УДК 33

ВНЕДРЕНИЕ БЛОКЧЕЙН-ТЕХНОЛОГИЙ КАК КЛЮЧЕВОЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБЫ

№25,

Экономические науки

Кузнецова Екатерина Владимировна


Научный руководитель: Юсупова С.Я., доктор экономических наук, профессор


Ключевые слова: БЛОКЧЕЙН; ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ; ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ; ПРЕИМУЩЕСТВО; КОНТРОЛЬНЫЕ ИДЕНТИФИКАЦИОННЫЕ ЗНАКИ; ТАМОЖЕННЫЙ БЛОКЧЕЙН; BLOCKCHAIN; CUSTOMS SERVICE OF THE RUSSIAN FEDERATION; INFORMATION SYSTEMS AND TECHNOLOGIES; ADVANTAGE; CONTROL IDENTIFICATION MARKS; CUSTOMS BLOCKCHAIN.


Аннотация: Данная статья рассматривает вопросы связанные с одним из главных направлений развития таможенной службы РФ является внедрение информационных систем и технологий, которые облегчают и ускоряют процесс проведения таможенных операций, при этом повышая эффективность деятельности таможенных органов в целом. К примеру полномасштабное внедрение и использование блокчейна, системы прослеживаемости, дальнейшее развитие электронных таможен выведут систему таможенного администрирования на качественно новый уровень..

Одной из перспективных технологий на сегодняшний день является технология «единого окна» на актуальной сегодня платформе «блокчейн» (Blockchain).

«Блокчейн» — это способ хранения данных или цифровой реестр транзакций, сделок, контрактов — всего, что нуждается в отдельной независимой записи и при необходимости в проверке. Здесь можно хранить данные практически обо всем. При этом главным его отличием и преимуществом является то, что этот реестр не хранится в каком-то одном месте, а распределен среди нескольких тысяч компьютеров во всем мире.

Использование технологии «блокчейн» представляет собой ряд преимуществ при взаимодействии таможенных органов в рамках «единого окна» и осуществлении информационного обмена между таможенными органами:
˗ сокращение затрат (распределенный реестр для государственных функций позволит уйти от ведомственной монополии на информационные ресурсы и реализовать механизм «единого окна»);
˗ снижение коррупции (достоверность полученных данных);
˗ обеспечение безопасности товаров за счет механизма прослеживаемости.

Следует отметить, что применение системы прослеживаемости является также перспективным направлением развития таможенной службы.

К примеру, с 1 апреля 2016 года подлежат маркировке все меховые изделия товарной позиции 4303 ТН ВЭД ЕАЭС «Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха» (в частности из норки, нутрия, писца, лисы, кролика, зайца, енота, овчины). Начиная с этой даты запрещается приобретение, хранение, использование, транспортировка и продажа на территории ЕАЭС юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями этих товаров без контрольных знаков либо с нанесенными на них знаками в нарушение установленного порядка, за исключением транспортировки товаров в специализированные складские помещения и хранения там. Товары, не маркированные контрольными идентификационными знаками, подлежат конфискации и последующему уничтожению. Контролирующие функции возложены на торговые инспекции, а также на инспекции Федеральных налоговых служб, управления и отделы ФТС.

Маркировка контрольными идентификационными знаками (далее –КиЗ) – это нанесение на товары бирок, которые представляют собой защищенные бланки строгой отчетности с наличием на них радиочастотной метки и представление сведений в государственную информационную систему маркировки товаров, в том числе описание товара, а в случае наличия на товаре КиЗ представление таких сведений в информационную систему.

В свою очередь, КиЗ является бланком строгой отчетности с элементами (средствами) защиты от подделки (защищенная полиграфическая продукция), содержащим встроенную радиочастотную метку, предназначенным для маркировки товаров.

При проведении таможенного контроля должностные лица используют специальные RFID-считыватели, которые бывают: настольными; ручными; стационарными; мобильными. Они обходимы для считывания штрих-кодов с контрольной меткой.

Внедрение системы прослеживаемости позволит бороться с контрафактом, повысить фискальные сборы, а также защитить российских производителей [2].

Внедрение системы блокчейна в таможенных операциях позволит создать единый реестр участников внешнеэкономической деятельности, который будет содержать информацию представляющуюю интерес не только для лиц, перечисленных выше, но и для контрагентов из числа кредитных организаций, компаний занимающихся страхованием, банков, бирж, налоговых и правоохранительных органов.

Есть вероятность, что для участников внешнеэкономической деятельности эта система может обернуться проблемами, такими как недоверие со стороны участников из бизнес-среды. Также могут возникнуть конфликтные ситуации, которые будет возможно решить с помощью подсистемы — таможенного блокчейна.

Необходимо обратить внимание на то, что создаваемая платформа позволит отследить намерения участников внешнеэкономической деятельности и порядочность выполнения заданий. Появится рейтинговая система по отслеживанию исполнения таможенного законодательства. При освоении таможенными органами этой системы, никто не потеряет данные и не забудет что нужно сделать, так как появится система напоминаний и отслеживать корректную работу системы будет определенный таможенный орган.

В дополнение нужно упомянуть, что внедрение системы прослеживаемости позволит должностным лицам таможенных органов легко выявлять незаконный ввоз фальсифицированных и контрабандных товаров на всех этапах таможенного контроля, начиная с подачи предварительной информации, заканчивая проведением таможенного контроля после выпуска товаров.

В соответствии с планом мероприятий («дорожной картой») по реформированию системы таможенных органов в период с 2018 года по 2020 год [1] с октября 2018 года созданы и начали свою работу 3 электронные таможни (Северо-Кавказская, Приволжская и Уральская) и центры электронного декларирования Владивостокской, Новороссийской и Калининградской областной таможен. Проведены мероприятия для обеспечения функционирования с начала 2019 года Московского областного и Акцизного специализированного центров электронного декларирования (ЦЭД).

В 2018 году в ЦЭД подано 33,6% от общего количества электронных деклараций на товары. Процесс создания электронных таможен и ЦЭД будет завершен до конца 2020 года.

После отработки данной технологии в таможенных органах появится необходимость в разработке специальных технологий, которые обеспечат совместимость доступности и конфиденциальности платформы для контрагентов. При положительном исходе эксперимента нужно будет разработать правила и нормативы в соответствии с которыми система блокчейн будет внедрена в таможенных органах на законодательном уровне.


Список литературы

  1. Приказ Минсельхоза России от 09.01.2018 № 2 «Об утверждении Правил изменения условий договора хранения запасов федерального интервенционного фонда сельскохозяйственной продукции в случае, предусмотренном пунктом 18 Правил приобретения сельскохозяйственной продукции у сельскохозяйственных товаропроизводителей и (или) организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, произведенной сельскохозяйственными товаропроизводителями на территории Российской Федерации, в процессе проведения государственных закупочных интервенций и ее реализации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 г. N 1003, без проведения конкурсного отбора хранителей» (дата обращения: 05.06.2020)
  2. «Слежка за молоком». [Электронный ресурс]: https://pticainfo.ru/news/?ELEMENT_ID=69847 (дата обращения 04.06.2020)
  3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Издательство: Проспект.: 2018, 512 с.
  4. Лузина Т.В., Молчанов Е.А. «Анализ взаимодействия ФТС с бизнес — структурами» / Современная наука и образование на страже экономических интересов Российской Федерации. Взгляд молодых лидеров: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. В 9-х тт. том II / Под общ. ред. профессора С.Н. Гамидуллаева. СПб.: Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал РТА, 2017. С.174-180
  5. Статья на информационном портале «Таможне подключат блокчейн» [электронный ресурс] https://finance.rambler.ru/economics/41122744-tamozhne-podklyuchat-blokcheyn/ (дата обращения 05.06.2020)