УДК 159.09.075

ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМ ЗАВИСИМОГО ПОВЕДЕНИЯ У МУЗЫКАНТОВ

№25,

Психологические науки

Немченко Арина Александровна


Ключевые слова: ЗАВИСИМОСТЬ; МУЗЫКАНТЫ; АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ; ADDICTION; MUSICIANS; ADDICTIVE BEHAVIOR.


Аннотация: Статья посвящена проведенному практическому исследованию феномена зависимости у музыкантов. Описаны теоретические положения данного феномена, а также сделаны предположения о формах зависимого поведения, присущих данной группе исследуемых.

Проблема профилактики зависимого поведения личности на данный момент является мультидисциплинарной и существует большое количество различных форм и видов данного феномена от различных аддиктивных агентов, в большинстве случаев, требующих применения методов медицинской и психологической реабилитации. В связи с постоянно растущим числом появления новых зависимостей и усложнением механизмов его формирования, остается острая необходимость поиска и изучения новых граней этого феномена у разных возрастных, социальных и профессиональных слоев населения. Относительно творческих людей, в частности музыкантов, существует большое количество стереотипов, многие из которых связаны с той или иной формой зависимого поведения. Однако, при литературном анализе в процессе исследования, данных о формах зависимого поведения у данной категории людей найдено не было.

В.Д. Менделевич [6] под зависимостью понимает разновидность девиантного поведения, отличающегося непреодолимой подчиненностью собственных интересов интересам другой личности или группы, чрезмерной и длительной фиксацией внимания на определенных видах деятельности или предметах, становящихся сверхценными, снижением или нарушением способности контролировать вовлеченность в данный вид деятельности, а также невозможностью быть самостоятельным и свободным в выборе поведения. Наряду с деструктивными формами зависимостей, таких как алкоголизм, наркомания, токсикомания и пр., существует ряд социально-одобряемых форм. К ним относятся пищевая зависимость, трудоголизм, любовная и религиозная зависимость. Несмотря на то, что последние менее порицаются в обществе, симптомы зависимого поведения и в том и в другом случае одинаковы. Исходя из этого, В. Д. Менделевич делает вывод, что спектр зависимостей распространяется от адекватных привязанностей, увлечений, способствующих творческому или душевному самосовершенствованию и считающихся признаками нормы, до расстройств зависимо­го поведения, приводящих к психосоциальной дезадаптации. В. Д. Менделевич так же описывает качества зависимой личности. По его словам, лицу, склонному к зависимому поведению характерна внушаемость и подражательность, неспособность прогнозировать ход событий, ригидность и упрямство, наивность, любопытство и поисковая активность, максимализм, нетерпеливость, эгоцентризм, мечтательность, склонность к риску, а также страх быть покинутым. Основным качеством зависимой личности В.Д. Менделевич считает инфантилизм. Базовое стремление зависимого человека – уйти в психологически комфортное состояние от реальности.

По словам Г. В. Слизовской [8], зависимое поведение возникает у людей, стремящихся легко достигнуть поставленных целей и задач. По этой причине, зависимые лица могут быть легко внушаемыми и спонтанными в своих действиях. На основе своего исследования психологических особенностей лиц, склонных к неоправданному риску в зависимом поведении, автор выделила некоторые особенности сфер личности зависимого. В когнитивной сфере отмечается низкий уровень самоконтроля, саморегуляции и ответственности. Отмечается, что человек с зависимостью может принимать нерациональные решения и критически относится как к себе, так и к окружающим. В потребностно-мотивационной сфере может наблюдаться пониженная активность и эффективность деятельности. Также, зависимому поведению могут сопутствовать низкий уровень волевых процессов и неспособность удовлетворить свои потребности вне предмета аддикции. В эмоциональной сфере лица, склонному к зависимому поведению, отмечается низкий уровень толерантности. Также, может преобладать эгоизм и, как следствие, нарушенная коммуникация с другими людьми. В эмоциональной сфере Г. В. Слизовская также выделяет повышенный уровень ригидности, тревожности, а также склонность к фрустрации.

Марк Льюис [1] считает, что зависимость – это не более чем привычка. Как и многие другие привычки, зависимость, за счет снижения самоконтроля, укореняется и становится частью жизни человека. Зависимость – это, несомненно, негативное состояние, как для самого зависимого человека, так и для всех связанных с ним людей. Однако, тяжелые последствия зависимости еще не делают ее болезнью. Автор убежден, что называть зависимость болезнью не только ошибочно, но и вредно, прежде всего, для самих зависимых. Несмотря на то, что риск возникновения зависимости достаточно велик, для зависимых людей, стремящихся к выздоровлению, утверждение, что их зависимость – это болезнь, может стать значительным препятствием на пути к цели.

Исследования личности музыкантов в современной науке преимущественно связаны с двумя аспектами: нейропсихологические и поведенческие исследования. По словам М. В. Дымниковой [5], восприятие музыки рассматривается как когнитивная функция и составляющая музыкального интеллекта в соответствии с базовыми структурными характеристиками музыки – высотой и ритмом – и нейропсихологической организацией межполушарного взаимодействия в их обработке. В контексте психологических и педагогических наук личность музыканта рассматривается через призму мотивационно-потребностной сферы. С. Л. Сабурова причинами выбора профессии музыканта считает: интерес к творчеству и музыкальному исполнению; потребность в эстетическом удовольствии от занятия музыкой; стремление к постоянному самосовершенствованию при исполнении музыкальных произведений; стремление продемонстрировать своё мастерство, и, как следствие, желание получить признание со стороны слушателей. С. Л. Сабурова [3] делает следующие выводы: 1. Музыкальная профессиональная направленность изменяется и усиливается в связи с не только процессом игры на инструменте, получением одобрения со стороны слушателей, но и с потребностью в повышении профессионального мастерства, а также в сохранении музыкальной культуры и получении эстетического удовольствия. 2. Мотивы выбора профессии музыканта связаны с внутренними мотивами, такими как любовь к искусству, а также с внешними, например, желания родителей и поощрения общества. 3. Создание грамотных условий способствует развитию этих потребностей, а также, более эффективному овладению профессиональными умениями.

Для подтверждения или опровержения теоретических положений, описанных выше, были выбраны 25 человек, из которых 16 мужчин и 9 женщин. Возраст респондентов варьировался от 19 до 66 лет.

Результаты исследования показали склонность большинства респондентов к зависимому поведению. Однако, необходимо отметить, что в данной выборке ярко выражена склонность к социально-одобряемым формам зависимого поведения. Это может объясняться тем, что многие респонденты говорили о своей работе как о уважаемой и почитаемой профессии. Можно предположить, что у респондентов сформировался некий образ того, как должен вести себя человек данной профессии, и это оказывает своё влияние на формы зависимого поведения у музыкантов.

Одной из наиболее часто встречающихся форм зависимого поведения данной выборки стала трудовая зависимость, что может говорить о крайне высоко значимости для респондентов их профессиональной деятельности. Это подтверждает вывод Самбуровой о мотивации выбора профессии музыканта. Одной из ведущих потребностей музыканта является стремление к самореализации. Поэтому люди творческих профессий для достижения этой цели способны «с головой» уходить в свою профессиональную деятельность. Это может становиться причиной формирования зависимости от своей деятельности.

Пищевая зависимость стала второй по распространенности в данной выборке. В сочетании с высокой чувствительностью, исследуемые музыканты в сложных стрессовых ситуациях склонны посредством еды регулировать своё состояние, устранять дискомфорт.

Стоит также сказать о склонности респондентов к любовной зависимости. Однако, немаловажно то, что исследуемые хоть и склонны к симбиотическим отношениям, но точно чувствуют свои границы и границы своего партнера. Они способны контролировать свою потребность в другом человеке, и там самым не причинять ему дискомфорт.

Таким образом, можно сделать выводы о склонности данной выборки к формированию зависимого поведения. Так, большинство исследуемых склонны к формированию зависимого поведения, предпочитая при этом социально-одобряемые формы. Объясняется это склонностью респондентов к склонности к самореализации, потребностью в любви и уважении, а также стремлением сохранить имидж и хорошее представление о профессии в целом. Не смотря на высокую склонность к зависимому поведению, музыканты способны контролировать свои потребности и выбирать наиболее рациональный способ решения каких-либо жизненных задач.


Список литературы

  1. Марк Льюис. Биология желаний. Зависимость — не болезнь // Питер, 2015. 270с.
  2. Целковников Б.М. Личность музыканта: общее и особенное // Сер. Психология. Теория и практика общественного развития. – 2012. — № 12. – С. 249 – 251.
  3. С.Л. Сабурова. Мотивы выбора профессии музыканта-исполнителя // Психология. Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2013. – С. 255-255.
  4. Дымникова М.В. Нейропсихологическая организация восприятия музыки в психодиагностических показателях // Сер. Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. Том 5. № 5А. С. 13-20.
  5. Менделевич В.Д. Руководство по аддиктологии: Учебное пособие. Под ред. проф. В. Д. Менделевича. СПб.: Речь, 2007.—768 с.
  6. Кадыров Р.В., Ковалев И.А., Ильина И.С. Психическая травма раннего возраста и психологические характеристики личности наркозависимых /Тихоокеанский медицинский журнал. 2016. Т. 61. № 4. С. 66-69.
  7. Слизовская Г.В. Психологические особенности лиц, склонных к неоправданному риску в зависимом поведении // Вестник БГУ. Образование. Личность. Общество. Сер. Психология. — №5. – 2010. – С. 215 – 219.