УДК 349.227
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОСПАРИВАНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ РАБОТОДАТЕЛЯ
№25,
Юридические науки
Дмитриковец Лемара Дляверовна
Ключевые слова: ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АКТ; СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА ОБЖАЛОВАНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ; ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АКТ РАБОТОДАТЕЛЯ; LAW ENFORCEMENT ACT; SUBJECTS OF THE RIGHT TO APPEAL AGAINST LAW ENFORCEMENT ACTS; EMPLOYER’S LAW ENFORCEMENT ACT.
Безусловным фактом является то обстоятельство, что право на судебное обжалование правоприменительных актов работодателей входит в содержание общего конституционного права на судебную защиту. Так, провозглашение Российской Федерации правовым государством, а также признание человека высшей ценностью неизбежно влечет за собой обязанность по обеспечению надлежащей юридической охраны личности.
Так, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ[1] закрепляет гарантию получения каждым государственной защиты его прав и свобод. Особое место в данном случае занимает защита судебная.
Статья 46 Конституции России содержит право индивида отстаивать собственные интересы в судебном порядке, включая обжалование любых решений, действий или бездействий органов, наделенных властными полномочиями, общественных объединений и должностных лиц, в том числе и правоприменительных актов работодателей. Помимо Конституции Российской Федерации, право на судебное обжалование правоприменительных актов работодателей закреплено в ряде нормативных-правовых актов, а именно: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[2], ГПК РФ[3], ТК РФ[4] и другими актами. В п. 2 Постановления Конституционного суда России N 5-П от 11.05.2005 г. отмечается, что, с одной стороны, право на судебную защиту относится к основным правам и свободам индивида, а с другой, одновременно является гарантией всех остальных прав и свобод[5].
Отметим, что исследовав нормы ТК РФ и материалы судебной практики[6], мы можем отметить, что субъектами права на обжалование правоприменительных актов работодателя могут быть субъекты трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (за исключением самого работодателя), а именно: работники, профсоюзный орган, государство в лице своих органов (прокуратура, инспекции труда). Последовательно рассмотрим возможные варианты.
- Работники обладают широким спектром возможностей оспаривания правоприменительных актов работодателя. В частности, они могут избрать как судебный порядок оспаривания правоприменительных актов обратившись в соответствующий орган судебной власти (ст. 391 ТК РФ), так и внесудебный порядок, обратившись в профсоюз (ст. 380 – 378 ТК РФ), обратившись в органы прокуратуры РФ и трудовой инспекции. Отметим, что работник в трудовых правоотношениях является заведомо «слабой стороной» и в виду этого обладает наибольшими возможностями по оспариванию правоприменительных актов работодателя.
- Прокурор традиционно является одним из носителей права на обжалование правоприменительных актов работодателей в виде осуществления прокурором надзорной функции. Исходя из толкования ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[7], предметом прокурорского надзора является в том числе деятельность работодателя по изданию правоприменительных актов. В силу прямого на то указания ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор имеет право, по результатам проверки правоприменительных актов работодателя, направить представление об устранении нарушений закона и требование об отмене правоприменительного акта работодателя. Помимо этого, прокурор имеет право обратиться в суд с требованием об отмене правоприменительного акта работодателя.
Таким образом, применительно к сфере деятельности прокуратуры защита трудовых прав прокурором, а также свобод и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве представляет собой самостоятельным и обязательным продолжением надзорной деятельности в области трудовых отношений, а также значительной составной частью защиты конституционных прав и свобод граждан.
- Статья 30 Конституции РФ предусматривает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов». Такое право закреплено международным законодательством лишь с 1966 года. Оно является одним из важнейших прав человека, признанных Международным пактом о гражданских и политических правах (ООН, 1966 г.)[8], который в п. 1 ст. 22 провозглашает, что «каждый имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов». Также следует отметить, что в каждом из институтом трудового права в ТК РФ есть статья, предусматривающая определенное (хотя и ограниченное) участие профсоюзного органа в правоприменительных действиях администрации. Таких статей в ТК РФ около двух десятков.
- В силу ст. 356 ТК РФ, государственная инспекция труда также имеет возможность влиять на правоприменительную деятельность работодателя, посредством проверок соответствующих актов работодателя и выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений. В силу ст. 357 ТК РФ, государственным инспекторам труда прямо предоставлено право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного мы можем отметить, что право на судебное обжалование правоприменительных актов работодателей – это центральный способ защиты прав, свобод и интересов субъектов трудовых отношений, реализуемый в установленной процедурно-процессуальной форме. Подчеркнем, что именно критерий эффективности системы судебной защиты субъектов трудовых отношений, является одной из базовых характеристик государства как демократического и правового. Субъектный состав лиц, которым предоставлено право на оспаривание правоприменительных актов работодателя, включает: а) работников; б) прокурора; в) профсоюзные органы; г) инспекции труда.
Список литературы
- Конституция Российской Федерации: основной закон от 12 декабря 1993 г. ; (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) ; с изм. и доп. (в ред. от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Российская газета. – 1993. –25 декабря (№ 237).
- О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1–ФКЗ (ред. от 30.10.2018г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 N 138–ФЗ (ред. от 26.07.2019г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
- Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197–ФЗ (ред. от 02.08.2019г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
- Постановления Конституционного суда России N 5–П от 11.05.2005 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: материалы судебной практики. Режим доступа: www.consultant.ru. Дата обращения: 15.10.2019г.
- Определение Московского городского суда от 30.05.2011 по делу № 33–16809, Определение Московского городского суда от 30.06.2011 по делу № 33–17010 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: материалы судебной практики. Режим доступа: www.consultant.ru. Дата обращения: 15.10.2019г.
- О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 26.07.2019г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
- Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496–ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.