УДК 34

ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

№25,

Юридические науки

Шарапов Александр Михайлович


Научный руководитель: Шаляева Ю.В., кандидат исторических наук.


Ключевые слова: МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО; МАЛЫЙ БИЗНЕС; БИЗНЕС; ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА; SMALL BUSINESS; SMALL BUSINESS; BUSINESS; PROBLEMS OF IMPROVING LEGISLATION.


Аннотация: В статье отражены исследования, посвященные росту малого инновационного предпринимательства в России. Выявлена и обоснована необходимость активной поддержки со стороны государства в развитии инновационного бизнеса.

В настоящее время требуется формирование нормативной базы по обеспечению участия малого бизнеса в инновационной деятельности, что является одной из важных современных задач; о создании с этой целью, различных структур, в том числе, малых инновационных предприятий.

Малые инновационные предприятия имеют значимые преимущества в конкурентном противодействии, так как привлекается меньший объем капиталовложений на одного сотрудника в сравнении с крупными юридическими лицами. Кроме того, уверенно используется местный потенциал, то есть, научные, информационные и иные ресурсы.

Собственники малых инновационных предприятий являются более заинтересованными в соблюдении режима экономии средств и процессе инвестирования. Данные лица имеют достаточно высокую степень личной мотивации, что является одним из показателей успеха и позитивно влияет на деятельность предприятия.

Малые инновационные предприятия являются более информированными относительно уровня спроса в локальных рыночных условиях.

Нередко предоставление товаров и услуг осуществляется на основании заказа определенных потребителей, одновременно привлекаются средства для выплаты достойного вознаграждения значительному количеству лиц, участвующих в наемном труде.

Малые предприятия содействуют решению проблемы занятости населения и этим выгодно отличаются от крупных предприятий, что способствует подготовке квалифицированных кадров и распространению передового опыта работы.

Для образовательных учреждений малые инновационные предприятия гарантируют следующие виды преимуществ:

— возрастание авторитета и значимости организации путем увеличения количества и улучшения качества инновационных технологий;
— положительный эффект от сочетания результатов научной деятельности и их коммерциализации с целью сокращения временных затрат для поступления продукции на рынок;
— обеспечение качества образовательных услуг в ходе участия научных работников в деятельности по созданию инноваций;
— предоставление студентам, аспирантам и выпускникам университетов и других высших учебных заведений рабочих мест, а также создание условий для их профессионального роста.

Для малых инновационных предприятий характерно наличие тех же проблем, с которыми периодически сталкивается вся инновационная деятельность в целом. Несмотря на то, что в Российской Федерации провозглашен курс на инновационное развитие, данный процесс развивается крайне медленно.

Основной причиной в этом случае, является сырьевая зависимость экономики государства и недостаточно эффективная ее техническая модернизация.

Слабое развитие инновационной деятельности объясняется также и отсутствием заинтересованности в ее формировании со стороны, как государственного, так и частного секторов. На низком уровне находится показатель восприимчивости бизнеса к инновациям.

Создавшееся положение объясняется, в первую очередь, несовершенством нормативно- правовой базы; а также административных методов управления, что способствует развитию коррупции и избирательному подходу в защите охраняемых законом интересов.

Внедрение новых технологий и продуктов отдельными субъектами экономической деятельности откладывается на неопределенный период времени, со ссылкой на отсутствие, для этой цели, финансовых средств. Действующие участники предпринимательства ориентированы на выполнение повседневных и текущих задач в ущерб определения и планирования долгосрочных перспектив.

Главной проблемой, которая препятствует развитию инновационного направления, является медленное создание системы малых и средних инновационных предприятий.

Препятствуют их формированию правовые и административные рамки, недостаточное финансирование, несовершенная исследовательская база, а также трудности в обеспечении правовой охраны интеллектуальной собственности, наличие правонарушений в данной области, а также недобросовестная конкуренция в научно-технической среде.

Требуется наличие комплексного подхода к упорядочению проблем, создающих препятствия для развития малых инновационных предприятий в системе образования.

Таким образом, в настоящее время требуется формирование нормативной базы по обеспечению участия малого бизнеса в инновационной деятельности, что является одной из важных современных задач; о создании с этой целью, различных структур, в том числе, малых инновационных предприятий. Несмотря на то, что в Российской Федерации провозглашен курс на инновационное развитие, данный процесс развивается крайне медленно. Основной причиной в этом случае, является сырьевая зависимость экономики государства и недостаточно эффективная ее техническая модернизация. Слабое развитие инновационной деятельности объясняется также и отсутствием заинтересованности в ее формировании со стороны, как государственного, так и частного секторов. На низком уровне находится показатель восприимчивости бизнеса к инновациям. Перечисленные проблемы заслуживают принятия дополнительных мер правового регулирования.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и 7-ФКЗ, от 05 фев. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ // Рос.газ.- 2009.- 21 янв.; 2014.- 07 февр.; 23 июля.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ: [принят Государственной Думой 21 окт. 1994 г.]: в ред. Федер. закона от 18 июля 2019 г. № 177-ФЗ // Рос. газ.- 1994.- 08 дек.; 2019.- 22 июля.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ: [принят Государственной Думой 22 дек. 1995 г.]: в ред. Федер. закона от 18 марта 2019 г. № 34-ФЗ // Рос. газ.- 1996.- 10 фев.; 2019.-20 марта.
  4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ: [принят Государственной Думой 06 июля 2007 г.: одобрен Советом Федерации 11 июля 2007 г.]: в ред. Федер. закона от 02 авг. 2019 г. № 293-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.-2007.- № 31.- Ст. 4006; 2019.- № 31.- Ст. 4452.
  5. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федер. закон от 08 августа 2001 г. № 129-ФЗ: [принят Государственной Думой 13 июля 2001 г.: одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 г.]: в ред. Федер. закона от 26 ноября 2019 г. № 378-ФЗ // Рос. газ.- 2001.- 10 августа; 2019.- 28 ноября.
  6. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля : Федеральный закон от 26 дек. 2008 г. ; 294- ФЗ: [принят Государственной Думой 19 дек. 2008 г.: одобрен Советом Федерации 22 дек. 2008 г.]: ред. Федер. закона от 02 августа 2019 г. № 310-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.- 2008.- № 52.- Ст. 6249; Рос. газ.- 2019.- 09 августа.
  7. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие / под ред. О.В. Шеменевой, Т.В. Харитонова.- Москва, 2014.- 296 с.