УДК 33

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ И ФОРМИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

№25,

Экономические науки

Воронцова Ирина Александровна


Ключевые слова: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ; СИСТЕМА БЮДЖЕТА; БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО; STATE BUDGET; BUDGET SYSTEM; BUDGET LEGISLATION.


Аннотация: В статье исследуются вопросы государственный бюджет и формирования бюджетной системы в Российской Федерации. Рассматривается специфика образования бюджета.

Государственный бюджет имеет огромное значение в развитии и процветании любого государства, позволяет государству задействовать непосредственно экономические рычаги государственного регулирования, стимулировать развитие наиболее приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Практика формирования бюджетных систем в различных странах и исторический опыт свидетельствуют о том, что все они формировались с учётом наиболее оптимального взаимодействия между бюджетами разного уровня, которое позволяло бы обеспечивать финансовую самостоятельность каждого субъекта власти в едином государстве. В последние годы многими странами приложены серьезные усилия по модернизации управления государственным бюджетом.

В России бюджетное законодательство с начала 90-х гг. прошлого века стало активно развиваться и совершенствоваться и является одним из основных факторов экономического и политического развития страны.

Успех экономического реформирования в нашей стране в наибольшей степени зависит от того, в каком направлении пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованиям современного времени.

В связи с этим изучение бюджетной системы, бюджетного процесса, приобретает в настоящее время особую актуальность.

объектом исследования является бюджетная система Российской Федерации, ее сущность, а так же звенья бюджетной системы (федеральный бюджет, региональный бюджет, местный бюджет).

Предмет исследования составили вопросы о формировании бюджета в Российской Федерации, его основные принципы и цели, на которые расходуются бюджетные средства.

Бюджетная система любой страны – это совокупность бюджетов всех уровней, объединенных общими принципами построения и имеющих установленные законом взаимоотношения.

Бюджетный кодекс Российской Федерации дает следующее определение бюджетной системы: «бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

При этом стоит отметить, что в данном кодексе отмечено, что бюджетная система это не просто совокупность бюджетов, а основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации и регулируемая законодательством Российской Федерации. От государственного устройства зависят состав бюджетной системы и, соответственно, порядок как внутреннего, так и внешнего взаимодействия бюджетов в рамках бюджетной системы.

Бюджетная система даёт возможность обеспечить реальными денежными средствами все территории федеративного государства, осуществляет перераспределение части национального дохода на финансирование расходов, обусловленных интересами общества и большинства социальных групп. Поэтому все территории и все народы, населяющие государство, входящие в его состав, будут обеспечены достаточными финансовыми ресурсами, что гарантирует в полном объёме суверенитет и безопасность государства в целом.

Функционирование бюджетной системы определяется на основе понятия «бюджетный процесс». Под бюджетным процессом, профессор Дробзина Л.А. понимает как, «регламентированную законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению федерального, регионального и местных бюджетов».

В Бюджетном кодексе РФ закреплены следующие принципы бюджетной системы.

Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учёта средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. Данный принцип позволяет бюджету прочувствовать всю сущность единства, ощутить его неделимость, то, что для каждого субъекта определен свой бюджет, своя правовая база, свой единый порядок расходов и доходов.

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления. Благодаря данному принципу, видно как и за какими органами государственной власти закрепляются доходы и расходования бюджета и кто отвечает за финансирования дефицита бюджета.

Принцип самостоятельности бюджетов означает: право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств; право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; прав органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов. Самостоятельность бюджета определяется в том, кто обеспечивает эффективное использование и сбалансированность бюджета.

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объёма, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов. Благодаря принципу равенства мы наглядно видим какие бюджетные полномочия имеют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объёме отражаются в соответствующих бюджетах. Данный принцип позволяет рассмотреть как отражаются существенные условия каждого бюджета в Российской Федерации.

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объём предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объёму доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учёту средств бюджетов. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Сбалансированность бюджета наглядно демонстрирует работу уполномоченных органов, задача которых кроется в минимизации дефицита бюджета.

Принцип эффективности использования бюджетных средство означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объёма средств или достижения наилучшего результата с использованием определённого бюджетом объёма средств. Эффективность использования бюджетных средств показывает правовую базу, многолетний опыт и то, как участники бюджетного процесса приспособились к нестабильной экономики, при этом пытаются грамотно и эффективно использовать бюджетные средства.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом о бюджете в части, касающейся:

— субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
— средств целевых иностранных кредитов (заимствований);
— добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;
— расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;
— расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;
— отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года;
— расходов бюджета, осуществляемых в случаях и в пределах поступления отдельных видов неналоговых доходов.

Расходы бюджета являются его неотъемлемой частью, только в определенных случаях они могут быть связаны с доходами бюджета, это позволяет им минимизировать риски бюджетной дефицитности.

Принцип прозрачности означает: обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчётов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований.

В первую очередь данный принцип важен для самих граждан, можно сказать что это один из методов общественно-финансового контроля населения. Он раскрывает всю картину, для простого обывателя, об утверждении, исполнении и отчёте о бюджете и его проделанной работе.

Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчёта доходов и расходов бюджета.

Расчёт расходов и доходов бюджета в социально-экономических показателях позволяет полностью раскрыть принцип достоверности бюджета, так как данный принцип позволяет наблюдать за надежностью социально– экономических прогнозах на соответствующей территории.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Чтобы получатели бюджетных средств были уверенны в том, что средства они получат своевременно и в полном объёме существует принцип адресности, а для использования денежных средств с конкретной целью – принцип целевого характера бюджетных средств.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Можно сказать, что принцип подведомственности расходов характеризуется вертикальной иерархией. Если взглянуть на сущность данного принципа, мы отчётливо видим, как получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главных распорядителей (от вышестоящего, к нижестоящим).

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

— право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
— право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных Бюджетным кодексом РФ;
— право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;
— прав органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с Бюджетным кодексом РФ самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счёт межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Содержание принципа самостоятельности весьма подробно раскрывается в Бюджетном кодексе РФ. В данном принципе можно увидеть доходную, расходную и организационную составляющую, а также автономность имущественной ответственности каждого субъекта в системе бюджетных отношений.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счёта бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Данный принцип позволяет прочувствовать, как происходит зачисление всех кассовых поступлений и каким образом осуществляются выплаты с единого бюджетного счёта и какие особенности связанны с данными выплатами и зачислениями.

Перечисленные принципы скорее являются требованиями, предъявляемыми к бюджетам, так как они недостаточно полно отражают финансовую и экономическую сущность бюджетной системы. Коваленко С.А. считает, что целесообразно будет, если добавить следующие принципы:

1. Соответствие бюджетной системы федеративному устройству страны.
2. Проведение всеми бюджетами, входящими в бюджетную систему, единой государственной социально– экономической политики, на основе разграничения между ними предметов ведения.
3. Направленность бюджетов на развитие национальной экономики и на достижение стратегических целей.

Таким образом, совокупность всех принципов позволяет проникнуть в саму структуру построения бюджетной системы, конечно, как и все системы, бюджетная система имеет свои достоинства и недостатки. Это связанно со многими факторами, в числе которых выступают как теоретические основы формирования бюджетов и расходования их средств бюджетами всех уровней бюджетной системы, так и бюджетный классификатор доходов и расходов.


Список литературы

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ
  2. Финансы, денежное обращение и кредит. / Под ред. проф. Дробзиной Л.А. – М.: ЮНИТИ, 1977. – С. 145.
  3. Омелёхина Н.В. Бюджетная система российской федерации в системе институтов финансовой безопасности государства. // Журнал российского права. – 2017. – №8. – С. 81-92.
  4. Каранина Е.В., Рязанова О.А. Бюджетная система России и регионов: учебное пособие. – Киров: ФГБОУ ВО «ВятГУ», 2015. – 215 с.
  5. http://ui.tsu.ru/wp-content/uploads/2018/04/2017-Диплом-ДО-Поткин.pdf
  6. Вершило Т.А. К вопросу об устойчивости бюджетной системы как основы финансовой безопасности государства // Финансовое право. – 2016. – №8.
  7. Региональная экономика. — Учебник под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2014
  8. Коваленко С. А. — Бюджетная система Российской Федерации и ее совершенствование на основе экономического моделирования финансовых процессов : диссертация … кандидата экономических наук. Белгород. 1999. 216 с.