УДК 349.227

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБЪЕКТНОГО СОСТАВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ОСПАРИВАНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ РАБОТОДАТЕЛЯ

№25,

Юридические науки

Дмитриковец Лемара Дляверовна


Научный руководитель: Агашев Д.В., кандидат юридических наук, доцент.


Ключевые слова: ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АКТ; СУБЪЕКТЫ ПРАВА НА ОБЖАЛОВАНИЕ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫХ АКТОВ; ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНЫЙ АКТ РАБОТОДАТЕЛЯ; LAW ENFORCEMENT ACT; SUBJECTS OF THE RIGHT TO APPEAL AGAINST LAW ENFORCEMENT ACTS; EMPLOYER’S LAW ENFORCEMENT ACT.


Аннотация: В рамках данной статьи автором исследуются вопросы связанные с определением субъектного состава реализации права на обжалование правоприменительных актов работодателя, выделяются конкретные лица которые обладают правами на обжалование правоприменительных актов работодателя, дается их краткая характеристика, по результатам проведенного исследования делается вывод.

Безусловным фактом является то обстоятельство, что право на судебное обжалование правоприменительных актов работодателей входит в содержание общего конституционного права на судебную защиту. Так, провозглашение Российской Федерации правовым государством, а также признание человека высшей ценностью неизбежно влечет за собой обязанность по обеспечению надлежащей юридической охраны личности.

Так, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ[1] закрепляет гарантию получения каждым государственной защиты его прав и свобод. Особое место в данном случае занимает защита судебная.

Статья 46 Конституции России содержит право индивида отстаивать собственные интересы в судебном порядке, включая обжалование любых решений, действий или бездействий органов, наделенных властными полномочиями, общественных объединений и должностных лиц, в том числе и правоприменительных актов работодателей. Помимо Конституции Российской Федерации, право на судебное обжалование правоприменительных актов работодателей закреплено в ряде нормативных-правовых актов, а именно: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[2], ГПК РФ[3], ТК РФ[4] и другими актами. В п. 2 Постановления Конституционного суда России N 5-П от 11.05.2005 г. отмечается, что, с одной стороны, право на судебную защиту относится к основным правам и свободам индивида, а с другой, одновременно является гарантией всех остальных прав и свобод[5].

Отметим, что исследовав нормы ТК РФ и материалы судебной практики[6], мы можем отметить, что субъектами права на обжалование правоприменительных актов работодателя могут быть субъекты трудовых и непосредственно связанных с ними отношений (за исключением самого работодателя), а именно: работники, профсоюзный орган, государство в лице своих органов (прокуратура, инспекции труда). Последовательно рассмотрим возможные варианты.

  1. Работники обладают широким спектром возможностей оспаривания правоприменительных актов работодателя. В частности, они могут избрать как судебный порядок оспаривания правоприменительных актов обратившись в соответствующий орган судебной власти (ст. 391 ТК РФ), так и внесудебный порядок, обратившись в профсоюз (ст. 380 – 378 ТК РФ), обратившись в органы прокуратуры РФ и трудовой инспекции. Отметим, что работник в трудовых правоотношениях является заведомо «слабой стороной» и в виду этого обладает наибольшими возможностями по оспариванию правоприменительных актов работодателя.
  2. Прокурор традиционно является одним из носителей права на обжалование правоприменительных актов работодателей в виде осуществления прокурором надзорной функции. Исходя из толкования ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»[7], предметом прокурорского надзора является в том числе деятельность работодателя по изданию правоприменительных актов. В силу прямого на то указания ст. 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор имеет право, по результатам проверки правоприменительных актов работодателя, направить представление об устранении нарушений закона и требование об отмене правоприменительного акта работодателя. Помимо этого, прокурор имеет право обратиться в суд с требованием об отмене правоприменительного акта работодателя.

Таким образом, применительно к сфере деятельности прокуратуры защита трудовых прав прокурором, а также свобод и законных интересов граждан в гражданском судопроизводстве представляет собой самостоятельным и обязательным продолжением надзорной деятельности в области трудовых отношений, а также значительной составной частью защиты конституционных прав и свобод граждан.

  1. Статья 30 Конституции РФ предусматривает: «Каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональ­ные союзы для защиты своих интересов». Такое право закреплено международным законодательством лишь с 1966 года. Оно являет­ся одним из важнейших прав человека, признанных Международ­ным пактом о гражданских и политических правах (ООН, 1966 г.)[8], который в п. 1 ст. 22 провозглашает, что «каждый имеет право на свободу ассоциации с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих интересов». Также следует отметить, что в каждом из институтом трудового права в ТК РФ есть статья, предусматривающая определенное (хотя и ограниченное) участие профсоюзного органа в правопри­менительных действиях администрации. Таких статей в ТК РФ около двух де­сятков.
  2. В силу ст. 356 ТК РФ, государственная инспекция труда также имеет возможность влиять на правоприменительную деятельность работодателя, посредством проверок соответствующих актов работодателя и выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений. В силу ст. 357 ТК РФ, государственным инспекторам труда прямо предоставлено право предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного мы можем отметить, что право на судебное обжалование правоприменительных актов работодателей – это центральный способ защиты прав, свобод и интересов субъектов трудовых отношений, реализуемый в установленной процедурно-процессуальной форме. Подчеркнем, что именно критерий эффективности системы судебной защиты субъектов трудовых отношений, является одной из базовых характеристик государства как демократического и правового. Субъектный состав лиц, которым предоставлено право на оспаривание правоприменительных актов работодателя, включает: а) работников; б) прокурора; в) профсоюзные органы; г) инспекции труда.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации: основной закон от 12 декабря 1993 г. ; (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) ; с изм. и доп. (в ред. от 21.07.2014 № 11–ФКЗ) // Российская газета. – 1993. –25 декабря (№ 237).
  2. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1–ФКЗ (ред. от 30.10.2018г.) // Собрание законодательства РФ. 1997. № 1. Ст. 1.
  3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 14.11.2002 N 138–ФЗ (ред. от 26.07.2019г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
  4. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30.12.2001 N 197–ФЗ (ред. от 02.08.2019г.) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.
  5. Постановления Конституционного суда России N 5–П от 11.05.2005 г. [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: материалы судебной практики. Режим доступа: www.consultant.ru. Дата обращения: 15.10.2019г.
  6. Определение Московского городского суда от 30.05.2011 по делу № 33–16809, Определение Московского городского суда от 30.06.2011 по делу № 33–17010 [Электронный ресурс] // Консультант Плюс: справочные и правовые системы: материалы судебной практики. Режим доступа: www.consultant.ru. Дата обращения: 15.10.2019г.
  7. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202–1 (ред. от 26.07.2019г.) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 8. Ст. 366.
  8. Международный пакт о гражданских и политических правах: Принят 16.12.1966 Резолюцией 2200 (XXI) на 1496–ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. № 17. Ст. 291.