов с контрольной меткой.
Внедрение системы прослеживаемости позволит бороться с контрафактом, повысить фискальные сборы, а также защитить российских производителей [2].
Внедрение системы блокчейна в таможенных операциях позволит создать единый реестр участников внешнеэкономической деятельности, который будет содержать информацию представляющуюю интерес не только для лиц, перечисленных выше, но и для контрагентов из числа кредитных организаций, компаний занимающихся страхованием, банков, бирж, налоговых и правоохранительных органов.
Есть вероятность, что для участников внешнеэкономической деятельности эта система может обернуться проблемами, такими как недоверие со стороны участников из бизнес-среды. Также могут возникнуть конфликтные ситуации, которые будет возможно решить с помощью подсистемы — таможенного блокчейна.
Необходимо обратить внимание на то, что создаваемая платформа позволит отследить намерения участников внешнеэкономической деятельности и порядочность выполнения заданий. Появится рейтинговая система по отслеживанию исполнения таможенного законодательства. При освоении таможенными органами этой системы, никто не потеряет данные и не забудет что нужно сделать, так как появится система напоминаний и отслеживать корректную работу системы будет определенный таможенный орган.
В дополнение нужно упомянуть, что внедрение системы прослеживаемости позволит должностным лицам таможенных органов легко выявлять незаконный ввоз фальсифицированных и контрабандных товаров на всех этапах таможенного контроля, начиная с подачи предварительной информации, заканчивая проведением таможенного контроля после выпуска товаров.
В соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год [1] с октября 2018 года созданы и начали свою работу 3 электронные таможни (Северо-Кавказская, Приволжская и Уральская) и центры электронного декларирования Владивостокской, Новороссийской и Калининградской областной таможен. Проведены мероприятия для обеспечения функционирования с начала 2019 года Московского областного и Акцизного специализированного центров электронного декларирования (ЦЭД).
В 2018 году в ЦЭД подано 33,6% от общего количества электронных деклараций на товары. Процесс создания электронных таможен и ЦЭД будет завершен до конца 2020 года.
После отработки данной технологии в таможенных органах появится необходимость в разработке специальных технологий, которые обеспечат совместимость доступности и конфиденциальности платформы для контрагентов. При положительном исходе эксперимента нужно будет разработать правила и нормативы в соответствии с которыми система блокчейн будет внедрена в таможенных органах на законодательном уровне.
Список литературы
- Приказ Минсельхоза России от 09.01.2018 № 2 «Об утверждении Правил изменения условий договора хранения запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в случае, предусмотренном пунктом 18 Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Российской Федерации, в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 г. N 1003, без проведения конкурсного отбора хранителей» (дата обращения: 05.06.2020)
- «Слежка за молоком». [Электронный ресурс]: https://pticainfo.ru/news/?ELEMENT_ID=69847 (дата обращения 04.06.2020)
- Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Издательство: Проспект.: 2018, 512 с.
- Лузина Т.В., Молчанов Е.А. «Анализ взаимодействия ФТС с бизнес — структурами» / Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации. Взгляд молодых лидеров: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 9-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2017. С.174-180
- Статья на информационном портале «Таможне подключат блокчейн» [электронный ресурс] https://finance.rambler.ru/economics/41122744-tamozhne-podklyuchat-blokcheyn/ (дата обращения 05.06.2020)