УДК 33

ИННОВАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

№25,

Экономические науки

Данилова Анна Анатольевна


Научный руководитель: Макрусев В.В., доктор физико-математических наук, профессор.


Ключевые слова: ИННОВАЦИИ; ТАМОЖНЯ; КОНТРОЛЬ; ТЕХНОЛОГИИ; РАЗВИТИЕ; МОДЕРНИЗАЦИЯ; ИДК; ТЕХНИКА; INNOVATION; CUSTOMS; CONTROL; TECHNOLOGY; DEVELOPMENT; MODERNIZATION; IDK; TECHNOLOGY.


Аннотация: Статья рассматривает основные инновации в деятельности таможенных органов Российской Федерации. Выделяются особенности технических и управленческих инноваций в сфере таможенного контроля, обуславливается актуальность их практического использования. Приводится аргументация в пользу необходимости выработать российские инновационные системы таможенного контроля, независимые от зарубежных.

Порядок введения инноваций в деятельность таможенного контроля некоторое время определялся непосредственно «Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» [7]. В настоящее время актуальность в продолжении государственной политики в модернизации систем таможенного контроля по-прежнему высока ввиду того, что вышеупомянутая программа инновационного развития принесла незначительные результаты. Причины можно выделить следующие: большие территориальные масштабы страны, необходимость в использовании исключительно импортной технологической продукции, слабая законодательная база в контексте регламентации порядка ведения инновационной деятельности в сфере таможенного контроля и др. Все это усложняет нестабильная экономическая ситуация в стране, а также большая динамика в изменении отношений в сфере внешней политики РФ. К примеру, существует проблема с порядком таможенного контроля в торговле со странами Юго-Восточной Азии и Южной Америки, ввиду того, что действующие сейчас классификации прежде всего ориентируются на ТН ВЭД ЕАЭС, что непригодно для ряда других случаев.

Предполагается, что инновационная деятельность, как существенный фактор в современной экономике, должна поддерживать работу предприятия (органа) на должном уровне, совершенствовать его работу за счет внедрения новых технологий, а также привлекать высококвалифицированные кадры. Среди ключевых инноваций в сфере таможенного контроля можно выделить следующие основные направления: повышение эффективности использования аппаратуры радиационного контроля и инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК), обеспечение интеграции программных средств с единой автоматизированной информационной системой таможенных органов, модернизация системы таможенного управления.

Как видно, наряду с важностью введения технических инноваций в работу таможенных органов, существует потребность в совершенствовании системы управления за счет внедрения инновационных техник менеджмента. Как правило, характер такой инновации подразумевает значительное совершенствование системы работы таможенных органов. Новая система управления таможенными органами означает создание определенной иерархии управления с рациональным распределением ресурсов в каждый отдельный региональный и локальный таможенный орган. Такой подход позволяет сформировать более удобную систему контроля деятельности таможенных органов за счет их группировки. Одновременно с этим, должны быть разработаны четкие принципы управления таможенными органами, правильно распределены компетенции по каждому объекту, разработаны системы проверочного контроля работы таможенных органов, проводиться своевременное информирование работников и руководителей объектов таможенного контроля и профессиональная подготовка сотрудников, обеспечена политическая поддержка деятельности таможенных органов [3].

Поскольку в таможенном контроле наиболее трудоемким и ответственным является процесс контроля крупногабаритных грузов, то в России прежде всего были введены новые рентгеноскопические технические средства в качестве ключевых инновационных продуктов. Это инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК) рентгеноскопического контроля для бесконтактного осмотра грузовых автомобилей. В России используются ИДК зарубежного производства, прежде всего немецкого и китайского [5]. Внедрение в работу подобных устройств позволило значительно снизить таможенные преступления, повысить эффективность выявления контрабандной и запрещенной продукции.

Однако, подобные ИДК имеют несколько недостатков: эта технология не позволяет создавать объемное и цветное изображение высокой разрешающей способности, что значительно снижает информативность. В качестве варианта решения данной проблемы предлагается внедрять большое количество дополнительных источников ионизирующего излучения (ИРИ). Однако, у таких инноваций также есть минус, заключающийся в экономической нецелесообразности, так как стоимость отдельного ИРИ очень высока. Другой вариант решения проблемы – создать оборудование ИДК с одним перемещаемым источником ионизированного излучения, за счет чего возможно получить объемное изображение [1].

Касательно введения инноваций в систему работы таможенных органов следует сказать то, что они являются одним из основных потребителей инновационных информационных технологий. Это обуславливается не только государственными программами инновационного развития, но и повышенной ответственностью таможенных органов в плане отчетности своей работы. Информационные технологии позволяют снизить объем бюрократической работы за счет перевода основной документации в электронный вид. В Европейском союзе с 2011 года вступили в действие принципы согласованности информационных системе в сфере таможенного контроля за счет использования систем Import Control System, (ICS), Export Control System (ECS), New Customs Transit System (NCTS) и Economic Operators Registration and Identificaion System (EORI). На базе таких систем была разработана единая европейская электронная система таможенного контроля NCTS [6].

У Российской Федерации также есть ее аналог, автоматизированная система «Калининградский транзит», которая полностью интегрирована с информационными системами таможенных органов сопредельных государств и новой компьютеризированной транзитной системой. Уникальность NCTS заключается в том, что она впервые позволила странам, не входящим в Евросоюз, подключиться к новой компьютеризированной системе управления транзитными грузами.

Среди других инноваций в сфере деятельности таможенных органов можно выделить новую систему удаленного декларирования товаров. С целью ускорения таможенных операций и по экономическим соображениям электронное декларирование товаров в российских таможенных органов стало обязательно начиная с 1 января 2014 года.

Следует отметить важность создания электронной очереди, которая позволяет участникам ВЭД планировать время проезда за границу используя ресурс GoSwift. Это упрощает таможенные процедуры, а также снижает реальные очереди на таможенных постах [4].

Таможенные инновации также ориентируются на участников ВЭД, так как совершенствование таможенных систем повышает безопасность внешнеторговых отношений, снижает сроки таможенного контроля, оптимизирует способы контроля и пр. Для этого в 2014 году была предложена система управления рисками (СУР), цель которой состоит в оптимальном распределении ресурсов таможенной службы и создании оптимальной системы контроля за участниками ВЭД в зависимости от их репутации и статуса [2].

В целом, можно сказать, что порядок ведения российских инноваций в сферу деятельности органов таможенного контроля все больше ориентируется на мировые стандарты. Это происходит ввиду того, что в отечественной практике быстро теряют актуальность собственные разработки, а сложная обстановка в экономической и научно-технических сферах России не позволяют быстро и своевременно сформировать новые инновационные продукты для таможенных целей. Данное явление негативно сказывается на российской экономике, так как задерживает развитие российских инновационных продуктов, вытесняемых более эффективными современными зарубежными аналогами. Как следствие, целесообразно сперва провести наиболее продуктивные реформы в научно-технической сфере, чтобы обеспечить стабильную работу российских НИОКР. Со временем, это позволит наладить порядок внедрения в работу таможенных органов собственных инновационных разработок.


Список литературы

  1. Башлы П. Н. Инновационные технологии таможенного контроля // Башлы П. Н., Безуглов Д. А., Вербов В. Ф., Гамидуллаев С. Н. «Фундаментальные исследования» ; № 4 (часть 1) – 2017 г. – С. 19-23. [Электронный ресурс] – URL: https://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=41428 (дата обращения: 20.02.2020).
  2. Геращенко, Г. П. Экономика таможенного дела : учебник и практикум для вузов // Г. П. Геращенко, В. Ю. Дианова, Е. Л. Андрейчук ; под редакцией Г. П. Геращенко. – 2-е изд., испр. и доп : Издательство Юрайт. – Москва. – 2019 г. – С. 288.
  3. Меретин А. В. Разработка и внедренеие системы управления инновационной деятельностью таможенных органов // «Экономические науки» ; № 4 (34). – 2013 г. [Электронный ресурс] – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-i-vnedrenie-sistemy-upravleniya-innovatsionnoy-deyatelnostyu-tamozhennyh-organov (дата обращения: 20.02.2020).
  4. Мифы и реальность электронной очереди GoSwift // CustomsExpert.ru. – [Электронный ресурс] – URL: https://customsexpert.ru/articles/mifi-i-realnost-elektronno.htm.
  5. Применение инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК) компании Smiths Heimann на пропускных пунктах. [Электронный ресурс] – URL: http://www.bezopasnost.ru/about/articles/detail/253/1017/ (дата обращения: 19.02.2020).
  6. Система обмена данными о транзите (NCTS). [Электронный ресурс] – URL: https://www.emta.ee/ru/biznes-klient/tamozhnya-tovaroobmen/infosistemy/sistema-obmena-dannymi-o-tranzite-ncts.
  7. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. [Электронный ресурс] – URL: http://government.ru/docs/9282/.