УДК 34

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО КАК ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ

№25,

Юридические науки

Ленчук Кирилл Николаевич


Научный руководитель: Шаляева Ю.В., кандидат исторических наук.


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО; СТРОИТЕЛЬСТВО; ИННОВАЦИИ; ИННОВАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ; СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ; PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP; CONSTRUCTION; INNOVATION; INNOVATIVE MECHANISM; CONSTRUCTION INDUSTRY.


Аннотация: В статье отражены исследования, посвященные государственно-частному партнёрству как инновационному механизму развития строительной отрасли. Выявлено, что успешная реализация ГЧП в строительной отрасли находится в зависимости от различных внешних и внутренних факторов, которые влияют на инвестиционные проекты, а также от степени рисков, которые присущи данному виду сотрудничества в конкретной сфере деятельности. Особенно актуальным является ГЧП при строительстве объектов недвижимости, которое предполагает крупные капитальные вложения.

Кроме определения государственно-частного партнерства, закрепленного в Законе, существует немало других, которые содержат в себе характеристики этого института. ГЧП представляет собой «совокупность форм и методов среднесрочного и долгосрочного сотрудничества органов власти и субъектов хозяйствования для достижения общих целей и решения общественно значимых задач». Данный термин впервые использовали для того, чтобы обозначить отношения государства и субъектов предпринимательской деятельности в сфере производственной и социальной инфраструктуры.

Как уже отмечалось, в научной литературе встречаются различные взгляды на толкование понятия «государственно-частное партнерство». По мнению С.П. Вострикова, «ГЧП это такой тип взаимодействия органов власти и бизнес-сообщества, при котором государство выступает в роли делового партнера, а не регулятора».

Г.Г. Чахкиев определяет государственно-частное партнерство, как процесс, в ходе которого выстраивается конструктивный взаимовыгодный диалог между субъектами хозяйствования и органами власти. Автор считает, что цель данного процесса для государства — привлечь дополнительные инвестиции на реализацию социально значимых проектов, а со стороны бизнеса – улучшить условия ведения эффективной предпринимательской деятельности.

Е.О. Гоосен пишет, что ГЧП является формализованным институциональным и организационным альянсом между частным и государственным секторами, который создан для производства общественно необходимых благ.

При этом под термином «государственно-частное партнерство понимаются любые формы сотрудничества представителей предпринимательства и государства».

Приведенные трактовки ГЧП в полной мере не отражают экономическое содержание данного термина, в них нет указания на формы взаимодействия бизнеса и власти, принципов, на которых строится их сотрудничество, четких целей их взаимодействия.

Законодательная трактовка рассматриваемого термина предполагает сотрудничество предпринимателей и государства. Данное сотрудничество необходимо для реализации проектов создания новых товаров, услуг, продуктов, а также модернизации действующих проектов.

В отличие от определений, которые представлены в научной литературе, в законодательном акте отражаются важнейшие положения государственно-частного партнерства — распределение рисков и обязательств, что отличает ГЧП от других видов взаимодействия бизнеса и органов власти.

Государственно-частное партнерство — одна из основных форм реализации инфраструктурных проектов, поскольку строительство объектов инфраструктуры представляет собой важнейшее направление социальной политики Российской Федерации.

Особенно актуальным является ГЧП при строительстве объектов недвижимости, которое предполагает крупные капитальные вложения.

Для государства привлекательность ГЧП в строительной отрасли определяется следующими основными факторами:

1) можно разделить издержки с частным партнером, что является немаловажным в ходе реализации дорогостоящих строительных проектов с большим сроком окупаемости;
2) часть социально-экономических и технических рисков передается частному сектору.

Что касается второго фактора, то в данном случае строительно-инвестиционные проекты подвержены специфическим рискам, таким как:

1) постоянно растут цены на строительные материалы и подрядные работы, «что при длительном сроке реализации проектов строительства объектов инфраструктуры влияет на конечные капитальные и текущие затраты»;
2) немалый процент просроченной кредиторской задолженности предприятий строительной отрасли, что происходит довольно часто и оказывает влияние на возможность получения ссуды в банках;
3) изнашиваются основные фонды строительных предприятий;
4) низкая производительности труда, в том числе, за счет недостатка высококвалифицированного строительного персонала;
5) ярко выражена сезонность строительных работ, зависимость от погодных условий и других географических факторов;
6) низкая платежеспособность заказчиков;
7) недобросовестная конкуренция в отрасли, особенно на этапе проведения тендеров;
8) быстро меняющиеся условия внешней и внутренней среды функционирования строительных компаний.

Таким образом, приходим к выводу, что успешная реализация ГЧП в строительной отрасли находится в зависимости от различных внешних и внутренних факторов, которые влияют на инвестиционные проекты, а также от степени рисков, которые присущи данному виду сотрудничества в конкретной сфере деятельности. Особенно актуальным является ГЧП при строительстве объектов недвижимости, которое предполагает крупные капитальные вложения.

Для государства ГЧП при строительстве объектов, играет положительную роль и удобно в таких случаях, как разделение издержек с частным партнером, передача части рисков частному сектору.

Однако, есть и такие риски, как рост цен на строительные материалы, немалый процент просроченной кредиторской задолженности предприятий строительной отрасли, износ основных фондов, низкая производительности труда из-за недостатка квалифицированного персонала.

Кроме того, данная сфера находится в зависимости от погодных условий и других географических факторов; имеет место низкая платежеспособность заказчиков; недобросовестная конкуренция, а также быстроменяющиеся условия внешней и внутренней среды функционирования строительных компаний.


Список литературы

  1. Щербаков К.В. Государственно-частное партнерство как основа эффективной экономики / К.В. Щербаков // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № 11. – С. 41-45.
  2. Швелидзе Д.А. Особенности иностранного участия в российских проектах государственно-частного партнерства / Д.А. Швелидзе // Научные записки молодых исследователей. – 2016. – № 2. – С. 46-54.
  3. Востриков, С.П. Государственно-частное партнерство как межсекторное социальное партнерство в образовании / С.П. Востриков // Вопросы политологии. – 2014. – № 3 (15). – С. 41-51.
  4. Чахкиев, Г.Г. Особенности развития государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства в Российской Федерации / Г.Г. Чахкиев // В сборнике: Современные корпоративные стратегии и технологии в России сборник научных статей. – Москва, 2017. – С. 148-159.
  5. Гоосен, Е.В. Опыт реализации проектов ГЧП в России / Е.В. Гоосен // Эко. – 2015. – № 2. – С. 163-175.
  6. Харисова, Р.Р. Развитие государственно – частного партнерства в сфере строительства / Р.Р. Харисова, Д.А. Ильина // В сборнике: современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 ч. – Москва, 2017. – С. 123-130.
  7. Пясецкая Д.В. ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО В СТРОИТЕЛЬСТВЕ // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. 2019. №16. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-stroitelstve (дата обращения: 22.06.2020).