УДК 371.263, 372.862

РАЗВИТИЕ ГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

№25,

Педагогические науки

Кузьмина Наталия Сергеевна


Научный руководитель: Латипова Л.Н., к.пед.наук, доцент.


Ключевые слова: ГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ; СХЕМА; ТЕХНОЛОГИЯ; ФГОС ООО; ОНЛАЙН-УРОК; ОНЛАЙН-ОПРОС; ОНЛАЙН-ПРОГРАММА; GRAPHIC LITERACY; SCHEME; TECHNOLOGY; GEF LLC; ONLINE LESSON; ONLINE SURVEY; ONLINE PROGRAM.


Аннотация: В данной статье автор рассмотрел возможность использования онлайн-редакторов в развитии графической грамотности у обучающихся 7 класса на уроках технологии. Экспериментальным путем была доказана его эффективность, о чем следуют не только полученные результаты апробации, но и проведенного онлайн-опроса на платформе Google.

Графическая подготовка на уроках технологии является одной из важных составляющих в учебном предмете «Технология», которая способствует формированию графической грамотности обучающихся, столь необходимой в общей технологической культуре современного человека. Графическая грамотность является элементом универсальной человеческой культуры, в связи с этим она требует формирования элементарных навыков чтения и выполнения схем, а также понимания содержащейся в них информации, с такой потребностью школьник уже сталкивается на первых уроках технологии. Это возможно, если учитель связывает выполнение необходимых задач с продукцией, которую делают ученики, поскольку требуется работа с технической и технологической документацией. Выполнение таких задач будет способствовать развитию пространственных представлений и образного мышления, понимания графического представления информации.

Как известно, схемы кратко записывают данные о форме, размерах и другую информацию о товаре, необходимую для его изготовления. Обучающиеся в технологической подготовке должны знать, что диаграммы и другие графические изображения являются основными документами для планирования производственного процесса (технологического процесса) продукта и контроля его правильной реализации. Кроме того, диаграммы и другие графические изображения также играют образовательную роль, поскольку они обеспечивают реализацию принципа визуализации в демонстрационных методах обучения, более того, чертежи, эскизы, диаграммы предоставляют точную образную информацию о внутренней структуре изделия. Но для использования на уроках по технологии рисунков, эскизов, технических чертежей и диаграмм обучающиеся должны иметь возможность сначала прочитать, а затем составить необходимую графическую документацию.

На уроках технологии обучающиеся осваивают навыки чтения и составления учебных и технологических карт. Технологические карты представляют информацию о технологическом процессе изготовления изделия в специальной письменной и графической форме, в которой представлен алгоритм этого процесса. Карточки с инструкциями отличаются от технологических тем, что они отражают трудовую сторону процесса производства продукции и содержат список методов работы для выполнения конкретной трудовой операции.

Наиболее сложной методической проблемой является формирование начальных элементов графической грамотности. Работа с графическими понятиями начинается в начальной школе, например, во втором классе обучающиеся уже сами начинают разрабатывать технологические карты на изготовление изделия. Зачастую к пятому классу мы получаем обучающихся с недостаточно развитым пространственным воображением.

Современные школьные учебники по технологии, а также рабочие тетради на печатной основе, как составной компонент учебно-методического комплекса содержат в достаточном объеме схемы с необходимыми для усвоения названиями элементов деталей, что позволяет учителю четко планировать работу по обучению правилам чтения чертежей, но к сожалению, они не раскрывают современного содержания технологического образования в условиях внедрения Концепции технологического образования, обновления содержательного наполнения предмета «Технология» и перехода общества в цифровой формат общения. Все это собственно и побудило нас определить тему нашего исследования: «Развитие графической грамотности у обучающихся на уроках технологии».

Формирование перечня планируемых результатов регламентируются ФГОС ООО [1]. В соответствии, с нашим исследованием, мы решили акцентировать внимание на графической грамотности, являющейся основной составляющей в технологическом образовании. Основы построения, конструирования, проектирования, создание графических документов как составляющая графической грамотности является обязательной составляющей образования для всех инженерных специальностей и технических направлений профессионального обучения (среднего, высшего).

Техника вязания прививает навыки работы со схемами, условными обозначениями. Сегодня в условиях реализации требований Примерной программы ООО, обучающиеся должны владеть ещё и навыками создания графических документов с использованием графических редакторов[1].

С целью проверки эффективности развития графической грамотности мы провели педагогический эксперимент на базе Муниципального казенного образовательного учреждения «Кузебаевская средняя общеобразовательная школа» Алнашского муниципального района, Республика Удмуртия. Экспериментом было охвачено 3 обучающихся 7 класса сельской школы.

По итогам проведения онлайн-урока на площадке Google Classroom, а также после изучения программы-конструктора Tamicа обучающимся было предложено пройти онлайн-опрос на платформе Google, содержащий вопросы относительно изучаемого материала, техники вязания спицами, призванный помочь нам выявить отношение обучающихся к учебному материалу.

Разработанный и апробированный нами в ходе исследования урок по теме «Изучение и составление базовых схем для вязания спицами с помощью онлайн-редакторов» носит практико-ориентированный характер [2]. Он способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых умений и навыков, но и способствует развитию личностного и творческого потенциала обучающихся посредством декоративно-прикладной деятельности, а также пространственного мышления и моделирования.

По результатам онлайн-опроса, проведенным по итогам урока на платформе Google, мы пришли к выводу, что в целом, обучающиеся 7 класса увлекаются вязанием спицами, на это указывает высокий процент положительных ответов, но тем не менее, в условных обозначениях, используемых для составления схем разбираются только 33,3%, опрошенных респондентов. Стоит отметить, что такое же процентное соотношение опрошенных обучающихся до прохождения урока и ознакомления с онлайн-программой для вязания tamica совсем не разбирались в условных графических обозначениях, но после проделанной работы их знания значительно пополнились. Относительно малый процент респондентов (33.3%) слышали ранее о программах для вязания, но никто из них не применял данные программы на практике.

Легко освоить онлайн-программу tamica удалось лишь одной обучающейся, у остальных возникли некоторые трудности в виду отсутствия практического применения графических обозначений. В процессе проектирования схемы у обучающихся возникли такие трудности как:

— отсутствие четких знаний условных обозначений в вязании спицами, в следствии чего обучающиеся путали графические обозначения;
— неизвестный ранее интерфейс программы tamica вызвал у обучающихся некоторые вопросы, касаемые использования программы-конструктора.

Стоит также отметить, что при этом обучающимся 7 класса использование онлайн-программы позволило обогатить и пополнить их знания в сфере графической грамотности. Вязать по схемам, составленным с помощью онлайн-программы хотели бы 66,7% опрошенных респондентов.

Формирование графической грамотности школьников в таких условиях может легко проходить, так как здесь будут преобладать занятия, ведущим методом которых является демонстрация (показ), которая способна сформировать у обучающихся точный и конкретный образец профессиональных навыков графической грамотности.

Проведя художественно-аналитическое исследование и рассмотрев многочисленные варианты нами был спроектирован и изготовлен вязаный комплект «Семья котиков», который может быть использован как проектная творческая работа и арт-объект оформления интерьера, а также демонстрационный материал, призванный помочь учителю технологии в организации учебного процесса.


Список литературы

  1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://fgosreestr.ru/registry/пооп_ооо_06-02-2020/ (дата обращения 26.05.2020)
  2. Павлова О.В. Технология. 7 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по уч. В.Д.Симоненко. ФГОС / О.В. Павлова. – М.: Учитель, 2018. – 154 с.