УДК 34

ВИДЫ МОДЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТНОЙ ВЛАСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№25,

Юридические науки

Сивяков Сергей Александрович


Ключевые слова: ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО; МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ; УПРАВЛЕНИЕ; CIVIL SOCIETY; LOCAL GOVERNMENT; CONTROL.


Аннотация: Статья посвящена разбору моделей местного самоуправления на группы. Описаны их характеристики и особенности управления.

Конституция Российской Федерации в главе 8 четко обозначает местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, что все решения принимаются с учетом мнения местного населения, местное самоуправление свободно в принятии решений в пределах своей компетенции и что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. И государство является гарантом этого.

Так, Конституция указала демократический путь развития местного самоуправления, закрепив ключевые гарантии местного уровня. Но, в Конституции не указаны детальные характеристики модели местного самоуправления Российской Федерации. [1]

Таким образом, Россия является примером гибкого регулирования, которое дает достаточные свободы местному самоуправлению для подстраивания модели к объективным жизненным реалиям.

Вопрос того, будет ли местное самоуправление институтом гражданского общества или частью публично-властного механизма, по мнению многих экспертов, не является особо важным.

Если говорить о местном самоуправлении как об виде самоорганизация населения, то оно будет являться институтом гражданского общества. А если говорить как об форме управления публичными делами, то местное самоуправление будет неким уровнем публичной власти в России. Такое понимание достаточно распространено во всемирной практике. Муниципалитеты автономны, и имеют четко указанные права, обязанности и ответственность. Действуют в определённых законом рамках и функциях, и считаются самостоятельным элементом государственной (публично-властной) системы.

Совокупность конституционных основ которые подразумевают муниципальную автономию в соединении с традиционным для российской модели сильным централизованным государством, порождают особый вид местного самоуправления, где все управляется сильными государственными полномочиями и закреплением за ней возможности влиять на все основные процессы, происходящими в стране.

Гарантии современной модели закреплены в Конституции Российской Федерации. Из этого можно сделать вывод, что местное самоуправление это неотъемлемая часть жизни общества. Федеральные законы обозначают рамки местного самоуправления, открывая достаточный простор для работы местного самоуправления.[2]

Четкого разделения на модели местного самоуправления нет, но можно выявить некоторый группы, а именно:

Первая модель. Ответственный за муниципальное управление и представительство местного самоуправления избираются народом напрямую. Ответственное лицо также является высшим должностным лицом городского правительства, его официальным представителем и главой местного самоуправления. Работу представительного органа организует председатель, избираемый из числа депутатов.

Во второй модели глава муниципального образования выбирается напрямую населением и объединяет в своем статусе полномочия высшего должностного лица муниципального образования и председателя представительного органа. Функции главы администрации реализует другое лицо, замещающее свою должность по контракту. Здесь глава в некотором смысле противопоставляется исполнительному органу местной власти — он работает с администрацией как официальный представитель населения и представительного органа. Хорошая сторона такой модели будет заключается в том, что местная власть не будет находится у одного человека, а будет ограничена. В то же время в ней могут быть разногласия между главой администрации (управляющего), непосредственно возглавляющего реализацию исполнительно-распорядительных функций по распоряжению средствами местного бюджета, объектами муниципальной собственности с главой муниципального образования, отделенного от этих важных полномочий. [3]

В третьей модели глава муниципального образования избирается из состава представительного органа местного самоуправления и является его председателем. Местную администрацию возглавляет управляющий, нанимаемый согласно договору на конкурсной основе. Это вариант второй модели с той разницей, что руководитель муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава. Глава муниципального образования, представляющего муниципальное образование в целом, подотчетен в первую очередь населению муниципального образования, а также представительному органу как его председатель.

Четвертая модель. Представительный орган выбирается напрямую народом. Глава муниципального образования (не имеет значения каким способом его избрали) одновременно будет являться председателем представительного органа муниципального образования и главой местной администрации. Глава муниципального образования работает сразу в трех лицах: как высшее должностное лицо своего муниципального образования; как глава местной администрации; как руководитель представительного органа, в состав которого он входит по должности, функциональная специализация представительных и исполнительных органов в указанной модели реализуется в том же виде, что и в указанных ранее моделях. Увеличение количества полномочий главы муниципального образования влечет увеличение форм его подотчетности. Во всей полноте своих полномочий он подотчетен населению. Представительному органу он подотчетен как глава местной администрации и как его руководитель. Такая модель может иметь место в поселениях с численностью населения менее 1 тыс. человек.[4]

Пятая модель отлична от других тем что, предназначена для малых поселений в которых количество жителей, имеющих избирательное право, меньше 100 человек. Вместо представительного органа муниципального образования, присутствует сбор граждан, которые выполняет его функции и полномочия.[5]

Шестая модель. Представительный орган муниципального образования создается в процессе непрямых выборов. Данный вид предусмотрен для муниципальных районов. Представительный орган может складываться из глав поселений, входящих в структуру муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений. Глава муниципального района входит в состав представительного органа, являясь его председателем.


Список литературы

  1. Абрамова, И. Е. Развитие местного самоуправления как института гражданского общества / И. Е. Абрамова, А. Ю. Ильин, В. М. Котов // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. – 2016. – № 4. – С. 36-39.
  2. Агибалов, Ю. В. Правовое регулирование муниципального управления в Российской Федерации: практика, проблемы и направления совершенствования // Власть. – 2016. – № 3. – С. 12-16.
  3. Алексеев, И. А. К вопросу о соотношении муниципально-правовой и конституционно-правовой ответственности // Конституционное и муниципальное право. — 2015. – № 12. – С. 59-63.
  4. Вавилов, Н. С. Роль гражданского общества в обеспечении гласности местного самоуправления // Административное и муниципальное право. 2016. № 1. С. 9.
  5. Попова, А. В. Вопросы реформирования местного самоуправления в российской неолиберальной политико-правовой доктрине начала ХХ века // Журнал российского права. 2016. № 2. С. 41
  6. http://bibliofond.ru/view.aspx?id=651622#1