УДК 33

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РФ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

№25,

Экономические науки

Воронцова Ирина Александровна


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ; ДОТАЦИИ; БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА; ПЛАНИРОВАНИЕ; STATE BUDGET; GRANTS; BUDGET POLICY; PLANNING.


Аннотация: В статье исследуются вопросы, а также проблемы бюджетной системы и формирования государственной политики в современных условиях.

Принципиальным требованием к бюджетной политике является обеспечение реальной без дефицитности государственного бюджета, как на кассовой основе, так и на основе обязательств. Бездефицитный бюджет является залогом общей финансовой устойчивости государства.

Крайне актуальной является проблема расширения собственной доходной базы бюджетов регионов и местных органов исполнительной власти. Перекладывание федеральным правительством на местные бюджеты дополнительных расходов по финансированию социальной сферы и ряда других расходов не сопровождается расширением их доходной базы. В тоже время существует необходимость снижения роли парораспределительных процессов, осуществляемых федеральным правительством. Дотации, субсидии, субвенции как методы наделения финансовыми ресурсами территориальных бюджетов — несовершенны. Они не стимулируют у территориальных органов власти развитие хозяйственной инициативы. Такая практика передачи средств ослабляет и возможности финансового контроля. Главным направлением использования финансовых ресурсов для территорий должно стать финансирование местной производственной базы как основы для получения в будущем собственных бюджетных доходов. Другой острейшей проблемой бюджетной политики является размер государственного долга, его нарастание, необходимость повышения эффективности управления этим долгом. Укрепление доходной базы бюджетов всех уровней возможно только при следующих условиях:

— при динамично развивающихся главных отраслях хозяйственно-экономического комплекса в целом, в масштабах всей страны и каждого региона в отдельности. Как правило, увеличение валового регионального продукта приводит к заметному укреплению доходной базы соответствующих бюджетов.
— при направлении инвестиций в больших объёмах с участием зарубежных и российских инвесторов в дотационные регионы. В этом случае происходит увеличение налоговых поступлений не только в данный момент времени, но и в перспективе. В конечном итоге заметно укрепляется доходная база бюджетов местных и региональных, сокращается хронический дефицит бюджета;
— при проведении активной работы контролирующих органов налоговой службы по выявлению юридических и физических лиц, укрывающих истинные размеры доходов от налогообложения.

Учитывая, что все субъекты РФ и муниципальные образования в настоящее время находятся в неравных экономических, географических и демографических условиях, в них с разной степенью качества и эффективности организован управленческий менеджмент, что зачастую зависит от субъективного фактора, предлагается все регионы разделить на категории (сбалансированные, дотационные и депрессивные), установить артериальный подход, по которому тот или иной субъект бюджетных отношений отнесён к одной из категорий, что позволит дифференцировано подходить к установлению основ формирования доходных частей бюджетов и финансирования субъектов РФ и муниципальных образований, относящихся к той или иной конкретной категории.

Доказывается целесообразность осуществления планирования финансовой деятельности и построения бюджетов, исходя не из формирования доходной части бюджета, а из необходимости полного финансирования расходов каждого конкретного бюджета. То есть, осуществлять финансовую деятельность не на основании запланированных затрат, (а в дальнейшем пересматривать бюджеты на стадии их исполнения и сокращать ранее установленные объёмы расходов на основании объёмов реально собранных доходов), а, наоборот, установив объёмы необходимых затрат, определять источники и соответствующие объёмы доходов.

Отказ от существующей практики централизации основных налоговых поступлений в федеральном бюджете с последующими трансфертами, позволяет предложить в качестве одного из путей расширения доходной части бюджета субъекта РФ изменение порядка распределения налоговых поступлений между бюджетами, производить перераспределение между бюджетами поступления средств от налога на добавленную стоимость.

Следует сократить число прямых (главных) получателей средств из федерального бюджета, что позволит создать более эффективную ведомственную структуру расходов бюджета, строже спрашивать за его исполнение с ограниченного круга министерств и ведомств.

Необходимо выделить приоритеты расходования бюджетных средств и определить статьи расходов, которые не являются первоочередными и могут быть сокращены в будущем.

Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета – разработка бездефицитного бюджета, в котором объём расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удаётся, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.

Одной из проблем современного развития РФ является возрастающая социально-экономическая асимметрия регионов. Сбалансированность бюджетов по вертикали в первую очередь зависит: от принятого разграничения вопросов ведения и полномочий между федеральным центром, субъектами федерации и органами местного самоуправления, соответствия доходов бюджета расходам, методики определения бюджетных ресурсов, необходимых для реализации каждого расходного обязательства, системы закрепления налоговых доходов за каждым уровнем бюджетов, принятых методик межбюджетного выравнивания.

Решение проблемы установления справедливых и прозрачных методик и процедур распределения консолидированных бюджетных средств бюджетной системы по вертикали имеет также первостепенное значение для обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Критерии выделения трансфертов регионам из федерального бюджета не отражают действительного социально-экономического состояния и потребностей субъектов РФ, не создают стимулов для увеличения доходной базы региональных бюджетов. Государственная политика межбюджетного регулирования приводит к еще большей территориальной дифференциации развития субъектов РФ. Существующий механизм перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы приводит к выравниванию региональных различий в минимальной степени. В целом межбюджетное регулирование не достигает цели и способствует усилению диспропорций регионального развития.

Кроме того, число налогов, закрепленных за бюджетами субъектов РФ и муниципалитетами, сократилось, а доля межбюджетных трансфертов увеличилась. В сложившейся ситуации не может быть обеспечена финансовая самостоятельность муниципальных образований. Не создаются стимулы для наращивания доходов бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Основная часть бюджетных ресурсов, которыми располагают органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, направляется на обеспечение обязательств государства и муниципальных образований в социальной сфере. Недостаточность бюджетных ресурсов не позволяет субъектам РФ и муниципалитетам планировать и осуществлять собственную инвестиционную политику, направленную на развитие экономики региона. Немного численными инструментами, позволяющими влиять на экономические процессы, являются ограниченные возможности предоставления налоговых преференций и нормативного правового стимулирования экономической деятельности. В таких условиях закрепленная на федеральном уровне практика планирования и осуществления федеральным центром инвестиционных проектов является почти единственным механизмом стимулирования экономических процессов, повышения налогового потенциала регионов и муниципалитетов.

Также необходимо отказаться от финансирования социальных расходов с федерального уровня и передать реальные полномочия по их финансированию на региональный и местный уровень за счёт радикального перевода межбюджетных трансфертов (преимущественно субсидий и дотаций) в налоговые доходы региональных и местных бюджетов.

С целью увеличения доходов местных бюджетов в первоочередном порядке необходимо реализовать следующий комплекс законодательных и иных мер: упрощение оформления в собственность физических лиц недвижимости, земельных участков; формирование достоверной базы о плательщиках местных налогов, упрощение и удешевление оформления земель сельскохозяйственного назначения в собственность, наделение органов местного самоуправления муниципальных образований полномочиями по администрированию местных налогов и др. В долгосрочной перспективе, с целью создания долгосрочных и устойчивых стимулов для увеличения доходной базы, необходимо переходить от взимания налога на доходы физических лиц по месту работы к взиманию по месту регистрации гражданина, налога на прибыль не по месту регистрации предприятия, а, по месту его физического нахождения.

Следует так же обратить внимание на проблемы нестабильности федерального законодательства «полномочиях», нестабильности, усложненности бюджетного законодательства. Одним из принципиальных недостатков Бюджетного кодекса РФ является отсутствие основополагающих критериев межбюджетного выравнивания и критериев установления методик формирования и распределения средств различных фондов. В отсутствие таких критериев, наделение Правительства РФ полномочиям устанавливать методики межбюджетного выравнивания приводит к еще большей нестабильности законодательства и непрозрачности бюджетного процесса.


Список литературы

  1. Финансы: учебник./Под ред. М.В. Родионовой. – М.: Финансы и статистика, 2019.
  2. Ханчук Н.Н. Бюджетная система Российской Федерации. – Владивосток: ДВГУ, 2015. – 240 с.
  3. Шаповал С.Л. Направления развития системы бюджетного планирования. // Экономический вестник университета. Сборник научных трудов ученых и аспирантов. – 2017. – №32. – С. 204-212.
  4. Швецов Ю.Г. О состоянии российского бюджетного федерализма. Налоги и финансы. – 2017. – №2. – С. 15-24.
  5. Шихметова А.Ф. Перспективы развития бюджетной системы РФ. // Сборник статей VIII Международной научно-практической конференции. – Пенза: Изд-во: ПГАУ, 2018.
  6. Яндиев М. Уровни бюджетной системы в России //Финансы. – 2017–№2. – С. 45-52.
  7. Яруллин Р.Р. Нецелевое использование средств бюджета бюджетной системы России в условиях противодействия коррупции // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 10-3. – С. 678-684.
  8. Ковтун О.О., Хозяинова К.О. Механизм обеспечения финансовой безопасности России: бюджетная политика, денежно-кредитная политика, налоговая политика государства [Электронный ресурс] URL: https://sibac.info/archive/economy/11(83).pdf
  9. Официальный сайт Министерства финансов РФ [Электронный ресурс] URL: http://www/minfin.ru
  10. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики РФ [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru
  11. https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=518142#1